Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. Сплав дзен-буддизма, христианства и экзистенциализма, идеи Камю и поэтики У

Сплав дзен-буддизма, христианства и экзистенциализма, идеи Камю и поэтики У. Уитмена — все это создало удивительное явле­ние, оказавшее огромное влияние на развитие молодежной субкуль­туры во второй половине XX века. Рок-культура, движение хиппи и, конечно же, появление ансамбля «The Beatles», достаточно опре­деленно связанного с «битниками», знаменовали приход нового по­коления, новой культуры.

Своеобразным протестом против бессмысленности существова­ния и жестокости мира с его войнами и насилием стало движение хиппи, породившее свою культуру и мораль для целого поколения молодых людей 1960-70-х годов. Эта особая молодежная субкуль­тура сформировалась на волне сексуальной и психоделической «ре­волюций», на волне «рок-культуры».

Рок-культура породила сразу несколько феноменов: язык (сленг), стиль одежды, рок-периодику, рок-концерты и «тусовки» и т.п. Стало ясно, что рок — это не только искусство, не только стиль музыки, но и стиль жизни и система ценностей. Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в шокирующей триаде: пансексуализм — нарко­тики — музыка. И все-таки прежде всего рок — это искусство, и имен­но поэтому песни Джонна Леннона и Джима Мрррисона интересны до­вольно большому числу «нормальных» людей, а не только наркоманам и «пансексуалистам».

Хиппи были первым массовым молодежным движением, поста­вившим под сомнение господствовавшие ценности протестантской этики: они отказались от идеи Труда, Работы как Божественного Завета (а ведь именно на этом строилась американская этика пре­успеяния). Вслед за Э. Фроммом главными моральными ценностя­ми они провозгласили индивидуальную Свободу и Любовь во всех ее проявлениях: как истинный способ взаимопонимания, как силу, дающую человеку возможность обретения собственного Я, как един­ственное спасение в этом ужасном мире.

Иллюзии хиппи не оправдались, и к 1970-м годам стало ясно, что их романтическая социальная философия непрактична и не может стать всеобщим объединяющим моральным принципом. И дело было не только в противодействии им властей, родителей и обывателей. Дети-«цветы» были не способны и не готовы к позитивной деятельности и переменам. В конечном счете многие из них обратились к различным гуру, другие вернулись к привычному американскому образу жизни и участию в кон-



______ Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы__________________ 4П

курентной борьбе, и лишь немногие старые — «олдовые» хиппи оста­лись верны былым идеалам.

В начале 1970-х на смену коммунам хиппи пришли яппи — мо­лодые городские профессионалы, ориентированные на Успех, ве­рившие только в себя, свою Американскую Мечту и старый добрый американский индивидуализм. Тимоти Лири, один из великих пси­ходелических гуру, говорил о них, называя их «Я-поколение»: «Они политически и психологически независимы. Они не идентифициру­ют себя ни с компанией, ни с союзом, ни с тайной партией. Они не зависят от организационной принадлежности. Они знамениты своей нелояльностью к общественным институтам».

- Возникнув в 1970-е годы, моральные ориентиры яппи сохраняют свое значение и по сей день, определяя поведение и ценности общения став­ших сегодня сорокалетними профессионалов в мировой политике и эко­номике (своеобразным примером здесь могут служить Б. Клинтон и Т. Блейер, А. Чубайс и Е. Гайдар, другие «молодые реформаторы»).

Одновременно с яппи, словно предчувствуя деградацию бунтар­ского духа хиппи, в 1970-е на авансцену вышли панки. Сердитые, грязные и злые дети рабочих кварталов, они были полной противо­положностью миролюбивым, пассивно медитирующим хиппи — выходцам из среднего класса. На смену марихуане и ЛСД пришел героин и амфетамины и, перекрывая «All you need is love» хиппи, зазвучала полная ярости музыка «Sex pistols».

Основатель группы и идеолог панков Малькольм Макларен преобразо­вал романтический лозунг 1960-х «Будьте реалистами, требуйте невоз­можного» в лозунг «Неудача — лучший успех». Требования панков были невыполнимы, действия разрушительны, музыка нарочито непро­фессиональна, а их взаимоотношения и общение носили демонстратив­но эпатирующий характер. Это было движение аутсайдеров, желавших оставаться таковыми.

1990-е годы стали эпохой «поколения икс» — миксеров» или, как они себя иногда называют, «детей демографического спада».

По их мнению, старшее поколение — «бумеры» (поколение эпохи «бума»), успевшее смолоду погулять, насладиться свободной от страха перед СПИДом любовью, теперь заполнило все ниши общества и «зае­дает» жизнь собственным детям и младшим братьям. Впервые термин

418 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы ирешения

Наши рекомендации