Функция 2. социализация. адаптация сотрудника к работе в конкретной организации.
Эффективность работы нового члена коллектива будет определяться тем, насколько быстро он начнет разделять ценности организации, воспринимать символы, стиль и философию организации. Процесс, в ходе которого новые члены коллектива воспринимают установки, ценности и нормы, называется социализацией.
Перечислите цели социализации:
1).___________2).___________3).___________4).___________5).___________6).___________
Согласно модели Фельдмана, социализация происходит в три этапа, каждый из которых имеет определенные цели, называемые задачами социализации. Описание этих этапов приводится в таблице 3.
Таблица 3. Этапы и задачи социализации согласно модели Фельдмана
Этапы социализации | Задачи социализации |
Предварительный этап. | Потенциальный новый сотрудник получает информацию об организации, работе и о том, насколько его (ее) умения, способности, потребности и ценности соответствуют требованиям и возможностям данной организации. |
Этап непосредственного знакомства. | Новый сотрудник знакомится с новыми производственными задачами и включается в рабочую группу. Он является членом этой группы и определяет свою роль внутри нее. |
Этап приспособления и вхождения в коллектив | Новый сотрудник осваивает свои производственные задачи и роли и удовлетворительно приспосабливается к рабочей группе и культуре организации. С этого момента новичок становится полноправным членом организации. |
Перечень аспектов, с которыми необходимо познакомить нового сотрудника, поистине огромен. Известный зарубежный исследователь корпоративной культуры Чао выделяет шесть базовых параметров социализации в организациях (Таблица 4) .
Таблица 4. Базовые параметры социализации и их реализация в организациях
Базовые параметры социализации в организациях | Реализация базовых параметров |
Умение выполнять работу. | Обучение выполнению задач, входящих в должностные обязанности. |
Люди. | Установление приносящих удовлетворение продуктивных рабочих отношений. |
Политика. | Получение информации о взаимоотношениях сотрудников и структуре власти внутри организации. |
Язык. | Освоение технической лексики, сленга и жаргона, свойственных данной организации. |
Цели и ценности. | Понимание специфики конкретных целей и ценностей организации. |
История. | Знакомство с традициями, обычаями и ритуалами организации. |
Ускорению идентификации нового сотрудника к организации способствует поиск ответов на следующие вопросы.
? Проанализируйте организацию, в которой Вы работает, по указанному перечню вопросов.
1. Каковы основные измерители производительности и связанная с ними оплата труда (санкции)?________________________________________________________________
_______________________________________
_____________
_____________
2. Кто и как определяет требуемую производительность и качество труда? Как осуществляется обратная связь?______________________________________________
_______________________________________
_____________
_____________
3. От кого зависит успешность выполнения работы?________________________________
__________________________
__________________________
_____________
4. Откуда и какую помощь можно ожидать?______________________________________
_______________________________________
_____________
_____________
5. Что считается серьезным просчетом в работе? Какие ошибки не прощаются?
_______________________________________
_____________
_____________
6. Что требуется для успешной работы? Что ценится как достоинство? Какие люди вызывают уважение?________________________________________________________
_______________________________________
_____________
_____________
7. Каковы важнейшие негласные нормы, касающиеся работы и межличностных отношений сотрудников?_____________________________________________________
__________________________
__________________________
_____________
8. Какие символы и ритуалы лучше всего отражают характер предприятия?
__________________________
__________________________
_____________
9. Каким основным правилам должен следовать каждый сотрудник (стиль одежды, поведение; что положено говорить и делать; о чем нельзя говорить и чего не положено делать)?___________________________________________________________________
__________________________
__________________________
_____________
10. Как на предприятии строятся коммуникации, и обеспечивается информированность персонала?_________________________________________________________________
__________________________
__________________________
_____________
11. Как строятся взаимоотношения между сотрудниками за пределами работы?
__________________________
__________________________
_____________
? Когда вы устроились на работу, знакомили ли Вас с этой информацией?
__________________________
В силу больших объем информацию новому сотруднику целесообразно передавать поэтапно. Не стоит в первый же рабочий день в течение 5-6 часов накачивать нового сотрудника информацией о компании, если, конечно, Вашей целью не было изучение стратегии поведения сотрудника в стрессовой ситуации.
Решить проблему дозирования информации о компании позволяет «Бланк социализации».
? Заполните «Бланк социализации».
«Бланк социализации»
1. ФИО нового сотрудника _________________________________________________
2. Параметры социализации
Параметр социализации | Содержание | Кто предоставляет информацию | Форма предоставления информации | Длительность |
1. | ||||
3. Формы контроля эффективности социализации.
_______________________________________
4 . Подписи лиц участвующих в проведении социализации.
_____________
ФУНКЦИЯ 3. ОБУЧЕНИЕ.
Обучение – это упорядоченный опыт научения, направленный на развитие способностей до уровня специфических умений, знаний или установок. Под способностями подразумевается физический, умственный или психический потенциал.
Обучение выполняет три важные функции.
Первая функция – поддерживающая, для достижения целей организации необходимо, чтобы сотрудники умели выполнять свою работу в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Вторая функция – социализация. При этом такие характеристики программы обучения, как содержание и структура, вложенные в нее ресурсы, главные цели и процедуры, возможное количество обучающихся, установки и умения людей, проводящих обучение, дают информацию сотруднику о приоритетах, ценностях и правилах организации.
