Самостоятельная работа по теме. Выполнение теста на определение уровня внимания «числовой квадрат».

Выполнение теста на определение уровня внимания «числовой квадрат».

5.4. Итоговый контроль знаний:

Не предусмотрено.

Домашнее задание для уяснения темы занятия

Не предусмотрено.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Воображение как психический познавательный процесс.

2. Развитие творческого воображения.

Занятие № 37

Тема: «Виды воображения».

2. Форма организации занятия: практическое интерактивное занятие.

3. Значение изучения темы:формирование представлений о процессе воображение, его виды и значение каждого из них.

4. Цели обучения:

- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).

- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).

- учебная: знать определения воображения; их классификации; владеть теоретическими знаниями и практическими умениями для описания функций и проявления воображения.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Не предусмотрено.

Основные понятия и положения темы.

1. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отне­сенности к различным вопросам темы «Воображение».

1) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу, героя художественного произведения — по тексту, картину отдыха зна­комого человека — по его рассказу.

2) Это познавательный психический процесс, заключающийся в со­здании новых образов путем переработки представлений.

3) Благодаря воображению целостный образ ситуации создается рань­ше ее расчлененной картины.

4) Образ Наташи Ростовой создан Л.Н.Толстым путем слияния черт двух женщин — жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.

5) Воображение позволяет представить результат деятельности (создать идеальную модель будущего результата) до того, как он будет достигнут реально.

6) Когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду деятель­ность художника, ученого, изобретателя. При этом упускается из виду, что без фантазии невозможно изготовить самое простое изделие.

7) Воображение работает также и во сне, и в полудремотном состоя­нии, и при расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюци­наций.

8) «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Мани­лов. — А. Ш.) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома прове­сти подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на кото­ром бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только од­ними словами» (Н. В. Гоголь).

2. Прокомментируйте приведенное ниже высказывание.

Ниже представлены различные проявления умственной активности (не только воображения), вызываемые психодиагностичес­кими средствами. Необходимо дать им краткую, но по возможности более точную характеристику в терминологии познавательных процес­сов.

1) Участникам группы называется предмет, например «молоток». Пред­лагается указать как можно больше способов его возможного примене­ния. Обычно после прямых функциональных назначений (забивать гвозди, разбивать ударами предметы) следуют указания на нефункциональ­ное использование (в качестве груза, гантели и т.д.). Чем больше спосо­бов использования предмета будет обнаружено, тем лучше.

2) Предлагается пять слов, из которых четыре объединены определен­ной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово нужно обнаружить и вычеркнуть.

3) Испытуемый отвечает на вопросы: «Бывало ли когда-нибудь, что тебе доверили тайну, а ты по каким-нибудь причинам не смог ее сохра­нить?»; «Случалось ли тебе о ком-нибудь говорить плохо?»

4) В тестовом задании предлагаются три слова. После третьего — про­черк, означающий недостающее четвертое слово. Между первым и вто­рым существует очевидная логическая связь. Необходимо подобрать чет­вертое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как второе с первым.

5) Испытуемому предлагаются три слова, являющиеся названиями предметов. Надо за ограниченное время написать несколько предложе­ний (каждый раз с использованием всех трех слов) логически связанных между собой, желательно в виде рассказа.

6) Предлагается 8 карточек. Необходимо расположить их в последова­тельности так, чтобы они образовали сюжет рассказа.

7) В исследовательской процедуре (тест Роршаха) испытуемому пред­лагают рассматривать недостаточно определенные изображения («пят­на») и отвечать на вопрос: «Что это такое, на что это похоже?»

8) От школьника требуется повторить ряд чисел в прямом и обратном порядке.

9) Человеку говорят: «Вы отрезаете кусочек лимона, посыпаете его сахаром, кладете в рот...» Наступает слюноотделение.

10) Исследователь предлагает испытуемому завершить несколько нео­конченных предложений.

Наши рекомендации