Найдите повод быть признательным утратам

Поразмышляйте о тех потерях, которые случались в вашей жизни. Возможно, умер близкий человек, вас оставил отец либо отверг партнер. Или вы потеряли деньги, дом, любимое животное или лучшего друга. Или вам пришлось распрощаться с мечтой либо испытать серьезные проблемы со здоровьем. Не забывайте о грустных, болезненных, раздражающих чувствах, которые вы переживаете, но позвольте себе сменить перспективу. Обратите внимание на благословения, которые могли сопровождать утрату. Чувствовали ли вы когда-нибудь, что с потерей начинается новый этап жизни? Отворилось ли ваше сердце? Выросла ли ваша душа, пережив боль утраты?

Глава 6

Мир полон значения

Главный вопрос, который мы должны задать, состоит в следующем: враждебна или дружелюбна Вселенная, в которой мы живем?

Альберт Эйнштейн

Сколько Триш себя помнила, она всегда боялась змей. Когда она была маленькой девочкой, ее семья выехала на каникулы в дом с туалетом, помещенным в надворной постройке, и ее всегда предупреждали, что в туалете могут водиться змеи. Она представляла себе, что они таятся в темноте, а затем прыгают и кусают девочек, когда те садятся на горшок. После этих рассказов она всегда остерегалась змей в туалетах.

Ребенком Триш никогда не встречала змей в надворной постройке, но, когда она выросла, все змеи, даже безобидные садовые ужи, вызывали у нее дрожь. Однажды ночью Триш со своим мужем очутилась в фермерском доме, который они купили вместе с 40 акрами земли в сельской местности, в горах на севере Джорджии. Женщине нужно было пойти в ванную, но сначала она заглянула в туалет, как это делала всегда, и села на унитаз. Затем встала и увидела, как в унитазе что-то шевелится. Вот тогда муж услышал ее душераздирающий вопль.

Действительно, в унитазе оказалась большая ядовитая змея (водяной щитомордник), которая благополучно бултыхалась в воде. Триш не заметила ее сразу, когда села на унитаз, видимо, змея пряталась. Ночью ее нелегко было достать из туалета, Триш боялась оставаться в доме. Она настаивала на том, чтобы уехать, но муж нашел способ заблокировать дверь ванной так, что змея оказалась бы в ловушке, вздумай она выбраться из унитаза.

На следующее утро змеи в туалете уже не было видно и муж Триш вызвал сантехника, который принес с собою «сантехническую змею» (так называется шнур для прочистки труб). Увы, когда он прочищал трубы, щитомордник был убит. Сантехник доставал ошметки змеи до тех пор, пока не вытащил все, надеясь, что после этого страхи Триш исчезнут.

Но кошмар не закончился. В течение следующего дня Триш нашла 13 змеек-щитомордников во всем доме – в чайнике, на лестнице, под ковром, под грудой одежды. Вероятно, мамаша-змея забралась в дом и успела отложить яйца (или только что появившиеся на свет змейки переползли через трубы и раковину). Как они оказались в доме, осталось неясным.

После этого Триш уже не приезжала на отдых в фермерский дом. Он стоял пустым долгие годы, и она до сих пор боится туда вернуться, несмотря на то что нужно подготовить дом к продаже. Муж давно умер, а одна она не хочет ехать. Триш до сих пор нервничает всякий раз, когда проходит мимо туалета. Ей приходится напоминать себе, что все в прошлом, что с тех пор в унитазе не поселяются змеи.

То, что испытала эта женщина, увидев щитомордника в туалете, было подлинным страхом. Ее действительно могла ужалить та ядовитая змея, так что первоначальная реакция Триш была оправданной. Но страх перед змеями, который омрачает ее жизнь с той поры, ложный, хотя и вполне объяснимый.

Когда вы переживаете что-то устрашающее, угрожающее жизни, то легко сделать вывод, что вы живете в опасном мире, и это заключение будет подкрепляться закономерностями нейробиологии. Миндалевидное тело в мозгу Триш, которое помогает формировать «неясные имплицитные воспоминания», отложило эту встречу со змеей глубоко в подсознание, а поскольку лимбическая часть мозга постоянно раздражалась, миндалевидное тело все больше и больше окрашивало эти воспоминания страхом. Когда такое случается, страх начинает жить самостоятельной жизнью и легко сделать вывод, что мир – опасное место, где нам всегда надо быть начеку.

Первоначально стрессовая реакция Триш была вызвана реальной угрозой (подлинным страхом). Ядовитые змеи в доме – это угроза, которой нужно противостоять. Но когда змеи исчезли, то боязнь туалетов и поток хронического страха общего характера были основаны на прошлой или воображаемой угрозе (ложный страх). В данном случае наблюдался разлад системы предупреждения: посылался сигнал об угрозе, которой фактически не существовало. Этот сигнал представлял собой не что иное, как мысль: «Я живу в опасном мире».

