Структурная схема терминов
Занятие №9. Управленческие решения
1. Понятие и классификация управленческих решений
2. Виды управленческих решений.
3. Методы принятия решений..
Структурная схема терминов
1. Понятие и классификация управленческих решений
Каждый человек в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: где пообедать? что делать? и т. п. Другие решения более сложны и требуют тщательного обдумывания. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения.
Однако для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения.
Способность принимать правильные решения является одним из основных показателей деятельности менеджера.
Решение – один из необходимых моментов волевого действия и способов его выполнения.
Волевое действие предполагает:
· предварительное осознание цели и средств действия;
· мысленное обсуждение оснований, говорящих за и против его выполнения. Этот процесс заканчивается принятием решения.
Вместе с тем, выработка и принятие решений – это не только волевое действие, но и творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий:
1. Выработку и постановку цели.
2. Изучение проблемы.
3. Выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений.
4. Рассмотрение вариантов решений.
5. Выбор и окончательное формулирование решения.
6. Принятие решения.
7. Доведение решений до исполнителей.
8. Контроль за выполнением решений.
Определение.Под управленческими решениями понимаются такие решения, которые принимаются и реализуются в процессе управления и направлены на достижение целей организации.
Управленческое решение является результатом управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение.
Обычно решения принимаются в обстановке определенности или риска (неопределенности).
В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из возможных альтернатив. В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.
2. Виды управленческих решений
Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:
1. По сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения.
2. По частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся.
3. По широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные.
4. По форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения.
5. По сложности: простые и сложные.
6. По жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.
Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.
Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.
Алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
7. По уровню принятия решения бывают: высшего, среднего, низшего уровня.
8. По решаемым задачам различают: информационные, организационные, оперативные решения.
Информационные решения имеют целью оценить получаемую информацию, ответить на вопрос: "Что правда?".
Организационные решения призваны установить необходимую структуру управления, ответить на вопрос: "Каким быть?".
Оперативные решения есть решения на действия: "Как действовать?".
9. Решения по принципам их выработки делятся на: алгоритмические, эвристические.
Алгоритмические решения – такие, выполнение которых производится по определенным правилам – алгоритмам. Эти решения допускают строгую формализацию.
Эвристические решения – такие, которые выполняются неформальным, творческим путем, без каких-либо строгих правил.
3. Подходы к принятию управленческих решений
В управленческой практике сложились два основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой.
В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений.
Имеется в виду, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров. Т. е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.
При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход защищает главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем.
Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются работникам более низких уровней управления, что увеличивает эффективность принятого решения, ибо оно напрямую затрагивает их интересы.
При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента:
1. Принимать решения, как правило, сравнительно легко, но принять хорошее решение трудно.
2. Принятие решения – это психологический процесс, поэтому не удивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируются от спонтанных до высокологических. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решения имеет интуитивный, основанный на суждениях, и рациональный характер.
Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
4. Методы принятия управленческого решения
Процесс принятия управленческих решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать? как делать? кому поручить работу? для кого делать? где делать? что это дает?
Определение. Подготовка и принятие решения представляют собой процесс содержательного преобразования информации о состоянии объекта управления в управляющую информацию.
Подготовка и принятие решения в целом являются не формальным, а творческим процессом, хотя и включают в себя определенные элементы, поддающиеся формализации.
Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, – спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.
Классический подход к принятию управленческого решения можно представить в виде совокупности этапов, составляющих модель переработки информации о состоянии объекта управления в информацию управления или модель процесса принятия решения. Вместе с тем это деление принято лишь для удобства рассмотрения процесса подготовки и принятия решения и является условным. Между этапами этого единого процесса имеются как прямые, так и обратные связи. Рассмотрим в общих чертах содержание каждого из этапов.
1. Анализ проблемной ситуации и постановка задачи.Постановка задачи заключается в том, что принимающий решение устанавливает самостоятельно или получает от вышестоящей инстанции определенную цель (задачу).
Пути достижения указанной цели в этот период еще не ясны.
Наличие цели при неясности путей ее достижения рождает проблему.
Появление проблемы приводит к сознательному поиску действия, пригодного для достижения цели. Найти такое действие – означает решить проблему. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения. Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.
Обнаружение проблемы – это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т. д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы.
Оценка проблемы – это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и степени ее серьезности.
2. Выявление ограничений и определение альтернатив.Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.
Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т. е. целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.
3. Принятие решения.На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.
4. Реализация решения.Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т. е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).
5. Контроль за исполнением решения.В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.
5. Классификация методов принятия решений.
Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы:
1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений.Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.
- Коллективные методы обсуждения и принятия решений.Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" – это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами (рис. 2. ).
Рисунок 2. Основная структура метода "мозговой атаки"
Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами – предсказателями будущего.
Метод Дельфы – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок.
Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.
Японская, так называемая кольцевая система принятия решений – "кингисё", суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.
Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
- принципа большинства голосов – выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;
- принципа диктатора – за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
- принципа Курно – используется в том случае, когда коалиций нет, т. е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;
- принципа Парето – используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;
- принципа Эджворта – используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.
- Количественные методы принятия решений
В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.
В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:
- линейное моделирование - используются линейные зависимости;
- динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;
- вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания;
- теорию игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
- имитационные модели – позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.
6. Выводы по теме
1. Решение – центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), а в узком смысле – это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов – решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
2. Принятие управленческих решений – это основной вид повседневного труда менеджера, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Одним из основных показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные и обоснованные управленческие решения. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей. Управленческое решение – это один из необходимых моментов волевого воздействия управляющей подсистемы на подсистему управления в целях достижения уставных задач организации.
7. Вопросы для контроля
1. Что такое решение?
2. Что такое управленческое решение?
3. По каким критериям классифицируются управленческие решения?
4. Опишите индивидуальный и групповой подходы к принятию управленческих решений.
5. Что представляет собой процесс подготовки и принятия управленческого решения?
6. Охарактеризуйте основные этапы процесса принятия управленческих решений.
7. Какие методы принятия управленческих решений Вы знаете?
8. В чем суть метода Дельфы?
9. Охарактеризуйте систему принятия решений "кингисё".
10. Опишите количественные методы принятия решений.