Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Школа вежливых наук»

Направление: духовно-нравственное

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

Самоопределение

Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям.

- Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей.
- Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве.
- Понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.
- Понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни.
- Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие.
 

Смыслообразование

- Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.

- Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

- Толерантное отношение и уважение к культуре других народов.

- Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов.

- Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.

- Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.

Морально-этическая ориентация

- Сформировано осознание своей этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя).

- Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности.

- Заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других людей.

- Способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник». Предпочтение социальному способу оценки знаний.

- Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

- Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков.

- Сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

- Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

- Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

- Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

- Умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей.

- Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы.

- Умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные

- Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию.

- Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

- Умение находить наиболее эффективные способы решения.

- Умение адекватно использовать речь и речевые средства.

- Умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

- Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы.

- Использование речи для регуляции своего действия.

- Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.

- Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.

Познавательные

- Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет.

- Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха.

- Понимание причин своего успеха/ неуспеха.

- Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

- Умение осуществлять анализ объектов.

- Умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

- Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты:

- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;

- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание курса

Введение. Этика – наука о морали (8 часов)

Как я выгляжу. Мой внешний вид.

Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.

Как я выгляжу. Мимика и жесты.

Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка.

Школьный этикет (3 часа)

Внешний вид школьника. Порядок.

Поведение в школе.

Зачем быть вежливым (2 часа)

Зачем быть вежливым.

Сказка о вежливости (8 часов)

Вежливое поведение в природе.

Вежливые и невежливые поступки.

О дружбе и взаимопомощи людей.

Как исправить плохой поступок?

Добро и зло в сказках (4 часа)

Добро побеждает зло.

Добро и зло в сказках.

Этическая грамматика (9 часов)

Вежливость как основа воспитанности.

Какого ты рода, племени?

Точность, обязательность, аккуратность.

Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

Если бы вещи умели говорить.

Твои поступки и твои родители (2 часа)

Твои поступки и твои родители.

Обязанности ученика в школе и дома (3 часа)

Обязанности ученика в школе и дома.

Твои обязанности по отношению к родителям.

Чем богат человек (2 часа)

Чем богат человек.

Ты и твое здоровье (4 часа)

Ты и твое здоровье.

Твое здоровье в твоих руках.

Праздничный этикет (4 часа)

Праздничный этикет.

Наш класс (4 часа)

Толерантность - путь к миру.

Этика общения (10 часов)

Если песни петь, с ними веселей.

Добрым жить на белом свете радостно.

Добро творить – себя веселить.

Подумай о других.

Подарок коллективу.

Делу – время, потехе – час.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Подведение итогов работы (5 часа)

Мой творческий проект.

Что узнали? Чему научились?