Если мы поставим под сомнение допущение страха № 3 «Мир опасен», то, пожалуй, сможем привести массу контрдоводов и свидетельств не в пользу этого предположения. Альберт Эйнштейн сказал: «Главный вопрос, который мы должны задать, состоит в следующем: враждебна или дружелюбна Вселенная, в которой мы живем?» Триш – это моя мать, и я знаю, что она собрала множество доводов против утверждения «мир опасен», несмотря на свои сложности со змеями. Мама – женщина веры, она использовала силу своего разума, чтобы найти доказательства в пользу дружелюбности этого мира. Она испытала то, что ощущалось как чудеса, полные значения. Она встречалась с существами, которые, по ее мнению, были ангелами. Мать чувствует присутствие Божественной силы в своей жизни и верит, что, когда случаются вещи, которых не желает ее малое «я», они случаются ради какой-то высшей цели.

Двумя крупнейшими страхами мамы были одиночество и змеи. Сначала она пережила инцидент со змеями, а затем умер ее муж во время моей полосы шторма. Последние 9 лет мама живет одна. Однажды, сидя на берегу озера рядом с домом, где она когда-то жила с моим отцом, мама сказала: «Может быть, все это случилось для того, чтобы я поняла: даже если меня настигают страхи, я могу с ними справиться. Раз уж я пережила это, думаю, мне под силу разобраться со всем остальным».

Когда я спросила маму, верит ли она в то, что страхи настигли ее по какой-то высшей причине, чтобы она могла духовно вырасти, она признала, что это возможно и что мир полон значения.

Жизнь в «опасном» мире

Опасен ли мир, в котором мы живем? События 11 сентября 2001 года заставили многих людей поверить в это. После трагедии публика так испугалась авиатеррористов, что многие отказались от полетов и выбрали передвижение на автомобилях, хотя в полете самое опасное – поездка к аэропорту на машине. Один профессор подсчитал, что даже если бы террористы захватывали и уничтожали по самолету в неделю, то вероятность гибели человека, летающего раз в месяц, равнялась бы 1:135000. В сравнении с вероятностью гибели в автомобильной аварии (1:6000) это крошечный риск.

Герд Гижеренцер, берлинский психолог, предсказал, что после 11 сентября следует ждать роста трагических случаев на дорогах Америки. Действительно, так и произошло. Этот специалист сумел подсчитать число жертв автомобильных аварий, произошедших лишь потому, что люди испугались авиаперелетов. Это число достигло 1595. Иррациональный страх привел к увеличению количества людей, погибших в результате террористических атак, более чем на 50 %.

Страх обуял народ. Боязнью авиаперелетов все не ограничилось. Когда осенью 2001 года 22 человека заболели сибирской язвой, споры которой рассылались по почте, то 30 тысяч человек начали принимать антибиотик ципрофлоксацин, как правило, по собственной инициативе. Из-за принятия этого сильнодействующего и небезопасного лекарства заболело больше людей, чем из-за рассылки спор сибирской язвы. Страх не защитил американцев, а, напротив, подверг их еще большей опасности.

Затем нация содрогнулась от новых страхов. В 2002 году разнеслась весть о том, что вирусы оспы, хранившиеся где-то на территории бывшего СССР, могут оказаться в руках террористов. Боязнь перед оспой разрослась, хотя в США случаев этой болезни не было с 1940-х годов. В 2003 году, когда в Азии врачи столкнулись с заболеванием SARS (острый респираторный синдром), во всем мире было лишь 7 тысяч заболевших, менее 100 из них – в США. Но американцы носили маски, бойкотировали авиаперелеты и избегали китайских ресторанов.

Когда в 2009 году СМИ вовсю распространяли новости о свином гриппе, сотни тысяч людей начали копить у себя таблетки «Тамифлю» и бросались в больницы при первых симптомах простуды. В 2011 году, когда цунами разрушило АЭС в японской Фукусиме, люди, жившие далеко от Японии (в том числе и в США), начали скупать в аптеках йодид калия. Они верили, что этот препарат защитит щитовидную железу от радиоактивного облучения. Цены на йодид калия в интернет-магазинах взлетели до небес.

Преувеличенная реакция публики на эти угрозы (которые на фоне мировых несчастий были минимальными) указывает на дисбаланс в душе современного человека. Мы боимся не только реальных угроз нашей жизни – тех, от которых нас мог бы защитить подлинный страх, но и редких, как правило, несмертельных вирусов и незначительного подъема уровня радиации.

Да, в современном мире есть реальные опасности, но мы, как правило, не знаем о статистической вероятности, в итоге многие из нас живут в постоянном страхе. Мы боимся пестицидов, гормонов в молоке, химикатов в пище, ядов в воде, генетически модифицированных продуктов, токсинов в воздухе. Беспокоимся о ртути в рыбе и фарше, бактериях в сыре, свинце в красках, канцерогенах в грудных имплантах, плесени в доме. Еще мы боимся токсических соединений в косметике, пластмассовых изделиях, мясе. Не доверяем микроволновым печам, мобильным телефонам, дезодорантам… Опасаемся рака, СПИДа, болезни Альцгеймера и герпеса. Когда я писала эти строки, в США еще не был зафиксирован ни один случай болезни, вызванной вирусом ЭболаВ сентябре 2014 года в США был диагностирован первый случай лихорадки Эбола. – Прим. перев. , тем не менее, американцы приходят в ужас от одной только мысли о ней.

Вдобавок ко всему перечисленному мы боимся педофилов, террористов, нападений акул, метамфетамина, автомобильных аварий, торнадо и питбулей. Нас до сих пор пугают глобальное потепление, атомная война, проблема двухтысячного года, метеоры, пришельцы из космоса, конец календаря майя и землетрясения. Мы боимся, что произойдут еще обстрелы людей в школах, кинотеатрах, на улицах, что в городе появятся автомобили, начиненные взрывными устройствами. Мы ежедневно опасаемся за нашу безопасность и спрашиваем себя, будем ли когда-нибудь вне зоны риска.

Но если подумать, то мы никогда раньше не жили так безопасно, как сейчас. Это касается всех развитых стран. Лишь один пример: в 2000 году средний американец жил на 60 % дольше, чем в 1900 году. В 1900 году новорожденный в Великобритании имел шанс прожить 46 лет, а в 1980 году – 74 года. В Канаде же средняя продолжительность жизни ныне превышает 80 лет.

В истории человечества рождение ребенка было для женщины в большинстве случаев весьма рискованным шагом. Для некоторых женщин в развивающихся странах это верно и сейчас: на каждые 100 тысяч рождений там приходится 440 материнских смертей. Но в развитом мире от родов умирают лишь 20 женщин из 100 тысяч. Никогда раньше рождение ребенка не было таким безопасным делом.

Дети теперь также находятся в большей безопасности, чем прежде. В Англии в 1900 году умирали 14 % родившихся, а к 1997 году этот показатель снизился до 0,58 %. Большинство родителей признаются, что их страшит перспектива потерять ребенка, но с 1970 года детская смертность в Америке снизилась более чем на две трети.

Мы не только живем дольше, мы живем более здоровой жизнью. У меньшего числа людей развиваются хронические болезни, и они приходят на 10–25 лет позже, чем раньше. Даже когда мы заболеваем, болезни, как правило, протекают с меньшим числом осложнений. Люди в развитых странах подвергаются теперь меньшему риску стать инвалидами.

Мы боимся войны, но историческая ретроспектива подсказывает, что мы живем в одну из самых мирных эпох человеческой истории. Сейчас в мире разгорается меньше войн, а в ходе военных действий жертв гораздо меньше. Разумеется, люди в развитых странах живут куда лучше, чем в развивающихся, но даже в последних качество жизни улучшается. Доля тех, кто плохо питается, остается в странах третьего мира тревожно большой, однако все же снизилась с 28 % до 17 % в период с 1990 года до 2010 года.

Как ни крути, жители современных развитых стран – самые здоровые, образованные, богатые и уверенные в завтрашнем дне люди в человеческой истории. Тем не менее мы никогда не были обуреваемы таким количеством страхов.

Но мы не обязаны их испытывать…

Опасен ли наш мир?

Жизнь обладает потенциалом страха: она может напугать вас змеями в туалете, неизлечимой формой рака, геноцидом… Неудивительно, что люди приходят к выводу, что мы живем во враждебной Вселенной. Если жизнь побила вас (изнасилование, одиночество, отвержение, утраты, болезни, иные трагедии, которые заставляют вас чувствовать себя в опасности), то естественно сделать вывод, что мы живем во враждебном мире. Однако если у вас отмечается неизменно высокий уровень тревожности, то ваше тело подвергается хроническим, повторяющимся стрессовым реакциям. В итоге увеличивается вероятность болезни, не говоря уже о том, что вы без особых причин чувствуете себя несчастным.

Никто не говорит, что в мире нет реальных угроз. Но верно ли утверждение, что мир опасен? Что, если бы вы верили в нечто иное? Что, если бы вместо опасного мира видели, что все, что происходит, имеет смысл?

