Выбор конкретных методов опроса
Выбор конкретных методов обследований основан на учете следующих групп факторов, цели и ресурсы исследователя, характеристики респонден-тов, характеристики вопросов, задаваемых исследователем. Кратко охарак-теризуем эти три группы факторов.
Таблица 1.2
Достоинства и недостатки трех главных методов интервьюирования
Метод | Достоинства | Недостатки |
По почте | Доступен для малой группы исследователей. Низкая стоимость. Легкость организации. Отсутствует влияние со стороны интервьюера. Могут быть использованы иллюстрации | Возможна однобокость ответов, обуслов-ленная малым числом ответов. Невозможность уточнить вопросы. Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на открытые вопросы |
По телефону | Низкая стоимость. Полевые исследования могут быть завершены достаточно быстро. Пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения. Централизованный контроль | Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации. Трудно поддерживать интерес более 15-20 минут. Трудно задавать сложные вопросы |
Личное интервью | Глубина опроса. Возможность продемонстрировать продукт. Возможность приковывать внимание респондента в течение долгого времени. Возможность слушать живую речь | Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера на респондентов. Интервью может быть прервано. Требуется большая команда интервьюеров |
Цели сбора данных вытекают из целей проводимого маркетингового исследования. В основе их определения лежат требования получения информации желаемого качества. Последнее определяется отпущенным временем на принятием решения с учетом имеющихся ресурсов.
К числу наиболее быстро реализуемых методов относятся телефонный опрос и интервьюирование посетителей крупных магазинов. Гораздо больше времени требует реализация персонального интервьюирования, обследования по почте.
Отсутствие достаточных денежных средств также оказывает влияние на выбор метода сбора данных.
Следует рассмотреть, по крайней мере, четыре характеристики целевой группы респондентов, влияющие на выбор метода сбора данных:
1. Степень охвата характеризует процент респондентов, обладающих требуемыми характеристиками, в общей совокупности опрашиваемых.
2. Желание участвовать в опросе. Исследователя всегда беспокоит высокая степень отказа респондентов в участии в обследовании. Можно выделить два типа причин нежелания принять участие в любом обследова-нии. Первый обусловлен некими обобщенными чувствами подозрительности и стремлением никого не допускать в свою личную жизнь: определенная категория людей просто не хочет принимать участие в любом обследовании. Второй обусловлен специфическими обстоятельствами проведения конкретного обследования. Например, некоторые респонденты не желают обсуждать определенные темы. Выбранный метод обследования влияет на степень желания участвовать в обследовании. Так, люди находят более затруднительным отказаться от участия в личном интервью, чем в почтовом обследовании. Обычно используются различные методы стимулирования желания принять участие в обследовании; денежная оплата, небольшие подарки (ручки, зажигалки и др.) и т.п.
3. Возможность принятия участия в обследовании. Даже если потенци-альный респондент удовлетворяет двум вышеизложенным требованиям, он в силу тех или иных причин может не принять участие в обследовании (командировка, болезнь, неожиданные семейные обстоятельства, забывчивость и т.п.). Обычно личные контакты с потенциальными респондентами увеличивают вероятность их участия в обследовании, в то время как обследования по почте не обладают подобным стимулирующим социальным воздействием.
4. Разнообразие респондентов характеризует степень, в которой перспективные респонденты обладают некоторыми ключевыми чертами. Например, если только малая часть целевой популяции посещает крупные универсальные магазины, то опрос посетителей таких магазинов не даст репрезентативных результатов. Чем более разнообразной является целевая группа, тем более личностный подход для обеспечения участия в обследовании нужных респондентов должны использовать исследователи.
Выбор методов сбора данных во многом определяется характером вопросов. Здесь, прежде всего, следует выделить уровень сложности задач, которые ставятся перед респондентами. Например, тестирование вкусовых качеств какого-то продукта питания или испытание телевизионной рекламы требуют достаточно сложной подготовки, специального оборудования, отдельных помещений и четкого контроля за процедурами их реализации.
Далее следует отметить, что количество информации, запрашиваемой у респондентов, сильно меняется от одного исследования к другому. Например, одно исследование своей целью ставит получение разнообразной информации о продукте и его марке, о жизненном стиле покупателей и их демографических характеристиках. В то время как другое — пытается только определить, что посетитель магазина запомнил из рекламы у входа в данный магазин.
Традиционно телефонные обследования являются самыми короткими, в то время как личное интервью — достаточно пространным.
Все другие методы сбора данных занимают промежуточное положение. Часто комбинированно применяют несколько методов сбора данных. Например, после короткого телефонного интервью проводится опрос по почте.
Существенное влияние на выбор метода сбора данных оказывает степень чувствительности изучаемой темы, т.е. степень затрагивания личных интересов, взглядов, морально-этических аспектов (сдача крови, расовые проблемы, личная гигиена, пожертвования в благотворительных целях и др.). Опыт изучения данных проблем говорит о том, что здесь менее всего подходит персональное интервью, а чаще всего используется телефонное интервью или интервью с помощью компьютера.
Выбор надлежащего метода следует основывать на одновременном учете всех указанных факторов, что чрезвычайно сложно и что порой дает противоречивые результаты. Окончательный выбор во многом зависит от квалификации и опыта работы исследователей, глубины владения ими отдельными методами сбора данных.
Кандидат (это обычно маркетолог) на проведение работ , связанных с маркетинговыми исследованиями, должен иметь познания в области «человеческих отношений», способности к аналитической и концептуальной работе. Маркетологи должны быть коммуникабельными, поскольку они редко работают в изоляции от людей. Им необходимо хорошо владеть речью как устной, так и письменной. Работая «бок о бок» с менеджерами по рекламе, сбыту и управлению марками, исследователи должны иметь определенное представление о психологии. Кроме того, маркетологи должны владеть базовыми знаниями в области математики и статистики или, по крайней мере, обладать способностью к их приобретению. Работая с цифрами и методами маркетинговых исследований, они должны чувствовать себя уверенно. Их профессиональный рост и продвижение по службе зависят от умения эффективно использовать имеющиеся знания и навыки, а также приобретать новые.
Преуспевающие маркетологи работают «на опережение» событий, а не реагируют на их последствия, т. е. они стараются выявить и возглавить перспективное направление, по которому проводят исследования, а не просто предоставлять информацию по выданному заказу. Хороший исследователь понимает, что маркетинговые исследования проводятся с одной целью — помочь принять более грамотное маркетинговое решение. Таким образом, ему больше подходит роль сотрудника, дающего рекомендации другим, нежели берущего на себя ответственность за принятия решения.