Работа с более активными интерпретациями Ведущего.
Для того, чтобы работа со сновидениями несла реальный эффект исцеления и внутреннего роста, большую часть работы должен проделывать Сновидец. Если Ведущий обладает богатым опытом и видением, он может иногда предлагать готовые интерпретации, попадающие точно в цель и вызывающие инсайт у Сновидца. Но мы считаем, что интерпретации Ведущего не должны быть частыми и навязчивыми. Тем более отношения Ведущего со Сновидцем ни в коем случае не должны носить авторитарный характер. В противном случае это обернется не раскрытием души Сновидца, а ее подавлением. Авторитарная позиция совершенно неуместна при любом исследовании, тем более при исследовании такой тонкой сферы, как душа человека. Ниже мы приводим пример работы со сновидением при более активной, чем обычно, но, тем не менее, не авторитарной позиции Ведущего. Ведущий предлагает направление, в котором будет развиваться исследование, а далее передает инициативу Сновидцу.
Сон Ивана.
Иван: Интересно, что за день до того, как мне приснился этот сон, я обозначил для себя проблемную тему «Взаимоотношения с деньгами, чувственные, эмоциональные, страстные». Эта тема среди прочих других у меня находится в загоне. И вот мне снится сон: Действие происходит в клубе-казино. Я туда захожу вместе со своим другом. Я себя ощущаю этаким «бедным родственником», у меня нет денег, как всегда. Мой друг решил обо мне позаботиться. Он делает одну ставку на «четверку» и выигрывает. Отдает мне выигрыш. Выигрыш получаешь в виде пачки призовых билетов, каждый из них как продолговатая книжечка, похожи на авиа- или железнодорожные билеты. У играющего две возможности. Во-первых, в каждом из этих билетов есть свой номер. Можно опять идти в игру, делая ставку на номер, указанный в билете. Во-вторых, можно закончить игру, обналичив призовые билеты. Я решаю с одним билетом сыграть, остальные обналичить. Достаю наугад один из билетов, открываю и вижу, что там снова указана цифра «4». Т.е. я опять должен делать ставку на четверку. Мне в голову приходит мысль, что это неправильно, здесь какая-то опечатка или сбой в системе, не может быть подряд одно число. Я подхожу к крупье и объясняю ему свое затруднение. Он относится ко мне очень лояльно и говорит: «Если хотите, можете заменить билет». Я меняю билет, открываю его и снова вижу в нем четверку. Начинаю громко возмущаться. Снова меняю билет, и снова в нем четверка. Вокруг собирается народ. Я утверждаю, что система неправильная. Крупье волнуется и говорит: «Давайте еще поменяем». Я еще раз совершаю обмен билета, и на этот раз выпадает некий двухзначный номер, кажется 32, но это не точно. Я удовлетворен этим обстоятельством, крупье благодарит меня за то, что благодаря моей настойчивости спасено реноме заведения. После этого запускается новый розыгрыш и опять выигрывает четверка, красная четверка. Я проиграл, испытываю досаду, но больше не играю, следую своему решению. На этом сон заканчивается.
Ведущий: Возникает сразу общий контекст, ввиду того, что четверка – это символ мандалы, самости, креста, сопряжения креста и мандалы, четверица. Итак, как по твоему мнению, о чем сон сигнализирует?
И: Такой контекст мне тоже в голову приходил. Возможна интерпретация, что жизнь раз за разом подталкивает меня к обретению самости, открытости к ней, но я из каких-то соображений от этого отказываюсь.
В: Недоверие самости и проигрыш?
И: Да, недоверие и проигрыш, как закономерный результат.
В: Интересно понять, почему ты самости не доверяешь? Казалось бы, во сне, очевидно, выпадает четверка, четверка, четверка, а ты так настойчиво от нее отказываешься. Может и в жизни так? Может твоя самость проявляется не так, как тебе хотелось бы? Манифестирует себя в такой форме, которая не удовлетворяет твои представления о том, как должна манифестироваться самость. Ты думаешь, что у тебя жизнь должна складываться как-то по-другому?
И: Это похоже на правду. И тогда сон лишний раз это подчеркивает. Мне забавно, что все это идет в контексте денег. Очень четко связались у меня мой запрос о деньгах, и этот сон.
В: А что такое деньги? Давай разберемся с общей символикой.
И: Выживание, свобода.
В: Это эквивалент энергии, т.е. возможностей?
