Лучшее возможное убеждение

1. Создайте иерархию проблемных ситуаций и сопутствующих им мыслей — 10 или 15 компонентов.

2. Для каждой ситуации создайте список рациональных убеж­дений.

3. Пусть клиент в состоянии релаксации представит наилуч­ший способ, которым можно справиться с каждой ситуацией. Попросите его, будучи погруженным в ситуацию, подумать о самых разумных и реалистических из возможных убежде­ний и представить эмоции и поведение, которые порождает новое мышление. Терапевт может сказать: «Представьте сцену, но на этот раз вообразите, что мыслите вы реалистично. Представьте это как можно отчетливее... Теперь представьте, что вы испытываете реалистичные эмо­ции и ведете себя соответственно. Продолжайте представлять себе это до тех пор, пока вы не завершите всю сцену, думая корректным образом и действуя так, как бы вам больше все­го хотелось... Продолжайте до тех пор, пока не сможете с легкостью воспроизводить в уме эту сцену».

4. После того как вышеупомянутые образы будут очень отчет­ливыми, попросите клиента представить возможные послед­ствия нового мышления не только в данной, но и во всех подобных ситуациях.

«Хорошо. Теперь создайте картинку лучших возможных по­следствий нового образа мыслей.

Представьте, что мыслите реалистично во всех ситуациях, похожих на эту. Что с вами произойдет действительно хорошего? Как улучшится ваша жизнь? Не просто думайте о том, что может случиться, а представляйте, как это происходит... Продолжайте, пока об­раз не станет живым и отчетливым».

5. Повторите упражнение как минимум три раза для каждой позиции. Делайте это до тех пор, пока клиент не сообщит, что у него не возникает негативных эмоций при визуализации сцены. Для оценки уровня ответной реакции клиента можно использовать самоотчет или биологическую обратную связь.

6. Продолжайте упражнение, продвигаясь вверх по иерархии, которая была установлена в первом шаге.

7. Упражнение обычно записывают, и клиентам рекомендуется прослушивать кассету три раза в неделю. ,

Метод 2.

Стандартные подкрепляющие образы

В этой технике выполняются те же шаги, что и в описанной выше процедуре, за исключением шага 4. Вместо того чтобы про­сить клиента создавать свои образы наилучших возможных по­следствий рационального мышления, терапевт делает это сам. Эта модификация годится для клиентов, которые с трудом мо­гут конструировать позитивные образы с интенсивностью, обес­печивающей их самоподкрепление.

Представьте, что по мере того как вы начинаете мыслить все более и более реалистично, вы становитесь увереннее в себе. Сложности, которые были для вас проблемой, вы теперь разре­шаете с относительной легкостью. Взаимоотношения, карьера и материальное положение — все начинает улучшаться. Когда проблемы все-таки случаются, вы разумно с ними справляетесь и движетесь к новым целям. Вы начинаете осуществлять свои устремления и те планы, которые вы себе наметили.

Метод 3.

Внешние вознаграждения

Рациональные убеждения клиентов могут подкрепляться при помощи внешних вознаграждений. Согласно принципу Пре-мака (Premack, 1965), любые действия, которые выполняются достаточно часто (например, поедание конфеты), могут выступать в качестве положительного подкрепления для более редких по­ступков (рациональное мышление). Следовательно, клиент мо­жет вознаграждать себя каждый раз, когда он замещает ирраци­ональную мысль рациональной.

Клиенты могут намеренно связывать положительное под­крепление с желаемой мыслью или действием всегда, когда по­желают, и их нужно к этому поощрять. Необходимо их поддер­жать в том, чтобы в своей практике они могли аккумулировать маленькие вознаграждения в большие в зависимости от значи­мости тех перцептивных и поведенческих барьеров, которые они хотели бы преодолеть. Таким образом, конфета может быть су­щественным подкреплением для преодоления небольшого пре­пятствия, но в качестве вознаграждения за победу над действи­тельно крупной проблемой клиент может поставить себе целью взять большой отпуск.

Комментарий

Очень часто клиенты испытывают трудности в том, чтобы как-то себя наградить. Они могут быть более склонны к самоби­чеванию, чем к самоподкреплению, тогда терапевту следует по­мочь им увидеть поводы для вознаграждения, несмотря на та­кие тенденции. Часто терапевту приходится давать клиентам разрешение на то, чтобы они были к себе благосклонны.

Дополнительная информация

В предыдущих публикациях эта техника называлась самонаграж­дением (self-reward) (Casey & Me Mullin, 1976, 1985; Me Mullin, Asafy, & Chapman, 1978; Me Mullin & Casey, 1975; Me Mullin & Giles, 1981).

Эффект скрытого подкрепления изучался многими исследователя­ми (Aubut and Ladouceur, 1978; Bajtelsmit & Gershman, 1976; Bistline, Jaremko, and Sobleman, 1980; Brunn & Hedberg, 1974; Cautela, 1970, 1971b; Engum, Miller, & Meredith, 1980; Flannery, 1972; Homme, 1965; Crop, Calhoon, & Verrier, 1971; Ladouceur, 1974, 1977; Mahoney, 1991, 1993a, 1993b; Mahoney, Thoresen & Danaher, 1972, Scott & Leonard, 1978; Scott & Rosenstiel, 1975; Turcat & Adams, 1982).

В своих теориях Аарон и Джудит Бек (A. Beck, 1993; J. Beck, 1996) акцентируют принцип подкрепления адаптивного поведения позитив­ными эмоциями.

Наши рекомендации