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия Элементы содержания занятия Дата по плану Дата по факту
Раздел 1. Введение. Этика – наука о морали (8 часов)
Как я выгляжу. Мой внешний вид. Овладевать понятием «я», «внешний вид». Отличать людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.    
Как я выгляжу. Мой внешний вид.    
Как я выгляжу. Этикет вежливого общения. Усваивать понятия «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.    
Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.    
Как я выгляжу. Мимика и жесты. Познакомить с понятием «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».    
Как я выгляжу. Мимика и жесты.    
Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка. Составить требования к классному коллективу. Обсудить советы для мальчиков и девочек. Выбрать ответственных за выполнение этих советов.    
Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка.    
Раздел 2. Школьный этикет (3 часа)
Внешний вид школьника. Понять необходимость соблюдения школьной формы и выполнения внутреннего распорядка. Составить памятку поведения в школе.    
Порядок.    
Поведение в школе.    
Раздел 3. Зачем быть вежливым (2 часа)
Зачем быть вежливым. Понять необходимость вежливого поведения, организовать работу в группах Уметь доказывать своё мнение.    
Зачем быть вежливым.    
Раздел 4. Сказка о вежливости (8часов)
Вежливое поведение в природе. Соблюдать правила поведения в природе, придумать сказку о вежливости. Работа в парах.    
Вежливое поведение в природе.    
Вежливые и невежливые поступки. Различать вежливые и невежливые поступки, характеризовать поступки сказочных героев.    
Вежливые и невежливые поступки.    
О дружбе и взаимопомощи людей. Определять понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.    
О дружбе и взаимопомощи людей.    
Как исправить плохой поступок? Находить выход из сложных ситуаций, оценивать поступки на примере практических ситуаций.    
Как исправить плохой поступок?    
Раздел 5. Добро и зло в сказках (4 часа)
Добро побеждает зло. Различать добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.    
Добро побеждает зло.    
Добро и зло в сказках. Организовать инсценирование отрывка из сказки. Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте.    
Добро и зло в сказках. Инсценирование сказки.    
Раздел 6. Этическая грамматика (9 часов)
Вежливость как основа воспитанности. Создавать памятки. Вести обсуждение. Выявлять ошибки, планировать свои действия в различных ситуациях.    
Какого ты рода, племени? Характеризовать понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.    
Какого ты рода, племени?    
Точность, обязательность, аккуратность. Характеризовать положительные качества характера человека, соотносить со своими личными.    
Точность, обязательность, аккуратность.    
Внешняя и внутренняя воспитанность человека. Толковать понятия внешняя и внутренняя воспитанность. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении.    
Внешняя и внутренняя воспитанность человека.    
Если бы вещи умели говорить. Обыгрывать ролевую игру, распределять роли. Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города».    
Если бы вещи умели говорить.    
Раздел 7. Твои поступки и твои родители (2 часа)
Твои поступки и твои родители. Уточнять понятия: семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.    
Твои поступки и твои родители.    
Раздел 8. Обязанности ученика в школе и дома (3 часа)
Обязанности ученика в школе и дома. Наблюдать, слушать рассказ сотрудника музея. Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте.    
Твои обязанности по отношению к родителям. Выполнять правила вежливости по отношению к родителям, оказывать внимание и заботу.    
Твои обязанности по отношению к родителям.    
Раздел 9. Чем богат человек (2 часа)
Чем богат человек. Организовать путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуреповедения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».    
Чем богат человек.    
Раздел 10. Ты и твое здоровье (4 часа)
Ты и твое здоровье. Понимать важность сохранения своего здоровья, характеризовать факторы закаливания организма.    
Ты и твое здоровье.    
Твое здоровье в твоих руках. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.    
Твое здоровье в твоих руках.    
Раздел 11. Праздничный этикет (4 часа)
Праздничный этикет. Объяснять, зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении, вести диалог, высказывать своё мнение.    
Праздничный этикет.    
Праздничный этикет.    
Праздничный этикет.    
Раздел 12. Наш класс (4 часа)
Толерантность - путь к миру. Толковать понятие «толерантность», вести диалог, уметь договариваться и уступать друг другу.   Изготавливать значки - вежливости. Работа в группах.    
Толерантность - путь к миру.    
Толерантность - путь к миру.    
Толерантность - путь к миру.    
Раздел 13. Этика общения (10 часов)
Если песни петь, с ними веселей. Разучивать песни, просмотр и обсуждение музыкальных мультфильмов.    
Если песни петь, с ними веселей.    
Добрым жить на белом свете радостно. Организовать разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях.    
Добро творить – себя веселить. Различать добрые и злые поступки, их последствия, добро и зло в отношениях между людьми.    
Добро творить – себя веселить.    
Подумай о других. Проявлять чуткость и уважение, заботу и сострадание, помощь в повседневной жизни.    
Подумай о других.    
Делу – время, потехе – час. Уметь толковать пословицы, находить в Интернете и других источниках информации пословицы по данной теме.    
Подарок коллективу. Разыгрывать ситуации. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки.    
Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Заучить волшебное правило: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».    
Раздел 14. Подведение итогов работы (5 часа)
Мой творческий проект Подготовить проект: познакомить с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Защита творческого проекта на избранную тему.    
Мой творческий проект    
Мой творческий проект    
Праздник вежливых ребят. Праздник вежливых ребят.    
Что мы узнали и чему научились? Совершить заочное путешествие по «Школе вежливых наук».    

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации