К государственному экзамену

ВОПРОСЫ

по литературе (ДО, ОЗО ФИЛОЛОГИЯ, БАКАЛАВРИАТ)

1. Система жанров и ее эволюция в древнерусской литературе.

2. Принципы изображения человека в литературе Древней Руси (на примере конкретных произведений).

3. «Слово о полку Игореве». История открытия и публикации, жанровые особенности, система образов, идея и ее реализация в сюжете и композиции.

4. Основные идеи и жанры русского классицизма (сатиры А.Кантемира, элегии В.Тредиаковского, трагедии и комедии А.Сумарокова – три примера из творчества разных писателей, на выбор).

5. Эволюция жанра оды в русской поэзии: теория «лирического восторга», образ поэта, своеобразие общественно-политических и нравственно-философских взглядов (М.Ломоносов, А.Сумароков, М.Херасков, Г.Державин – произведения трех поэтов, по выбору).

6. Основные художественные особенности русского сентиментализма (идея единства добра и красоты, тема слез и добродетели, идея созерцания природы) и их отражение в творчестве одного из представителей сентименталистского направления в русской литературе (М.Херасков, М.Муравьев, Н.Карамзин, И.Дмитриев).

7. Своеобразие взаимодействия сатирических и воспитательных традиций в литературе русского просветительского реализма (Д.Фонвизин, А.Радищев и И.Крылов – анализ двух произведений разных авторов, на выбор).

8. Эстетика русского романтизма и ее отражение в поэтическом творчестве В.Жуковского (концепция Двоемирия, идея Невыразимого, принцип контраста).

9. Отражение романтического мировоззрения в творчестве А.Пушкина, М.Лермонтова и Н.Гоголя (по одному произведению каждого писателя).

10. Тема Ума и Безумия в русской литературе первой половины XIX века («Горе от ума» А.Грибоедова, философская лирика А.Пушкина и М.Лермонтова – два произведения разных авторов, по выбору).

11. Концепция российского национального характера в раннем русском романе («Письма русского путешественника» Н.Карамзина или «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева)

12. Темы дома и нравственной ответственности в художественной философии А.Пушкина (лирика, поэмы, проза, драматургия – три произведения по выбору).

13. Принципы художественного построения романа в стихах «Евгений Онегин» А.Пушкина: соотношение эпического и лирического начал, образ Автора, феномен литературной игры, проблема поиска смысла счастья.

14. Мотив Маскарада и феномен Демонизма в творчестве М.Лермонтова (лирика (2-3 стихотворения по выбору), поэма «Демон», драма «Маскарад»).

15. «Герой нашего времени» М.Лермонтова: особенности психологического анализа в романе, соотношение романтического и реалистического начал.

16. Функции фантастики в прозе Н.Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» – по одному произведению из каждого цикла, на выбор).

17. Понятие «живой» и «мертвой» души в поэтике Н.Гоголя (поэма «Мертвые души» и пьеса «Ревизор»).

18. Эволюция темы духовного воспитания личности в русском романе первой половины XIX в. («Капитанская дочка» А.Пушкина или «Герой нашего времени» М.Лермонтова; «Обыкновенная история» И.Гончарова или «Кто виноват?» А.Герцена – одна из указанных пар, на выбор).

19. Основные принципы «натуральной школы» и их отражение в повестях Д.Григоровича («Деревня» или «Антон Горемыка»).

20. Принципы «поэзии мысли» в философской лирике Е.Боратынского и Ф.Тютчева (произведения поэтов – на выбор).

21. Русская романтическая проза 1830-х годов: концепция истории и идея Двоемирия (А.Бестужев-Марлинский, В.Одоевский, И.Лажечников – два произведения разных авторов, по выбору).

22. Тема Петербурга в русской литературе XIX века (произведения А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского – по одному произведению каждого писателя).

23. Лирика А.Фета и концепция «чистого искусства».

24. Особенности психологического анализа в русской литературе второй половины XIX века (Л.Толстой, Ф.Достоевский, И.Тургенев, И.Гончаров – на примере творчества двух писателей по выбору).

25. Драматургия А.Островского: жанры, типы конфликтов, принципы раскрытия характеров (на примере развернутого анализа двух пьес разных периодов творчества).

26. Реализм лирики Н.Некрасова.

27. Жанр романа в творчестве И.Тургенева: сюжетно-композиционное своеобразие, система образов, тип героя (на примере развернутого анализа одного произведения).

28. «Война и мир» Л.Толстого. Этико-философская концепция писателя. Особенности жанра и композиции.

29. Проблематика и художественные особенности прозы А.Чехова (на примере развернутого анализа двух рассказов).

30. Жанр романа в творчестве И.Гончарова: сюжетно-композиционное своеобразие, система образов, тип героя (на примере развернутого анализа одного романа).

31. Новаторство драматургии А.Чехова (на примере развернутого анализа одной из пьес).

32. «История одного города» М.Салтыкова-Щедрина: традиции и новаторство сатирического повествования.

33. Развитие реализма как художественного метода во второй половине ХIX века: нравственно-философская проблематика, своеобразие взаимодействия с другими направлениями и др.

34. Жанр романа в творчестве Ф.Достоевского: сюжетно-композиционное своеобразие, система образов, тип героя (на примере развернутого анализа одного произведения).

35. Проза М.Горького 1890 – 1900-х гг.: своеобразие взаимодействия романтизма и реализма, концепция человека, жанры, эволюция.

36. Символизм: философско-эстетические предпосылки, понятие символа, течения символизма. Художественные особенности символистской лирики (В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, А.Белый – анализ 2 стихотворений двух писателей – по выбору)

37. Акмеизм: теория и художественная практика. Черты акмеизма в поэзии Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама (по выбору студента).

38. Драматургия М.Горького: тип драмы, конфликты, особенности выражения авторской позиции (на примере пьесы «На дне»).

39. Основные этапы творческой эволюции А.Блока. Идея пути в творческом сознании Блока.

40. Проза русского символизма: проблематика и поэтика (по выбору –анализ одного из произведений А.Белого, Ф.Сологуба, З.Гиппиус, Д.Мережковского).

41. Творчество А.Ахматовой: своеобразие лирической героини, особенности психологизма.

42. Творчество В.Маяковского: авангардистские тенденции и их эволюция, своеобразие лирического «я».

43. Лирика М.Цветаевой: своеобразие лирической героини, ключевые романтические антитезы, мифологизм.

44. Русский футуризм как течение авангарда. Эстетические принципы и поэтика. Особенности футуризма в творчестве В.Маяковского, В.Хлебникова, И.Северянина, Б.Пастернака (по выбору студента).

45. Концепция русского национального характера и судьба России в прозе И.Бунина («Деревня», «Суходол» и др.).

Наши рекомендации