И: Да. Часть оборота энергии во взаимоотношениях с миром.
В: Кто же твой друг, который все-таки предлагает тебе такую помощь?
И: Да, это тот, который ставит на четверку и выигрывает.
В: Приходят ассоциации с Ангелом Хранителем, который все пытается тебя вывести на путь, а ты его отрицаешь. Он тебе показывает: «Вот четверка! Самость, самость, самость!» В плане возможностей и энергии.
И: По-крайней мере, отношения наши достаточно искренние, во сне я понимаю, что он действительно обо мне заботиться. Возможно, действительно Ангел Хранитель.
В: Архетип Ангела Хранителя, по крайней мере, за ним стоит.
И: Ну да, мне приятно осознавать, что есть такое. И еще меня потрясло, насколько этот сигнал о самости близок и настойчив. Не просто откуда-то издалека доносится, а рядом, вот-вот, где-то здесь.
В: В таком случае, что символизирует казино?
И: Рулетка, казино… На эти слова какой-то взрыв намечается, уши закладывает. Это игра, азарт, кипение страстей – жизнь кипящая, где и случайность, и закономерность, все вместе. И опять же очень приятно в этом прочтении лояльное отношение ко мне хозяев этого казино.
В: Да, а кто такой крупье? Кто за ним стоит?
И: Сейчас мне пришла мысль – это Бог с его отношением к свободе выбора. Не хочешь, как предлагают, пожалуйста. Имеешь право делать глупости. Очень тепло и лояльно он относился к моим настойчивым запросам сменить билет с четверки на что-то другое.
В: А что все-таки подталкивает тебя сменить билет? Чувство, некая интуиция искаженная? Что подталкивало не доверять четверке, менять билет раз за разом?
И: Некая была убежденность, знание, что это опечатка.
В: Причем билет – это тема путешествия, билет в новую жизнь.
И: Ох, волнуюсь. Билеты действительно похожи на те, которые в самолет и на поезд. Но убежденность, что так быть не может.
В: А кто все-таки стоит за этим выбором? Что за фигура? Кто подталкивает к недоверию?
И: Не знаю, может семья?
В: Если мы работаем в юнгианской теме, то это некто невидимый. Тень.
И: Тень? Ну, в широком смысле это так и есть. Я может, и стал расшифровывать эту Тень, имея в виду семью и привычку жить в семейной среде.
В: Может нам с Тенью пообщаться? Сфокусируем, створожим архетип Тени.
И: У меня сейчас сопротивление нарастает. Ну, давай. Это моя личная Тень?
В: Да. Твоя. Итак, Тень. (Фокусирует архетип Тени)
…
И: Церковь, христианский догмат.
В: Это ты от Тени уже? Назовись «Я - Тень»
И: Я – Тень. Это первые слова, которые пришли. Христианство католическое.
В: На какую цифру ты во сне поставил 31 или 32?
И: Плохо помню, но неуверенно записал, кажется, все-таки 31.
В: 31 - тройка и единичка. Троица и софийность. Но по отдельности. Это очень перекликается с христианским католическим догматом.
И: Да.
В: Расскажи о себе что-нибудь, Тень.
И: Для начала, обращает на себя внимание сдавленность головы чуть выше висков… Отчетливо ощущается вертикаль подчинения, внедренные по всей структуре ценности. Идем крестным ходом. Красные кардинальские одежды.
В: А как Иван к этому причастен?
И: Был прихожанином. Давняя история, ближе к средневековью, Европа.
В: Скажи, пожалуйста, Тень, почему ты боишься четверки? Зачем Ивана отторгаешь от этого пути?
И: Элементарно. За паству надо бороться. Сферы влияния, либо мы, либо – они. Он был наш, а сейчас может уйти. И это нормально, что мы защищаем свои границы. Порядок, структура, управление, подчинение. Европейские ценности. Обуздание дьявола, хаоса. Если дать волю нечистому, он все разрушит. Поэтому наш долг – сдерживать эти происки.
В: В обычном состоянии Иван не придерживается этих мыслей, это именно теневые убеждения?
И: Да. В обычном состоянии он далек от католицизма. И вообще церковности. Хотя тяга к иерархическим структурам в нем присутствует. И его работа в школе, и в МЧС – присутствие в жесткой иерархической структуре. Таким образом, эта склонность реализуется.
В: Как еще это проявляется в его жизни?
И: Ну еще приходит тема привычки доминирования в отношениях с близкими. Он считает себя проводником нашей идеи, как бы священником семейной церкви, наставляет на путь истинный домашнюю паству. Кроме того, некая строгость, аскетизм, это для него вполне привычно, посильно. Это позволяет ему выживать, ограничивая себя.
В: А что является противоположностью этой патриархальной позиции? Если есть одна сторона, значит, есть и другая.
И: Ты же знаешь, что церкви противостоит Сатана. У нас это называется так.
В – Есть еще одна противоположность патриархальности – это матриархат. С одной стороны, ценности изобилия и плодородия, с другой стороны, не доминирования, а наоборот страх перед женщиной, перед женским.
И: Это тоже очень еретическое течение. Женщина должна оставаться на своем месте.
В: Женщина – орудие Сатаны?
И: Да. А еретиков мы не зря жгем. … Идет вспышка гнева, а за ним страх скрытый. Гнев – это привычка контроля. Но гнев мы тоже не выпускаем целиком, держим в узде, чтобы не было разрушения. Он нас толкает вперед к жестким формам реализации, мотивирует нашу деятельность. А за гневом, возможно, стоит страх.
В: Страх перед чем?
И: Женщины как орудие Сатаны. Страх перед женским, хаотическим, неподконтрольным, уничтожающим цивилизацию, угрожающим уничтожить все то, что построено, все культурное, все человеческое.
В: Можно ли сказать, что ты, Тень, представляешь в Иване консервативные, отжившие уже ценности, которые собственно и держат его в старой жизни, не давая воспользоваться билетом в новую жизнь?
И: Ты такой умный! Конечно, мы консервативны в том смысле, что мы веками доказывали свою состоятельность и будем продолжать это делать. А насчет него, так мы его спасаем от происков.
В: Ну правильно, спасаете-спасаете, а он проигрывает. Ни энергии, ни сил, ни возможностей. В игре жизни он – неудачник.
И: Зато за порогом смерти будет ему воздаяние и поощрение.
В: Вернись в Ивана … Не находишь ли ты, что это глубинное убеждение о воздаянии в мире ином, и является жестко направляющим твою жизнь по неэффективному пути. «И пусть в жизни буду несостоятельным, зато придерживаюсь консервативных ценностей, что зачтется позже»
И: Может быть. Хотя мне самому эта тема не очень знакома. Это действительно в тени.
В: Спасибо, Тень. (Расфокусирует архетип Тени) Мы вышли на действительно интересное убеждение. Может за ними какой-то архетип стоит, кроме Тени. Кто-то из богов?
И: Ты хочешь сказать помимо католической церкви?
И: С ограничениями у нас Кронос работает? Правда, вряд ли это он. Переживание церкви было очень мощным. Ценность воздаяния после смерти, не являлась основной в этой консервативной структуре. Важный, но фрагмент. А в целом – это полный свод жизни, культуры. Полный свод ответов на трудные вопросы.
В: Тебя самого это убеждение устраивает?
И: Да нет. Я бы уже и сейчас раскрылся, не дожидаясь посмертного воздаяния.
В: У тебя есть для этого помощник, Ангел-Хранитель.
И: Может быть с ним пообщаться?
В: Ты - Ангел Хранитель. (Фокусирует архетип).
И: Сейчас… Тут надо не говорить, а действовать. Расплавлять эти закостенелые, консервативные структуры сознания.
В: А как? Каким образом?
И: Первое, что захотелось делать Ангелу, после завершения операции створаживания архетипа, это уже начать действие, т.е. расплавление. Он по ходу разъясняет, то, что он делает. Расплавляет, получив доступ к телу. Две зоны особого напряжения: затылок и верхняя часть груди. (Интенсивно зевает) Вспоминается недавний сон когда я во сне получил удар по затылку, тоже было действие по вышибанию жестких структур.
В: Интенсивная зевота, свидетельствует о протекающим процессе некоей внутренней переплавки, включается парасимпатика.
И: Наблюдаю, увядание сознания (продолжает зевать). Как будто проявляется обычно скрытая мертвенность, сейчас она становится актуальной. Тело хочет упасть. Хотя не очень ясно, этот процесс обмякания связан с дезактивацией жесткой структуры, или просто не принимаю Ангела-Хранителя. Может и то, и другое… Какое-то раздражение пошло, типа: «Чего мы тут сидим, ерундой занимаемся?!»
В: Инерционные структуры проявляются
И: Остается напряжение в затылке.
