Изучение энергетического обеспечения деятельности

Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энерготратам или установку на сбере­жение энергии. В «Психологической характеристике» он обозначается как «Физиологическая энергия». Расчет ВК производится по формуле, предложенной К. Шипошем:

ВК=18 - место оранжевого - место желтого

18 - место синего - место зеленого

Значение коэффициента изменяется от 0,2 до 5 баллов. Для приве­денного выше выбора, сделанного ребенком, расчет производится сле­дующим образом:

ВК= 18 – 3 – 8 = 7

18 – 2 – 5 11

Энергетический показатель интерпретируется следующим образом.

Если значение ВК равно или ниже 0,5, это свидетельствует о хрони­ческом переутомлении, истощении, низкой работоспособности. Нагруз­ки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обыч­но переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и пр.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой со­противляемости инфекциям, что приводит к частым простудным забо­леваниям.

Значения ВК в пределах от 0,51 до 0,91 характеризует состояние компенсируемой усталости. Самовосстановление оптимальной рабо­тоспособности происходит за счет периодического снижения актив­ности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и от­дыха ребенка.

Значения ВК в пределах от 0,92 до 1,9 характеризуют состояние оп­тимальной работоспособности. Ребенок отличается бодростью, отсут­ствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энерготратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка по­зволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.

Если значение ВК равно или превышает 2, то это свидетельствует о состоянии перевозбуждения. Чаще всего является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и сни­жение нагрузок.

Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нару­шается адекватность реагирования, снижается способность к само­управлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уде­лять урокам и меньше — отдыху, тем плачевнее бывают общие резуль­таты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хро­ническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.

Для правильного понимания причин низкой работоспособности ре­бенка необходимо учитывать и взаимное расположение красного (3) и желтого (4) цветов. Исследования Л. А. Китаева-Смыка доказали, что нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в фун­кционировании всех систем организма. Переутомление и падение энер­гетики приводит к тому, что сильные внешние раздражители стано­вятся непереносимыми, причем в разряд «сильных» переходят и те раздражители, которые раньше воспринимались как нормальные. Ме­няется эмоциональное восприятие цвета. Сине-голубые оттенки кажут­ся более привлекательными, а желто-красные — резко неприятными. Особенно непереносимым становится желтый цвет. Когда этот цвет оказывается перед глазами переутомленного человека, он может выз­вать приступ тошноты или головной боли, даже привести к потере со­знания (40, с. 212-214).

Наши исследования подтверждают, что о нервно-психическом ис­тощении, хроническом переутомлении можно говорить только тог­да, когда не только имеет место низкое значение ВК, но в самом цве­товом выборе желтый цвет находится правее красного и ближе к концу ряда. Если ближе к концу ряда оказывается красный цвет, а желтый находится левее, ближе к началу ряда, то состояние ребенка может быть охарактеризовано как обычная усталость, но при этом как дополнительный фактор, как правило, присутствует «внешнее» подавление активности ребенка (авторитарное давление родителей, чрезмерные охранительные запреты или предупредительные заботы). В этом случае со здоровьем ребенка может быть все в порядке. Мы сталкиваемся не с физиологическим истощением, а имеем суммар­ный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности. Оптимиза­ция работоспособности может быть достигнута за счет нормализа­ции отношения к ребенку со стороны взрослых (коррекции стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок.

ММД является дополнительным фактором, осложняющим деятель­ность ребенка. Наличие ММД свидетельствует о нарушениях в функ­ционировании мозга, которые обычно приводят к сдвигам и в энерго­обеспечении организма (ВК очень редко попадает в зону оптимума). Если при ММД значение вегетативного коэффициента свидетельству­ет об усталости или перевозбуждении, то без специального лечения нормализация работы мозга оказывается невозможной. Если ВК сви­детельствует о хроническом переутомлении, то вполне вероятны се­рьезные ухудшения состояния здоровья и дезорганизация мозговой де­ятельности. В этом случае необходимо срочно оптимизировать нагрузки и режим ребенка, что обязательно должно сочетаться с его лечением. Если не происходит снижения нагрузок и лечение прово­дится на фоне хронического переутомления, то обычно оно эффекта не имеет. Если ВК находится в зоне оптимальной работоспособности, то найден такой режим жизнедеятельности ребенка, при котором впол­не вероятна и постепенная нормализация работы мозга без дополни­тельного лечения.

Наши рекомендации