Професійні навички групового психотерапевта.
1. Активное слушание. Слушание другого человека зависит от наших установок. Слушая участников группы, терапевт должен хотетьпонять, как они видят мир и конкретные ситуации в нем. Эта установка противоположна желанию изменить взгляды другого человека. Правильное слушание опирается на установку "Позволь мне попытаться понять, как ты видишь ситуацию", а не "Ты должен по-другому смотреть на ситуацию". Хороший слушатель слышит лишь то, что говорится, и не привносит свои мысли в слова собеседника. Научиться правильно выслушивать можно, идентифицируя в себе барьеры, мешающие быть полностью внимательным к словам другого человека. Например, слушая, мы нередко любим думать, что и как ответить, и пропускаем мимо ушей часть того, что говорится, или не столько слушаем, сколько заботимся о том, как выглядим в глазах других. Устранение этих препятствий может помочь терапевту группы стать более внимательным слушателем.
2. Переформулировка утверждений. Это повторение терапевтом своими словами утверждения участника группы без искажения его мысли с целью удостовериться, правильно ли терапевт понимает его слова. Это навык, очень хорошо дополняющий умение активно выслушивать.
3. Объяснение. Выделение сути высказывания участника группы посредством упрощения этого высказывания. Это помогает участникам лучше разобраться в неопределенных и противоречивых чувствах и мыслях, а также лучше понять, о чем говорится. Объяснение особенно ценно на начальной стадии работы группы при формулировке проблем, требующих решения, и индивидуальных целей в группе.
4. Обобщение. Связывание отдельных моментов межличностного взаимодействия и отдельных элементов работы группы. Оно придает направление работе группы, делает ее более последовательной. Обобщение особенно ценно после обсуждения отдельных тем, при окончании занятий группы. В последнем случае обобщение может сделать не только терапевт, но и участники ("Хотелось бы, чтобы каждый из вас сказал несколько слов о своем сегодняшнем опыте").
5. Вопросы. Прежде всего имеются в виду открытые вопросы, побуждающие к самоанализу. С их помощью можно поощрять дальнейшую беседу, получать информацию, стимулировать мышление. Однако ценность частого расспрашивания сомнительна. Интенсивность процесса работы группы особенно уменьшают вопросы "почему?" (например, "Почему вы чувствуете это?"). Поскольку наши чувства и поведение имеют много истоков и причин, попытка найти ответ на вопросы типа "почему?" заставляет хвататься за рационализацию, интеллектуализацию, т.е. защищаться. В работе группы значительно эффективнее вопросы "кто?", "что?" и "как?" ("Что самое плохое может с вами случиться, если вы расскажете об этом?"" "Как вы испытываете страх отвержения в этой группе?").
6. Интерпретация. С ее помощью терапевт группы объясняет поведение, чувства и мысли участников, их взаимосвязи. Интерпретация побуждает участников к более глубокому самоанализу, предоставляет им новую перспективу понимания своего поведения. Но интерпретации терапевта могут быть и неточными, заставляющими участников защищаться. Поэтому перед интерпретацией терапевт должен ответить себе на два вопроса:
o правильна ли моя интерпретация?
o своевременна ли моя интерпретация?
Если интерпретация терапевта неправильна и если он слишком уверен в своих интерпретациях, участник группы вынужден думать, что он неправильно осознает и понимает себя и то, что происходит в группе. Это явно противоречит психотерапевтическим целям группы. Интерпретации терапевта малоценны, если адресат их не принимает. С другой стороны, интерпретации легче принять, если они формулируются в форме допущений, если участники видят в них не стремление терапевта дать им оценку, "приклеить ярлык", а желание помочь. Всегда бывает трудно принимать даже правильные, но носящие критический характер интерпретации, содержащие категорические обобщения и глобальные оценки.
7. Конфронтация. Это побуждение участников обратить внимание на противоречия в их словах и действиях, между отдельными утверждениями, на несовпадение вербального и невербального поведения. Конфронтация, помогающая осознать противоречия, может помочь участникам группы искреннее анализировать себя.
8. Отражение чувств. Это раскрытие содержания чувств участникам. Оно позволяет участникам группы знать, что терапевт услышал их и понял то, что скрыто за словами.