Когда я говорю, что мы живем не в опасном мире, а в мире, полном значения, то отнюдь не утверждаю, что пугающие события отсутствуют или что вы всегда будете застрахованы от трагедии. Я не предлагаю вам не замечать опасности и игнорировать сигналы страха. Не скажу, что вы всегда получите то, что хотите. Но нужно знать одно: Вселенная может быть упорядоченной и полной значения, даже если мы не знаем, как она работает. Нас защищают любящие высшие силы, управляющие нами посредством внешних указателей и внутреннего знания.

Когда вы приходите к убеждению, что живете не во враждебной, а в полной смысла Вселенной, ложный страх начинает терять почву под ногами. У вас вырабатывается чувство безопасности. Оно поддерживает вас лучше, чем размер средств на банковском счете, любовь в браке или зафиксированное врачом отсутствие болезней. Вы начинаете верить, что все происходящее, даже если вы не хотели наступления тех или иных событий, способствует вашему духовному росту. Когда желание что-то получать вытесняется стремлением к росту, для страха остается мало места. Вы не ограждаете себя от неопределенности, не цепляетесь за то, что боитесь потерять. Это вовсе не значит, что вы не принимаете меры для обеспечения своей финансовой безопасности, пренебрегаете отношениями, игнорируете всякий риск или не заботитесь о своем теле. Это означает, что вы избавляетесь от постоянной тяги к контролю, которая вас закрепощает.

Попытки контролировать жизнь ведут ко множеству ложных страхов. Но когда вы верите, что живете в мире, полном значения, то осознаете, что Вселенная не нуждается в вашей опеке, вам не обязательно бояться того, что вы отпустите узду. Жизнь в мире, исполненном смысла, позволяет вступить с неопределенностью в правильные отношения, перестать смотреть на нее с подозрением и страхом. Вы сможете оставаться спокойными перед лицом неизведанного. Вместо того чтобы оберегать себя от всяких потерь, вы верите, что даже утрата имеет значение, пусть даже вы не знаете, какое именно.

Когда вы начнете проявлять веру, то обнаружите, что ложные страхи больше не руководят вашей жизнью, хотя могут возникать время от времени. Вы уже не ударяетесь в панику, потеряв должность, ибо верите, что в нужное время получите замечательную работу. Не цепляясь за любовные отношения, подходящие к концу, вы верите, что их разрыв – знак того, что намечаются новые отношения, более здоровые и счастливые. Вы не чувствуете страха, когда вам нужно лечиться, поскольку верите, что все происходящее – часть благотворной эволюции вашей души. Даже сталкиваясь с очень плохими новостями (например, о том, что в ближайшее время может умереть близкий вам человек или вы сами), вы способны доверять процессу и результату.

Это не означает, что вы лишаетесь права на эмоциональную реакцию. Если вы теряете дорогого вам человека, порываете с тем, кого любите, ведете отчаянную борьбу с болезнью, переживаете провал в работе или финансовый крах, то, конечно, будете испытывать грусть, печаль, гнев. Вера в то, что вы живете в мире, полном значения, не означает, что есть какой-то высокодуховный обходной путь, помогающий избежать болезненных эмоций. В то же время благодаря своей вере вы не вязнете в этих эмоциях, не начинаете страдать, как это часто бывает, когда Вселенная не дает людям желаемого.

Жизнь в мире, полном значения, означает, что вы доверяете высшей силе, руководящей вами. Вы знаете, что не одиноки, и это дает вам защиту от страха. Ориентиры вы можете найти в религии или в чем-то ином. Вы можете называть эту силу Богом, Буддой, Иисусом, Аллахом, Гуань Инь или самой Вселенной. Вы можете воспринимать ее как энергию или даже как ветер судеб, дующий в сторону высшего блага и несущий вас туда (если вы это позволяете). Вы можете верить, что руководящая сила находится внутри вас или вовне.

Не важно, откуда, по вашему мнению, исходит руководящая сила: от божества, Вселенной, энергии или вашего собственного внутреннего путеводного света. Важна вера в то, что вы не должны заниматься мелочной опекой над всеми деталями вашей жизни, поскольку знаете, что постоянно движетесь вперед, к высшему добру, пусть даже не имеете четкого представления о том, какое оно. Движущая вами сила может быть малозаметной, но когда вы присмотритесь, то сможете ее различать все лучше и лучше. Ваш путь будет отмечен указателями, совпадениями, которые вы не сможете объяснить, и они напомнят, что в окружающем мире есть нечто большее, чем научный материализм. Возможно, вы столкнетесь с удивительными явлениями, когда вдруг узнаете то, что не были способны узнать раньше, – нечто такое, что поможет вам защищать себя или других. Вы можете даже испытать чудо, и оно даст вам смелость, на которую вы и не надеялись. Руководящая сила стремится не отпускать вас, и если вы пропускаете один указатель, то вскоре, как правило, появляется новый.

Наши рекомендации