Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Школа вежливых наук»
Направление: духовно-нравственное
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
Самоопределение
Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям.
- Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей. |
- Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве. |
- Понимание чувств других людей и сопереживание им. |
- Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. |
- Понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни. |
- Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие. |
Смыслообразование
- Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.
- Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
- Толерантное отношение и уважение к культуре других народов.
- Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов.
- Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.
- Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.
Морально-этическая ориентация
- Сформировано осознание своей этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя).
- Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности.
- Заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других людей.
- Способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник». Предпочтение социальному способу оценки знаний.
- Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
- Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков.
- Сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
- Умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей.
- Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы.
- Умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные
- Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию.
- Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
- Умение находить наиболее эффективные способы решения.
- Умение адекватно использовать речь и речевые средства.
- Умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
- Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы.
- Использование речи для регуляции своего действия.
- Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.
- Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.
Познавательные
- Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет.
- Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха.
- Понимание причин своего успеха/ неуспеха.
- Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
- Умение осуществлять анализ объектов.
- Умение осуществлять синтез как составление целого из частей.
- Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметные результаты:
- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;
- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;
- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание курса
Введение. Этика – наука о морали (8 часов)
Как я выгляжу. Мой внешний вид.
Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.
Как я выгляжу. Мимика и жесты.
Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка.
Школьный этикет (3 часа)
Внешний вид школьника. Порядок.
Поведение в школе.
Зачем быть вежливым (2 часа)
Зачем быть вежливым.
Сказка о вежливости (8 часов)
Вежливое поведение в природе.
Вежливые и невежливые поступки.
О дружбе и взаимопомощи людей.
Как исправить плохой поступок?
Добро и зло в сказках (4 часа)
Добро побеждает зло.
Добро и зло в сказках.
Этическая грамматика (9 часов)
Вежливость как основа воспитанности.
Какого ты рода, племени?
Точность, обязательность, аккуратность.
Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
Если бы вещи умели говорить.
Твои поступки и твои родители (2 часа)
Твои поступки и твои родители.
Обязанности ученика в школе и дома (3 часа)
Обязанности ученика в школе и дома.
Твои обязанности по отношению к родителям.
Чем богат человек (2 часа)
Чем богат человек.
Ты и твое здоровье (4 часа)
Ты и твое здоровье.
Твое здоровье в твоих руках.
Праздничный этикет (4 часа)
Праздничный этикет.
Наш класс (4 часа)
Толерантность - путь к миру.
Этика общения (10 часов)
Если песни петь, с ними веселей.
Добрым жить на белом свете радостно.
Добро творить – себя веселить.
Подумай о других.
Подарок коллективу.
Делу – время, потехе – час.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Подведение итогов работы (5 часа)
Мой творческий проект.
Что узнали? Чему научились?
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Элементы содержания занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Введение. Этика – наука о морали (8 часов) | ||||
Как я выгляжу. Мой внешний вид. | Овладевать понятием «я», «внешний вид». Отличать людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | |||
Как я выгляжу. Мой внешний вид. | ||||
Как я выгляжу. Этикет вежливого общения. | Усваивать понятия «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. | |||
Как я выгляжу. Этикет вежливого общения. | ||||
Как я выгляжу. Мимика и жесты. | Познакомить с понятием «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | |||
Как я выгляжу. Мимика и жесты. | ||||
Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка. | Составить требования к классному коллективу. Обсудить советы для мальчиков и девочек. Выбрать ответственных за выполнение этих советов. | |||
Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка. | ||||
Раздел 2. Школьный этикет (3 часа) | ||||
Внешний вид школьника. | Понять необходимость соблюдения школьной формы и выполнения внутреннего распорядка. Составить памятку поведения в школе. | |||