В: Начни перепроживание сна.
И: С казино?
В: Да.
И: (зевает) Кто-то во мне сейчас говорит: «И не лень вам этой ерундой заниматься?!»… А если с точки зрения Ангела Хранителя, то да, можно перепрожить сон. Так. Я, Иван, захожу в казино. Я один, народ занимается своими делами, помещение светлое, крупье во фраке у стола. Стол у окна. Я иду (продолжает зевать), неспешно озираюсь. Похоже, на мне тоже фрак. Женщины в вечерних платьях, мужчины во фраках. Я себя чувствую несколько чужим. Мысли: «Чего я тут делаю? Как я сюда попал?» На меня внимания не обращают особого (зевает). Думаю, может уйти.
В: А что ты тут делаешь?
И: Я себя здесь осознал уже присутствующим. Не помню, как я сюда попал. Я включился в тот момент, когда я уже был здесь и с удивлением наблюдаю за персонажами. Не понятно, откуда у меня фрак взялся. Мысль приходит, что мой «тупизм» очень конкретный, не прошибаемый. Тем не менее, я подхожу к дверям, открываю их и, пожав плечами, начинаю спускаться по лестнице вниз. У входных дверей стоит привратник. Он перегородил дверь руками, меня не выпускает. Причем привратник вроде вежливый, но когда он стоит, раскинув руки, или сложив их на груди, то выглядит угрожающе. У него мощный торс, чувствуется сила.
В: Спроси его, кто он и что он?
И: Скажи мне, привратник, почему ты не пропускаешь меня, кто ты такой? Какого черта ты мне преграждаешь дорогу?
В: Ответ из метафоры, что казино – это жизнь, соответственно моя попытка выйти из казино – это попытка выйти из жизни. А поскольку все кто пришел в эту жизнь, пришли с определенными целями и задачами, то его привратника работа – следить за тем, чтоб не отлынивали. Он воспринимает мою попытку уйти как некое отлынивание. Причем я вижу за дверями яркий-яркий свет, манящий меня. Меня злит, что этот привратник меня не выпускает. Сейчас пришел образ о том, что привратник – это святой Петр, который пред райскими вратами стоит: «Рано тебе еще в рай! За воздаянием уже пришел? Возвращайся обратно!» … Дурацкое состояние у меня. К такой-то матери, и это казино и этого привратника! Короче, все достали! Сел на ступеньки, сижу. Хочется подраться с привратником, но что-то подсказывает мне, что вряд ли справлюсь. Чувствую себя очень глупо. Продолжаю всех вокруг крыть. Чувство одиночества. Причем мне не плохо, но не понимаю, какого хрена от меня хотят, почему я должен подчиняться?! Я не понимаю, от меня требуется смирение или это будет жертва, если я пойду таки играть в эти дурацкие игры в их казино. Я не понимаю, где я предаю себя, когда борюсь с этой волей, или когда следую ей. Внутренний конфликт нарастает. Где этот дурацкий Ангел Хранитель? Куда он делся?
В: Он здесь, можешь поговорить с ним.
И: Ангел Хранитель, почему мною твое послание не читается, не авторитетно оно для меня? И вообще ты здесь? … Идет ответ: «Ты посиди пока на ступенечке, посиди, не торопись. Это не страшно». … Ну спасибо. Хоть не заставляют в казино идти. Возникает задумчивое состояние в этом зависании. Ни туда, ни сюда. Ни в казино не иду наверх, ни на выход не рвусь. А куда собственно я? … А почему я должен слушаться Ангела Хранителя? Кто вообще доказал, что он за меня? Откуда это известно? Нашептывает тут всякое. Кто сказал, что загробное воздаяние – это плохо. Откуда я знаю, что это правда. Если пойду в казино, во все эти страсти – душу потеряю, и что?! … Кстати, только заметил, что в затылке нет напряжения. Больший акцент – в груди. В основном, у меня только вопросы и восклицания возникают. Я понимаю, что я могу долго тут сидеть, на этой ступеньке. Я упрямый. Пока я не пойму, что мне надо туда или туда, я никуда не пойду! Хрен вам всем! … И что? Буду тут заседать до смерти?! Тоже не выход! Блин! Я сижу, а время идет. И кто-то его отсчитывает. И что толку, от того, что я здесь сижу? Буриданов осел! Дайте мне архетип Буриданова осла! А как, кстати, он разрешил свою дилемму? Помер?