Третья функция обучения – мотивационная, усердие сотрудников в выполнении своих профессиональных функций существенно зависит от их ожиданий по поводу успешности работы. Поскольку обучение повышает уверенность в успехе, можно говорить и об усиление мотивации.
Современный менеджмент содержит значительное количество методов и технологий обучения (Таблица 5)
? Ознакомьтесь с различными методами и технологиями обучения и укажите их достоинства и недостатки в графе 3 таблицы 5.
Таблица 5. Сравнительный анализ методов обучения
Название методики | Краткая характеристика | Плюсы и минусы | Отличительные черты |
Баскет-метод | Метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающихся в практике работы руководителей. Обучаемому предлагается выступить в роли руководителя, которому требуется в срочном порядке разобрать накопившиеся у него на столе деловые бумаги (корреспонденцию, докладные записки, факсы, телефонограммы и т.д.), предприняв по ним определенные действия. | Развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности. Развивает способность к формулированию путей решения разных проблем. Позволяет оценить способность кандидата к работе с информацией, к ее распределению по степени важности, срочности и приоритетности. Позволяет оценить умение принимать решения на основе имеющейся информации. | |
Видео(-курсы, тренинги) | Используются видеофильмы по различным профессиональным проблемам. | . | Видео в сочетании с отработкой материала путем обсуждения, различных интерактивных упражнений, а затем и на практике, –более эффективно, чем просто лекции или инструктаж. Особенно эффективно использовать видео обучение командой, всемколлективом, сочетая потенциал опытных и молодых сотрудников. |
Деловая игра | Форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, которые моделируют те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. | Деловые игры широко применяются для подготовки ответственных решений в области управления, экономики, долгосрочного планирования, когда решение надо получить быстро, когда опытная проверка дорога. | |
Конференция | Глубокое изучение опыта, его теоретическое осмысление и выработка практических рекомендаций. | Разрабатывает и принимает рекомендации, которые включают в себя все лучшее, передовое, накопленное за период подготовки конференции. | |
Круглый стол | Групповые обсуждения актуальных для организации проблем. Цель проведения: обсуждение проблем в процессе дискуссии, обмен опытом, достижениями и новациями. | Соблюдается принцип демократического обсуждения. | |
Мастер-класс | Комплексная форма, где происходит не только изложение теоретического материала, но и демонстрация конкретных приемов и технологий. | Раскрываются секреты мастерства. | |
Практическое занятие | Практика дает возможность закрепить полученные теоретические знания и навыки в ситуациях, максимально приближенных к тем , с которыми обучающимся приходится сталкиваться в процессе своей профессиональной деятельности. | . | Возможность закрепления знаний и навыков на практике особенно важна, когда люди учатся вфполнять сложные или ответственные задачи, вероятность столкновения с которыми в реальной жизни достаточно низка. |
Разбор практических ситуаций | Разбор практических ситуаций – метод изучения ситуаций из опыта практической деятельности организации. | Это один из самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам анализа проблем и подготовки решений. | |
Тренинг | Обучение, при котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. | В ходе проживания иоли моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. |
Реализация функции обучения происходит в несколько этапов
? Разработайте программу обучения, раскрыв содержания каждого этапа.
Этап 1. Обоснование необходимости проведения обучения.
1). Краткое описание проблемной ситуации, вызывающей потребность в обучении
_________________________________________________________________
2). Цель обучения
_______________________________________
3). Формы контроля и уточнения правильности выбранной цели обучения
____________________________________________________
4). Ответственные лица со стороны организации
_______________________________________
Этап 2. Определение программы обучения.
1). Выбор специалиста по обучению
__________________________
2). Подбор методов обучения
_______________________________________
3). Определение программы обучения (заполните таблицу 6).
Таблица 6. Программа обучения
Задачи обучающей программы | Содержание обучения | Форма, метод, способ обучения |
1 задача – | ||
2 задача – | ||
3 задача – | ||
4 задача – | ||
5 задача – |
4). Определение ресурсов для проведения программы обучения.
____________________________________________________
Ресурсы подразделяются на:
· финансовые ресурсы – для оплаты внешних преподавателей и покрытия расходов по обучению на рабочем месте;
· кадровые ресурсы – преподаватели, свои или внештатные, административные работники, поэтапно обеспечивающие процесс обучения;
· временные ресурсы – время, затрачиваемое на руководство процессом обучения, время обучающегося. В основном обучение проводится на рабочих местах, если же оно проводится с привлечением внешних преподавателей или консультантов, то тогда внешние специалисты рассматриваются как ресурс обучения.
· помещения и оборудование для проведения занятий.
Этап 3. Подписание у руководителя.
Этап 4. Проведение утвержденной обучающей программы.
Этап 5. Контроль результативности обучения.
1). Соответствие проведенной программы планируемой
_______________________________________
2). Качество обучение
____________________________________________________
3). Затраченные ресурсы
__________________________
4). Уровень овладения мастерством (профессиональными знаниями, умениями и навыками) после обучения
_______________________________________
5). Правильность выбранной цели обучения
__________________________