Порядок. | ||||
Поведение в школе. | ||||
Раздел 3. Зачем быть вежливым (2 часа) | ||||
Зачем быть вежливым. | Понять необходимость вежливого поведения, организовать работу в группах Уметь доказывать своё мнение. | |||
Зачем быть вежливым. | ||||
Раздел 4. Сказка о вежливости (8часов) | ||||
Вежливое поведение в природе. | Соблюдать правила поведения в природе, придумать сказку о вежливости. Работа в парах. | |||
Вежливое поведение в природе. | ||||
Вежливые и невежливые поступки. | Различать вежливые и невежливые поступки, характеризовать поступки сказочных героев. | |||
Вежливые и невежливые поступки. | ||||
О дружбе и взаимопомощи людей. | Определять понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | |||
О дружбе и взаимопомощи людей. | ||||
Как исправить плохой поступок? | Находить выход из сложных ситуаций, оценивать поступки на примере практических ситуаций. | |||
Как исправить плохой поступок? | ||||
Раздел 5. Добро и зло в сказках (4 часа) | ||||
Добро побеждает зло. | Различать добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | |||
Добро побеждает зло. | ||||
Добро и зло в сказках. | Организовать инсценирование отрывка из сказки. Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте. | |||
Добро и зло в сказках. Инсценирование сказки. | ||||
Раздел 6. Этическая грамматика (9 часов) | ||||
Вежливость как основа воспитанности. | Создавать памятки. Вести обсуждение. Выявлять ошибки, планировать свои действия в различных ситуациях. | |||
Какого ты рода, племени? | Характеризовать понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | |||
Какого ты рода, племени? | ||||
Точность, обязательность, аккуратность. | Характеризовать положительные качества характера человека, соотносить со своими личными. | |||
Точность, обязательность, аккуратность. | ||||
Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | Толковать понятия внешняя и внутренняя воспитанность. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении. | |||
Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | ||||
Если бы вещи умели говорить. | Обыгрывать ролевую игру, распределять роли. Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». | |||
Если бы вещи умели говорить. | ||||
Раздел 7. Твои поступки и твои родители (2 часа) | ||||
Твои поступки и твои родители. | Уточнять понятия: семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | |||
Твои поступки и твои родители. | ||||
Раздел 8. Обязанности ученика в школе и дома (3 часа) | ||||
Обязанности ученика в школе и дома. | Наблюдать, слушать рассказ сотрудника музея. Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте. | |||
Твои обязанности по отношению к родителям. | Выполнять правила вежливости по отношению к родителям, оказывать внимание и заботу. | |||
Твои обязанности по отношению к родителям. | ||||
Раздел 9. Чем богат человек (2 часа) | ||||
Чем богат человек. | Организовать путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуреповедения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя». | |||
Чем богат человек. | ||||
Раздел 10. Ты и твое здоровье (4 часа) | ||||
Ты и твое здоровье. | Понимать важность сохранения своего здоровья, характеризовать факторы закаливания организма. | |||
Ты и твое здоровье. | ||||
Твое здоровье в твоих руках. | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. | |||
Твое здоровье в твоих руках. | ||||
Раздел 11. Праздничный этикет (4 часа) | ||||
Праздничный этикет. | Объяснять, зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении, вести диалог, высказывать своё мнение. | |||
Праздничный этикет. | ||||
Праздничный этикет. | ||||
Праздничный этикет. | ||||
Раздел 12. Наш класс (4 часа) | ||||
Толерантность - путь к миру. | Толковать понятие «толерантность», вести диалог, уметь договариваться и уступать друг другу. Изготавливать значки - вежливости. Работа в группах. | |||
Толерантность - путь к миру. | ||||
Толерантность - путь к миру. | ||||
Толерантность - путь к миру. | ||||
Раздел 13. Этика общения (10 часов) | ||||
Если песни петь, с ними веселей. | Разучивать песни, просмотр и обсуждение музыкальных мультфильмов. | |||
Если песни петь, с ними веселей. | ||||
Добрым жить на белом свете радостно. | Организовать разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. | |||
Добро творить – себя веселить. | Различать добрые и злые поступки, их последствия, добро и зло в отношениях между людьми. | |||
Добро творить – себя веселить. | ||||
Подумай о других. | Проявлять чуткость и уважение, заботу и сострадание, помощь в повседневной жизни. | |||
Подумай о других. | ||||
Делу – время, потехе – час. | Уметь толковать пословицы, находить в Интернете и других источниках информации пословицы по данной теме. | |||
Подарок коллективу. | Разыгрывать ситуации. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. | |||
Чего в другом не любишь, того и сам не делай. | Заучить волшебное правило: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». | |||
Раздел 14. Подведение итогов работы (5 часа) | ||||
Мой творческий проект | Подготовить проект: познакомить с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Защита творческого проекта на избранную тему. | |||
Мой творческий проект | ||||
Мой творческий проект | ||||
Праздник вежливых ребят. | Праздник вежливых ребят. | |||
Что мы узнали и чему научились? | Совершить заочное путешествие по «Школе вежливых наук». |
ПРИЛОЖЕНИЕ