9. Оказание поддержки. Оно означает ободрение участников группы, что помогает создавать безопасную атмосферу в группе, поощряет доверие. Однако не следует забывать, что оказание поддержки может быть не только психотерапевтичным, но и непродуктивным и даже антитерапевтичным. Довольно частая ошибка терапевтов – спешить на помощь, оказывать участнику поддержку до того, как он сможет полностью пережить конфликт или определенные чувства.
10. Эмпатия. Это отождествление с участниками группы, способность увидеть события через призму их субъективного мира. Оно стимулирует сплоченность группы, показывает усилия терапевта понять участников. Конечно, нереально точно знать, что чувствует и испытывает другой человек, тем не менее умеющий вчувствоваться терапевт может сделать удачное предположение.
11. Фасилитация.Это поощрение открытого общения в группе, помощь участникам в постепенном возлагании на себя все большей ответственности за ход работы в группе. Терапевт помогает участникам открыто выражать свои ожидания и страхи, создает атмосферу взаимного доверия, в которой оказывается поддержка участникам, пытающимся меняться или открывающим свои глубокие проблемы. Вместе с тем как можно больше участников включается в групповое взаимодействие, уменьшается их зависимость от терапевта.
12. Выдвижение целей. Формулировка конкретных целей группы и помощь участникам в определении конкретных личных целей. Это придает более определенное направление активности группы (о формулировании целей более подробно будет говориться при обсуждении работы терапевта на начальной стадии работы группы).
13. Оценка. Это постоянная оценка происходящего группового процесса и индивидуальной динамики участников. После каждой встречи группы следует оценить, что произошло с отдельными участниками и между ними, что должно происходить во время следующей встречи. Терапевт должен постоянно спрашивать себя, какие изменения происходят в группе, какие психотерапевтические и антитерапевтические силы действуют в группе и т.п. Следует побуждать и самих участников оценивать то, что происходит в группе. Это расширяет самосознание участников и помогает лучше понять, что происходит в группе.
14. Реагирование (обратная связь). Терапевт группы обязан конкретно и откровенно реагировать на поступки, чувства, высказанные мысли участников. Это помогает им создать более ясное представление о том, как их поведение видят другие, и тем самым поощряет расширение самосознания (о реагировании более подробно пойдет речь при обсуждении работы группы на начальной стадии).
15. Информирование. Это умение вовремя предоставить участникам группы нужные знания или дать советы, помогающие найти альтернативные способы поведения. Об этом более подробно уже говорилось при обсуждении информирования как одного из психотерапевтических факторов группы.
16. (Шестнадцатый пункт в оригинале отсутствует – прим. ред. HTML-версии)
17. Предохранение. Это защита участников от ненужного психологического риска в работе группы, удерживание от необдуманных поступков, слишком глубокого самораскрытия, когда другие участники группы не готовы к достаточному пониманию.
18. Самораскрытие. Открытое эмоциональное реагирование терапевта группы на "здесь и теперь" происходящие события. Это способствует более глубокому общению в группе, повышает взаимное доверие, помогает участникам понять, как можно должным образом показать себя. Раскрытие терапевта в группе более подробно будет обсуждаться ниже.
19. Моделирование. Демонстрация терапевтом своими действиями желательного поведения в группе. Такое поведение терапевта способствует более продуктивному поведению участников.
20. Использование пауз молчания. Возникающие по инициативе терапевта паузы молчания помогают участникам сконцентрироваться, глубже пережить эмоционально интенсивные события в группе, лучше разобраться в себе и в групповом процессе.
21. Блокирование. Это остановка непродуктивного поведения в группе, например, постоянного спрашивания, болтовни, вмешательства в личную жизнь других участников, непродуктивных пауз и т.п. Очень важно правильно остановить непродуктивный ход событий в группе. Блокирование подобно действиям регулировщика движения – если они неправильные, создаются транспортные пробки, правильные же действия обеспечивают последовательное движение вперед. Блокирование не только обеспечивает более целеустремленную работу группы, но и охраняет участников от неадекватных действий других участников.
22. Завершение. Это помощь участникам группы в завершении отдельной встречи или всего курса групповой психотерапии. Терапевт группы должен:
o помогать участникам обобщить приобретенный на отдельной встрече или за все время работы группы опыт и эффективно применять его в своей повседневной жизни;
o способствовать продолжению работы участников над собой в период между групповыми встречами;
o подготовить участников к возможным психологическим трудностям, с которыми они могут столкнуться после окончания работы группы;
o информировать участников, где они могут получить дополнительную помощь.
Ко-терапія.