В: Да.
И: Привратник ухмыляется. Тоже мне апостол! Черт с красной башкой! … Почему жизнь – это казино?! Меня это возмущает! Какого хрена? Почему казино? Что других символов не нашлось?! (кричит возмущенно)
В: Игра. Азарт. Страсть. Чувства.
И: А что чувства без страсти не бывает?! (Бьет кулаком по ладони) Как дам больно, только кому не понятно. Пойду наверх в казино, может, найду с кем подраться. Пинком открываю дверь в казино. «Ага, не ждали!» Охранники у них хорошие, тут же подбежали, скрутили. Держат. А мне собственно не важно, буду всем кричать, что вы все сволочи, прожигатели жизни, ненавижу вас, за то, что вы пытаетесь меня вписать во всю эту ерунду! Все на меня смотрят. Охранники держат. Отпустите вы. Чего уставились, игроки хреновы. Ну что, играете?! А смысл в чем? Время провести? Азарт почувствовать? А толку? Жизни то все равно в этом нету!
В: Кто в тебе сейчас говорит?
И: Не знаю. Тот, кто ищет? Тот, кто хочет полноценности. Тот, кто столкнулся с ограничениями. Человек, который много по-разному жил и исчерпал круг жизненных возможностей, не нашел ответов.
В: Ну что, есть желание приобрести билет?
И: Это значит, что я начинаю жить по этим правилам! … (глубокий вздох) Какой-то мужик подходит, дает мне билет.
В: Какая там цифра?
И: Четверка естественно.
В: Будешь ставить?
И: Можно и поставить… Красная четверка из сна приходит
В: Выиграл?
И: Совпадение билета и выпавшей цифры есть, но я не чувствую в этом выигрыша. И что?... (Вздох)… Хотя какое-то удовлетворение в этом есть. Это как разрешение не бороться, не доказывать. Типа я свой тут. Уходит противопоставление меня и окружающих… Заметное расслабление в груди идет. Но остается вопрос: «Ну и чего?!» В этом расслаблении элементы чувства: «А все равно! Будь что будет».
В: А ощущения в теле?
И: В груди продолжается расслабление. Появилась приятная картинка, на природе, речушка, лес кругом. Я смотрю в эту речушку, расслабление продолжается.
В: Вывод какой-то есть? По результатам перепроживания. Или еще результатов нет?
И: Вывод пока через негативное. В том плане, что позитива я все равно не чувствую, но по крайней мере, меньше сил трачу на борьбу, если просто беру и ставлю на четверку. Какое-то в этом есть мягкое успокоение. Я даже не понял, почему я расслабился. Созерцание реки, тоже не сильно счастливое, но в этом есть какая-то тишина.
В: Посиди пару минут в тишине.
И: (Глубокий вздох)… Спасибо Ангел Хранитель. (Ведущий расфокусирует Архетип)
В: Как ты сейчас? Уж очень сопротивлялся, но вроде что-то переплавилось.
И: Да, для меня было интересно нарастание драматизации внутреннего конфликта.
В: Мы Тень затронули, она и пошла куролесить. По крайней мере, вышли на сопротивление.
И: Да, пожалуй…
В: Какой-то итог подведешь?
И: Сейчас поеду загород, сяду у реки. Действительно затронута фундаментальная, для меня жесткая структура, лихим кавалеристским наскоком она не берется, да и вряд ли ее так надо брать.
В: Тем не менее какая-то брешь в этой броне пробита.
И: Усомнены, как мотивы Ангела Хранителя, так и Тени. Баш на баш. После сшибки все разошлись в свои окопы. Надо теперь подумать, как быть.
В: Хорошо. Глубокая работа. Меня тоже вырубало в сонливость, зевоту. Глубоко.
И: Да. Спасибо.
Самоинтерпретация.
И, наконец, когда вы через несколько месяцев активной тренировки начнете улавливать механизмы работы со снами, вам откроется возможность самостоятельно интерпретировать и находить смысл в сновидениях, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными и бессвязными. Смысл сна будет открываться при беглом выписывании или проговаривании свободных ассоциаций. Подобную процедуру полезно проводить периодически, уже имея хороший опыт работы со снами. Но даже в этом случае не стоит прекращать более глубокую работу в группе или паре, которая позволяет выходить на архетипический уровень.
Сон Виталия.
