Самостоятельная работа по теме. Выполнение теста на определение уровня внимания «числовой квадрат».
Выполнение теста на определение уровня внимания «числовой квадрат».
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия
Не предусмотрено.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Воображение как психический познавательный процесс.
2. Развитие творческого воображения.
Занятие № 37
Тема: «Виды воображения».
2. Форма организации занятия: практическое интерактивное занятие.
3. Значение изучения темы:формирование представлений о процессе воображение, его виды и значение каждого из них.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать определения воображения; их классификации; владеть теоретическими знаниями и практическими умениями для описания функций и проявления воображения.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Не предусмотрено.
Основные понятия и положения темы.
1. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отнесенности к различным вопросам темы «Воображение».
1) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу, героя художественного произведения — по тексту, картину отдыха знакомого человека — по его рассказу.
2) Это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки представлений.
3) Благодаря воображению целостный образ ситуации создается раньше ее расчлененной картины.
4) Образ Наташи Ростовой создан Л.Н.Толстым путем слияния черт двух женщин — жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.
5) Воображение позволяет представить результат деятельности (создать идеальную модель будущего результата) до того, как он будет достигнут реально.
6) Когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду деятельность художника, ученого, изобретателя. При этом упускается из виду, что без фантазии невозможно изготовить самое простое изделие.
7) Воображение работает также и во сне, и в полудремотном состоянии, и при расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюцинаций.
8) «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Манилов. — А. Ш.) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами» (Н. В. Гоголь).
2. Прокомментируйте приведенное ниже высказывание.
Ниже представлены различные проявления умственной активности (не только воображения), вызываемые психодиагностическими средствами. Необходимо дать им краткую, но по возможности более точную характеристику в терминологии познавательных процессов.
1) Участникам группы называется предмет, например «молоток». Предлагается указать как можно больше способов его возможного применения. Обычно после прямых функциональных назначений (забивать гвозди, разбивать ударами предметы) следуют указания на нефункциональное использование (в качестве груза, гантели и т.д.). Чем больше способов использования предмета будет обнаружено, тем лучше.
2) Предлагается пять слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово нужно обнаружить и вычеркнуть.
3) Испытуемый отвечает на вопросы: «Бывало ли когда-нибудь, что тебе доверили тайну, а ты по каким-нибудь причинам не смог ее сохранить?»; «Случалось ли тебе о ком-нибудь говорить плохо?»
4) В тестовом задании предлагаются три слова. После третьего — прочерк, означающий недостающее четвертое слово. Между первым и вторым существует очевидная логическая связь. Необходимо подобрать четвертое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как второе с первым.
5) Испытуемому предлагаются три слова, являющиеся названиями предметов. Надо за ограниченное время написать несколько предложений (каждый раз с использованием всех трех слов) логически связанных между собой, желательно в виде рассказа.
6) Предлагается 8 карточек. Необходимо расположить их в последовательности так, чтобы они образовали сюжет рассказа.
7) В исследовательской процедуре (тест Роршаха) испытуемому предлагают рассматривать недостаточно определенные изображения («пятна») и отвечать на вопрос: «Что это такое, на что это похоже?»
8) От школьника требуется повторить ряд чисел в прямом и обратном порядке.
9) Человеку говорят: «Вы отрезаете кусочек лимона, посыпаете его сахаром, кладете в рот...» Наступает слюноотделение.
10) Исследователь предлагает испытуемому завершить несколько неоконченных предложений.