Мотивационной основы для будущего развития индивидуального стиля
Деятельности);
— попытка сделать что-то по-своему, стремление «импровизировать»
В своем труде, вкладывать что-то от себя лично (начало формирования
Индивидуального стиля деятельности);
— осознание необходимости теоретической базы для «импровизации»
И выработки индивидуального стиля деятельности (переосмысление сущ-
Ности своей работы);
— импровизация на основе знания (нового осмысления) своего дела,
Связанного с выработкой собственного индивидуального стиля работы, что
Выражается в модификации известных методов, в конструировании новых
Методик и методических приемов, а также в нахождении новых смыслов своего труда
Отношения с людьми представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь человека с различными сторонами объек- тивной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях, пере- живаниях, и, в свою очередь, образуются и формируются в процессах дея- тельности. Через отношение к другим людям человек меняет отношение к себе. Условием этого изменения является общение как вид деятельности человека. Именно в общении и посредством общения происходит форми- рование личности человека.
Поскольку профессия психолога социальна, т.е. предполагает взаимо- действие специалиста с другим человеком, то основой этого взаимодей- ствия служит именно общение.
Личностное пространство жизнеде- ятельности психолога — это пространство его поведения и общения с близ- кими, друзьями, знакомыми.
К проявлениям профессиональной деформации личности психолога, как
отмечает Д. Г. Трунов, относятся:
— объяснение жизненных проблем психологическими причинами;
— приобретение навыков в рационализации своих проблем;
— обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение;
— гнет профессиональных обязанностей и навыков;
— комплекс «сапожника без сапог»;
— поиск людей, нуждающихся в психологической помощи;
— потеря способности удивляться;
— профессиональный цинизм1.
Чаще всего причинами ухода из профессии (становятся:
«финансовая сторона; зарплата такая, на которую самостоятельно
Просто невозможно выжить;
— недостаточная оснащенность инструментарием, необходимость поку-
Пать его за свой счет;
— невостребованная работа;
— отсутствие перспектив карьерного роста;
— отсутствие определенности в понимании должностных обязанностей
Психолога у администрации;
— перегруженность работой;
— осознание предпочтения другого вида деятельности, смена деятель-
Ности с целью приобретения новых знаний, контактов, связей;
— низкая мотивация к сотрудничеству с психологом в коллективе;
— отсутствие профессионального общения;
— невозможность максимально раскрыть свои способности;
— бюрократия, бумажная волокита;
— неразумная государственная политика в отношении образовательной
Системы;
— отсутствие у педагогов-психологов прав на пенсию по выслуге лет»1.
Трудности процесса профессионализации личности могут быть вызваны
Противоречиями профессионального развития, необходимостью участво-
Вать в производственных конфликтах, в освоении новых форм организа-
Ции труда, возрастными изменениями психических функций.
Называет кризисом личности особое состояние внутренней психи- ческой напряженности, обусловленное противоречиями личностного и профессио- нального развития человека.
Сформировавшиеся противоречия, имею- щие отношение к внутреннему миру субъекта, называются внутрилич- ностным конфликтом и составляют ядро кризиса личности. Преодоле- ние кризисных состояний сопровождается перестройкой смысловой сферы личности, пересмотром социально-профессиональной позиции.
Ненормативные кри- зисы вызываются критическими событиями, имеющими смысложизненное значение (например, смерть близкого человека) либо болезненным (невро- тическим) состоянием