Снится мне двор моего детства рядом с домом родителей. Небольшая площадка, где в детстве мы играли в футбол. И я бегаю кругами по этой площадке, круг за кругом, круг за кругом. За мной наблюдают два моих товарища по играм детства (которых в реальности я уже очень давно не видел и даже забыл). Потом действие переносится в квартиру, где должна произойти помолвка с какой-то девушкой. Собирается много гостей и какой-то массовик-затейник. Все танцуют до упада. Я замечаю, что где-то в уголке комнаты моя бабушка с кем-то борется. Тогда я бросаю в них лампочку. Лампочка попадает бабушке в темя и взрывается, а бабушка умирает. На этом я просыпаюсь, испытывая ужасное чувство вины, что я убил свою бабушку.
Вечером я вспомнил этот сон и стал с ним разбираться. Методом активного воображения, т.е. я входил в каждый образ сна, проживал его изнутри и осознавал его значение. Во-первых, сон приснился мне после встречи с новой девушкой. Весь вечер до засыпания у меня было настроение праздника, влюбленности и неизвестно на чем основанное предчувствие какой-то новой жизненной перспективы.
В первом фрагменте сна я бегаю по кругу. Когда я пережил себя этим кругом, то понял, что это круги по которым до сих пор складывалась моя судьба. Отчасти это связано с повторяющимся сюжетом в отношениях с женщинами И появившиеся во сне товарищи по детским играм символизируют «память детства». Программа была заложена в детстве, когда я своим неврозом помешал родителям развестись.
Далее в родительской квартире собираются гости на помолвку. Вживаясь в их образы, я понимаю, что это различные боги из разных мифов, которые участвуют в построении моей судьбы, а массовик-затейник – главный заказчик всей судьбы. Они присутствуют при этой помолвке все вместе потому, что должно произойти нечто важное, какое-то изменение судьбы.
Что же такое бабушка. С бабушкой в моей жизни было связано очень много противоречивых чувств. И ненависти, и страха, и любви, и жалости. Она была основным источником семейного конфликта, из-за которого жизнь моих родителей не удалась, хотя они и не развелись – из-за меня. И именно потому, что в детстве я принял решение (подсознательно, конечно) повторить их невезенье в личной жизни и, как это не странно именно этим я «спас» семью от развала. То есть, бабушка во сне – символ внутреннего конфликта, который запускал мою судьбу всякий раз по одному и тому же кругу. А лампочка – источник света и во сне она символизирует свет сознания – направляемый на источник внутреннего конфликта.
А смерть бабушки, в результате попадания в нее источника света – освещения, осознания, - это смерть конфликта. Почему же я тогда переживал перед просыпанием ужасное чувство вины? А потому, что я, осознав и убив внутренний конфликт уже не обязан бегать по кругу и, таким образом я нарушил детское «заколдованное» обещание хранить верность тому образу жизни, который я обещал вести, чтобы сохранить семью родителей (ведь и вырастая, Внутренний Ребенок в нас остается верен тому, что он решил в детстве – отсюда и складываются нелепые и даже трагические сценарии жизни людей, которые зачастую разрушают себя, но не потому что дураки, а потому что противостоять неосознаваемым решениям детства почти невозможно, если не работать с собой). То есть это чувство вины оказывается разрешением всей ситуации, своеобразной расплатой за возможность выхода за пределы сценария.
Получается, что я сейчас стою на пороге возможности изменить свой сюжет отношения с женщинами.
Сон Игоря.
Что-то, связанное с артистами Олегом Далем и Савелием Краморовым… Как будто я уже три года как ушел от них, не закончив репетиции, и чувствую вину, но при мысли о возвращении – тревога и нежелание. Знаю, что не вернусь к ним. При этом вижу белый «Запорожец»…
Олег Даль – символ части меня, самовлюбленный, талантливый, капризный и непризнанный эгоист, готовый обособиться от мира даже ценной собственной смерти.
Савелий Краморов (вчера смотрел «Неуловимых мстителей») – неудачник, лузер и при этом еще и шут гороховый, посмешище.
Отход от них – желание иного своего пути, не связанного с этими частями личности.
Вина перед ними – замаскированное чувство обиды на такую долю, которой я жил раньше.
А белый «Запорожец» - путь выхода из ситуации. Возвращение под покровительство Гермеса, путешествия, детской непосредственности, простоты (не «Мерседес») и довольства малым. (С 11 до 20 лет каждое лето мы с родителями по 2 месяца путешествовали на отцовском белом «Запорожце» по всей стране).