Тема 2. Психика и организм. Чувственные и рациональные формы освоения действительности
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психология личности. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
Тема 3. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека.
Понятие личности в психологии. Структура личности как связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Направленность как система устойчивых мотивов.
Способности. Темперамент. Понятие и типы темперамента. Свойства темперамента.
Характер. Черты и типы характера. Формирование характера.
Воля. Волевая регуляция поведения.
Эмоции. Теории эмоций. Чувства.
Мотивация. Потребности, интересы, мотив как компоненты мотивации. Мотивация и деятельность.
Тема 4. Межличностные отношения. Общение
Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Проблема общения в психологии. Закономерности общения и взаимодействия людей. Соотношение категорий «общение» и «деятельность». Типы и уровни общения.
Общение как коммуникация. Специфические особенности процесса коммуникации. Понятие коммуникативного барьера; виды коммуникативных барьеров. Виды коммуникации. Средства общения: вербальные и невербальные (мимика, пантомимика, проксемика), их функции и характеристики.
Общение как интеракция. Сущность, структура и характеристика межличностного взаимодействия. Теоретические подходы к описанию взаимодействия впроцессе общения (Э. Берн и др.). Развитие межличностного взаимодействия в малых группах. Психологические особенности делового взаимодействия: цели, стратегии и тактики
Общение как социальная перцепция. Психологические механизмы и закономерности понимания в процессе общения. Общее представление о каузальной атрибуции. Процессы межличностного восприятия. Влияние индивидуально-типологических, возрастных и профессиональных особенностей на процесс межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия: эффект Пигмалиона, эффект ореола, эффект новизны и др.
Практические приложения психологии общения. Психологическая культура профессионального общения. Эмпатическое, рефлексивное слушание. Приемы рефлексивного слушания: уточнение, выяснение, перефразирование, резюмирование.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПЕДАГОГИКА
Тема 5. Предмет, задачи и цель образования и воспитания
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуативные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.