Международное частное право

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор института

______________ Н.Н. Белькевич

«___» __________2013 г.

Регистрационный № ______

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

для специальности:

Международное право

специализации:

Международное частное право

2013г.

СОСТАВИТЕЛЬ:

О.Н. Толочко, зав. кафедрой международного права, канд. юрид. наук, доцент

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой международного права

(протокол № 1 от 29.08.2013)

Заведующий кафедрой

____________ О.Н.Толочко

(подпись)

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета международного права и юридической психологии

(протокол № ___ от ____________)

Председатель

Совета факультета

_______________Л.И.Новиков

(подпись)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа практики по виду деятельности (производственной практики) студентов, обучающихся по специальности «Международное право», охватывает основные направления юридической практики студентов 4 курса дневной и 5 курса заочной формы обучения специальности «Международное право», указывает на ее цели и задачи, описывает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются студентами, определяет ее объем и содержание.

Производственная практика студентов специальности «Международное право» проводится в органах внешних сношений, в правоохранительных органах, судебных учреждениях, в органах местного управления и самоуправления, в юридических отделах (у юрисконсультов) субъектов хозяйствования, в которых создан юридический отдел (введена должность юрисконсульта), и является неотъемлемой частью учебного процесса.

Производственная практика направлена на практическое освоение полученных знаний о содержании, методологии и применении норм и принципов международного и национального права. Таким образом, цель производственной практики заключается в получении и закреплении практических навыков по специальности «Международное право», изучении студентами основных направлений правовой работы, проводимой в указанных органах и организациях, получении, закреплении, расширении и систематизации знаний, полученных при изучении специальных дисциплин в сфере международного права.

Производственная практика направлена на решение следующих задач:

- получение студентами практических умений и навыков по специальным дисциплинам;

- получение практических навыков составления аналитических записок;

- приобретение навыка предоставления юридических консультаций;

- выработка умения проводить комплексный анализ правовых документов и практики их применения;

- закрепление теоретических знаний;

- освоение практических навыков по избранной специальности;

- формирование основ профессиональной этики;

- знакомство с основами делопроизводства;

- развитие у студентов мотивации профессиональной деятельности;

- формирование активной профессиональной позиции, умения постановки задач, выработки и принятия решений.

Результатом прохождения практики должно стать формирование и приобретение студентами следующих групп компетенций:

академических компетенций;

социально-личностных компетенций;

профессиональных компетенций, включающих следующие виды деятельности: производственную, правоприменительную, экспертно-консультационную, организационно-управленческую и инновационную деятельность.

В рамках академических компетенций студенты во время производственной практики должны приобрести умение:

- применять базовые научно-теоретические знания для решения практических задач;

- анализировать правовые нормы и правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности;

- работать самостоятельно;

- пользоваться техническими устройствами, управлять информацией и работать с компьютером;

- собирать и анализировать нормативную и фактическую информацию.

В рамках социально-личностных компетенций студенты во время производственной практики должны научиться:

- адекватно оценивать результаты собственной работы;

- быть дисциплинированным и обладать навыками самоорганизации.

В рамках профессиональных компетенций студенты во время производственной практики должны научиться:

использовать полученные знания и навыки по международному праву при решении теоретических и практических вопросов в сфере международных отношений;

уметь применять национальные и международные нормы в области межгосударственных и трансграничных отношений;

владеть методами правовой квалификации фактов;

знать основы судопроизводства в международных и национальных судебных органах;

разрешать коллизии права разных стран;

уметь составлять основные правовые документы, проекты нормативных правовых актов и международных договоров;

владеть приемами осуществления процессуальных действий;

составлять основные процессуальные и иные юридические документы;

знать основы правотворческой деятельности;

уметь составлять правовые заключения в устной и письменной форме на основе анализа национального законодательства, международных документов и практики их применения;

оказывать консультационные услуги в области толкования и применения норм права;

осуществлять представительство частных лиц (организаций) в судебных органах;

составлять аналитические заключения;

знать основы делопроизводства;

владеть навыками ведения международных правовых проектов;

разрабатывать, представлять, согласовывать и визировать документы;

пользоваться информационными ресурсами и правовыми базами данных и др.

Таким образом, производственная практика направлена на формирование социально-профессиональной и практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные и профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной деятельности. Производственная практика направлена также на получение опыта профессиональной деятельности будущих юристов-международников. Поставленные перед практикантами задачи могут корректироваться в зависимости от места прохождения практики, а также дополняться (конкретизироваться) руководителями от практики в учреждении.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Производственная практика на 4 курсе дневной и 5 курсе заочной формы обучения проводится в соответствии с учебным планом и состоит из трех этапов.

На первом этапе проводится установочный инструктаж по организации и прохождению практики на местах, а также разъясняется информация о порядке прохождения производственной практики и аттестации студентов, определяются общие требования по оформлению дневника и отчета по практике.

Инструктаж проводится совместно руководителями практики от БИП и от кафедры в аудиториях института.

