Личностный опросник Айзенка
Наиболее часто в кросс-культурном сравнительном исследовании используют самозаполняемую личностную анкету Айзенка (EPQ).\...\. В кросс-культурный анализ Барретта, Петридеса, Айзенка и Айзенка были включены данные, собранные в тридцати четырех странах.
Согласно EPQ, существуют четыре измерения личности: психотизм, экстраверсия, неиротизм и социальная желательность. Эти факторы появились в результате исследования, которое Айзенк и его сотрудники проводили в течение приблизительно сорока лет. Согласно Айзенку, существует веское доказательство того, что первые три фактора имеют биологическое обоснование и формируют измерения темперамента.
\...\ Первая цель кросс-культурных исследований с помощью EPQ — показать, проявляются ли при факторном анализе те же четыре фактора, которые первоначально были определены в Великобритании. Если это действительно так, то можно переходить ко второй и третьей цели, а именно: вычислению локальных норм и интерпретации количественных кросс-культурных различий оценок по четырем шкалам личности, которые были сформированы этими четырьмя факторами. При типичном исследовании англоязычные вопросы тщательно переводят на другой язык, а затем обратно. Содержание вопроса следует адаптировать, если оригинальное значение не сохраняется при буквальном переводе, но это обычно требуется лишь для немногих вопросов. Можно без опасения утверждать, что, в целом, в разных культурах используется один и тот же набор вопросов.
Барретт (1998) показал, что в среднем фактор подобия других тридцати трех стран по их набору данных был очень схож со структурой в Великобритании, по крайней мере, по измерениям экстраверсии и нейротизма. Для психотизма и социальной желательности средние индексы факторов подобия сохраняются на уровне немного ниже значения 0,90, что при существенном сходстве факторов часто используется в качестве указывающего критерия. Анализ Барретта свидетельствует о сходстве измерения личности, которое первоначально было исследовано в Великобритании, по меньшей мере, в ряде обществ с высоким уровнем грамотности, где применяли EPQ. Другие авторы связали кросс-культурные различия средних оценок по каждому из этих четырех измерений с различными социальными и политическими приоритетами и климатическими факторами. Например, исследователи полагают, что сильный стресс приводит к высокому нейротизму. \...\
Положительное доказательство структурной эквивалентности является необходимым условием для значимого сравнения различий средних оценок. Однако это недостаточное условие, так как нельзя исключить источники искажения, которые влияют на уровень оценок. Иногда случайно обнаруживаются резкие изменения содержания индивидуальных вопросов. Некоторые из этих изменений могут возникнуть вследствие ошибок перевода, другие же можно объяснить культурными различиями. \...\
Темперамент
EPQ был построен на теории о важных измерениях личности, обоснованных в более ранних работах о темпераменте.
Фактически, Айзенк, подобно некоторым другим европейским социальным психологам, не делал различий между темпераментом и основными измерениями личности. Понятие темпераментав большей мере, чем понятие характерных черт личности, относится к биологическому основанию межличностных различий. \...\
Некоторые мелкомасштабные исследования темперамента у младенцев показали, что восточно-азиатские (японские и китайские) младенцы менее возбудимы и легче успокаиваются, когда они расстроены, чем американские младенцы европейского происхождения. В одном из исследований Льюис, Рамсей и Каваками наблюдали реакции японских и американских младенцев на прививку. В среднем, американские младенцы показывали более интенсивную реакцию плачем и другими признаками дискомфорта. Однако замеры уровня кортизола (гормона, который больше вырабатывается в состоянии стресса) показывали более интенсивную реакцию среди японских младенцев. Интерпретация этой обращенной направленности паттерна между явным поведением и биохимическими реакциями неясна, но несоответствие может служить предупреждением о том, что выводы о темпераменте как врожденной характеристике, которые сделаны на основе кросс-культурных различий паттернов социального поведения, неоднозначны даже для младенцев.
\...\
«Большая пятерка» измерений
Пятифакторная модель (ПФМ) стала наиболее популярной моделью измерения черт личности. Она основана на предположении о том, что именно эти пять измерений (не больше и не меньше) необходимы для того, чтобы адекватно описать личность как целое. Эти пять измерений (их также называют «большой пятеркой») введены потому, что были единственными постоянно обнаруживающимися при повторном анализе многочисленных наборов данных по всем видам личностных опросников.
\...\ Опросник, который чаще всего используют для оценки большой пятерки измерений, называется NEO-PI-R. Он был разработан в США и переведен на многие языки.
Кросс-культурные исследования проводились, главным образом, для того, чтобы установить универсальную валидность ПФМ. Если эти пять измерений представляют основные тенденции функционирования человека, они должны повторяться повсюду. Если же они представляют собой характерную адаптацию американцев в США к их контексту, различные культуры и языки должны приводить к отличным совокупностям черт. В разных исследованиях были обнаружены структурные факторы, подобные тем, что обнаружены в США, например, в странах, которые находятся достаточно далеко друг от друга, таких, как Франция и Филиппины.
\...\ Используя индигенный подход, Гуанзон-Лапенья провел многочисленные исследования в Филиппинах. Он пришел к выводу, что (1) каждая из пяти больших областей была представлена в филиппинских методиках, что (2) не были найдены никакие местные измерения, которые нельзя было отнести к каким-либо из пяти больших измерений, и что (3) существовали кросс-культурные различия в особенностях или средоточии измерений, которые были заметными в филиппинском контексте.
Последний вывод явно заставляет предположить, что кросс-культурные различия должны существовать в количестве баллов по подшкалам для NEO-PI-R. Такие различия были найдены, например, Маккреем, Йиком, Трепнеллом, Бондом и Паулюсом, которые работали с китайцами в Гонконге и потомками китайских эмигрантов с различным сроком пребывания в Канаде. Эти авторы отмечали, что проявляется сильное искушение проводить количественные сравнения уровней оценок, если была установлена удовлетворительная структурная эквивалентность. Однако такие результаты могут вводить в заблуждение из-за социальных норм и других методологических артефактов, которые вуалируют истинные уровни характерных черт. Маккрей все же обнаружил некоторые различия по фактору «экстраверсии» в канадских и гонконгских выборках, независимо от страны рождения респондентов. Но он отказался их интерпретировать, так как нельзя исключать продолжительного влияния китайских норм сдержанности, приобретенных в ранней молодости.\...\