Основные ярусы знаковой системы
Ярус – уровень в знаковой системе, одноуровневые единицы вступают в иерархические отношения.
Центральной единицей языка является слово
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
СЛОВО
МОРФЕМЫ, СЛОГИ
ФОНЕМЫ
Сходство и отличие языковой системы от других знаковых систем
СХОДСТВА:
- материальный характер;
- обладают содержанием;
- участвуют в противопоставлениях;
- связь между означающим, означаемым, может быть либо условной, либо мотивированной;
- языковые знаки служат средством обобщения и абстракции;
- языковые знаки обозначают классы предметов, следовательно, есть результат обобщённого отражения действительности.
-
РАЗЛИЧИЯ:
- универсальная знаковая система;
- более сложная система;
- в языке есть асимметрия между планом выражения и содержания.
ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
I. Соотношение языка и мышления
II. Генетическая связь языка и мышления
III. Психофизиологическая основа языка и мышления
IV. Типы мышления
V. Внутренняя речь и мышление
I. Проблема соотношения языка и мышления волнует учёных разных наук. Она анализируется философией, психологией, лингвистикой, нейролингвистикой и другими науками.
Один из основных вопросов обсуждения данной проблемы является вопрос о соотношении понятий языки мышление. Решение этой проблемы предлагалось различными исследователями, колебалась всегда от древних времён и до наших дней, между отождествлением полным слиянием мысли и слова и между столь же метафизическим столь же абсолютным разрывом и разъединением.
В настоящее время внимание учёных направленно на выявление характера связи между языком и мышлением, так как в целом наличие этой связи признаётся большинством исследователей.
Первая точка зрения: язык и мышление считаются как единое целое. Гумбольдт считал взаимосвязь между языком и мышлением глубокой и органичной, что почти отождествлял не только эти два понятия, но и язык со всем духовным миром человека. Он рассматривал эти сущности в качестве одного и того же явления, которые называются по-разному – «Хотя мы и разграничиваем интеллектуальную деятельность и язык, в действительности такого разграничения не существует. Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное», мышление без языка не возможно.
Эту точку зрения разделял М. Мюллер: «Язык и мышление лишь два названия одной и той же вещи».
Традиция отожествлять язык и мышление наблюдается в работах учёных XX века.
Следует признать что такой взгляд согласно которому язык и мышление образуют тождество в целом не получил широкого распространения, так как при таком подходе к соотношению проблема просто исчезает.
Вторая точка зрения: Ф. Соссюр рассматривал понятия язык и мышление тоже в виде одного целого, но при этом он их чётко разграничивал. Соссюр определял язык как мысль, организованную в звучащий материал. Ему принадлежит сравнение языка и мышления: «Язык можно сравнить с листом бумаги. Мысль его лицевая сторона, а звук оборотная, нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путём абстракции».
Ф. Соссюр допускал возможность разграничения языка и мышления только теоретически. В действительности он считал их одной сущностью. По Соссюру мышление составляет лишь часть языка, в то время как сам язык – органический синтез мысли и звука.
Третья точка зрения: язык и мышление как взаимосвязанные сущности.
Многие лингвисты проводят зримую границе между языком и мышлением, рассматривая язык как форму, по средствам которой выражается мысль.
Мысли являются содержанием данной формы.
А. Шлейхер: «мышление и язык столь же тождественны как содержание и форма».
Близкую точку зрения так же высказывал Э. Бенвенист.