До начала прохождения практики студент обязан записаться в деканате на предложенные базы практики, исходя из возможностей принимающих сторон; ознакомиться с программой практики; получить и заполнить индивидуальное задание и дневник практики; получить у руководителя практики от института направление на практику.

На втором этапе, продолжительность которого определяется учебным планом, студент закрепляет имеющиеся теоретические знания, овладевает практическим умениями и навыками, выполняет следующие виды деятельности.

В органах внешних сношений:

– изучает структуру органов внешних сношений и направления деятельности структурных подразделений органов внешних сношений;

– осуществляет сбор и анализ нормативной и фактической информации по вопросам деятельности международных организаций;

– применяет нормы международных договоров;

– приобретает навыки составления проектов международных договоров на государственных и иностранных языках;

– содействует сотрудникам органов внешних сношений в выполнении функций и задач, возложенных на соответствующие подразделения;

– присутствует при производстве официальных действий и составлении официальных документов;

– составляет аналитические записки;

– присутствует на приеме граждан, который ведет сотрудник органа внешних сношений.

В органах прокуратуры:

–анализирует документы, в том числе международные договоры, обеспечивающие сотрудничество органов прокуратуры с иностранными государственными органами, учреждениями и организациями;

– изучает порядок осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства физическими лицами и организациями;

– участвует в осуществлении органами прокуратуры надзора за законностью и обоснованностью решений, приговоров, определений и постановлений судов по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдением законодательства при их исполнении;

– составляет проекты процессуальных документов и актов прокурорского надзора;

– присутствует на приеме граждан.

В районном (городском) суде:

– анализирует дела, назначенные к судебному разбирательству;

– исследует документы, в том числе международные договоры, обеспечивающие сотрудничество с иностранными судами и государственными органами, учреждениями и организациями; а также порядок оказания и получения правовой помощи и правовой информации;

– участвует в подготовке материалов, необходимых для судебного разбирательства;

– присутствует при рассмотрении дел;

– разрешает коллизии права разных стран;

– по согласованию с судьей изучает особенности рассмотрения определенных категорий дел;

– овладевает приемами осуществления приказного производства, порядок вынесения, содержание и исполнение определения о судебном приказе;

– составляет проект протокола судебного заседания, проекты судебных постановлений (решений, определений);

– знакомится с исполнительными производствами, находящимися в производстве суда,– изучает порядок производства исполнительных действий судебным исполнителем;

– осуществляет представительство интересов частных лиц (организаций) в судебных органах;

– присутствует на приеме граждан, который ведет председатель суда (судья).

В органах внутренних дел:

– знакомится со структурой органов внутренних дел и их подразделений;

– анализирует и изучает документы, в том числе международные договоры Республики Беларусь, обеспечивающие сотрудничество органа внутренних дел с иностранными государственными органами, учреждениями и организациями;

– содействует сотрудникам органов внутренних дел в производстве официальных действий;

– составляет проекты уголовно-процессуальных документов;

– присутствует на приеме граждан, который ведет сотрудник органов внутренних дел.

В юридическом отделе организации:

– анализирует устав, лицензии (разрешения) и другие документы, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;

– исследует нормативные правовые акты и другие документы, регламентирующие деятельность юридической службы организации;

– знакомится с задачами и функциями юридической службы организации;

– изучает документы организации, обеспечивающие ее внешнеэкономическую деятельность и сотрудничество с иностранными государственными органами, учреждениями и организациями;

–участвует в подготовке и внедрении системы локальных нормативных актов организации, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность структурных подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности организации;

–осуществляет проверку на соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов и других документов нормативного характера;

– принимает участие в осуществлении учета поступающих в организацию нормативных правовых актов и разрабатываемых им нормативных актов и документов;

– готовит и заключает внешнеэкономические и иных хозяйственные договоры;

– знакомится с организацией претензионной и исковой работы, представлением интересов организации в судах и иных государственных органах.

В структурном подразделении государственного органа, органа местного управления и самоуправления:

– знакомится с основными направлениями деятельности структурного подразделения государственного органа;

– участвует в рассмотрении поступающих в государственный орган на согласование проектов правовых актов;

– проверяет на соответствие действующему законодательству представляемых на подпись руководству государственного органа проектов правовых актов;

– присутствует во время приема граждан, который ведет руководитель либо сотрудники структурного подразделения государственного органа;

– под руководством руководителя практики оказывает работникам помощь в поиске необходимых нормативных правовых актов по направлениям деятельности государственного органа;

– изучает порядок защиты имущественных и иных интересов государственного органа при рассмотрении споров в судах.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе во время практики либо неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно либо отчисляется из института.

Производственная практика студентов, сдающих академическую разницу в учебных планах либо направленных повторно, проводится в сроки, установленные деканатом.

Третий этаппредполагает подготовку отчетной документации к защите отчета по практике и участие студентов в заключительной конференции по итогам практики. Представление отчетной документации производится не позднее трех дней после второго этапа производственной практики.

Наши рекомендации