Первые результаты латихана

После нескольких первых сеансов латихана большинство
практикующих отмечают ощущение глубокого расслабления и
благополучия. Во время и после латихана сохраняется необычайно ясное
состояние сознания, которое может длиться час или два. Причем это
ощущение коренным образом отличается от результатов специальных
расслабляющих упражнений, после которых обычно наступает
сонливость и чувство удовлетворенности, а не состояние ясного
сознания. Кроме того, многие практикующие отмечают, что какими бы
усталыми и раздражительными они ни приходили на латихан, их
состояние всегда полностью изменяется, и они покидают комнату
свежими и радостными. Конечно, подобного же эффекта можно вполне
ожидать от легких физических упражнений, которые способны
восстановить нормальную циркуляцию крови после длительного
умственного напряжения или сидячей работы. Однако есть особенность,
которая отличает латихан от расслабляющих упражнений и гимнастики,
а также от дыхательных упражнений или использования специальных
поз, как, например, из применяемых в Хатха Йоге. Это свойство
заключается в поступательном характере латихана. Если процесс не
нарушается сосредоточением внимания, ожиданием результатов или
вообще любым напряжением, то латихан поступательно изменяет свое
воздействие, как если бы какая-то внутренняя энергия открывала все
новые каналы для своего течения. Практикующие даже часто
удивляются чувству новизны и непредсказуемости, которым
сопровождается почти каждый латихан. Это характерно для "действия
изнутри", которое воспроизводит во внешних частях самости изменения,
которые происходят в Сущности.

Одна сложность, с которой поначалу сталкивались многие
практикующие, но теперь уже практически не проявляющая себя,
заключается в понимании того, что значит "не думать". Старания
выключить мысли ничем не отличаются от попытки сосредоточить
внимание на какой-то одной мысли или образе. В качестве пояснения
напомню вам о психологическом эксперименте "Как долго вы можете не
думать о белом слоне?" До тех пор пока человек старается удерживать
образ белого слона или мысль о нем вне своего внимания, слон
появляется вновь и вновь. Если же прекратить попытки, то образ вскоре
исчезает – мы "забываем о нем". Следовательно, все, что обычно
делается в качестве "медитации" или "сосредоточения", представляет
собой разновидность подобного избегания, и производит отрицательный
эффект. В результате закрываются каналы, по которым должно идти
влияние высших центров. Истинная медитация как длительное
состояние совершенной открытости и свободы имеет место лишь в очень
редких случаях, причем даже среди тех, кто посвящает всю свою жизнь
работе над этим.

В случае латихана любое избегание становится препятствием. Тот,
кто пытается сосредоточиться на какой-либо одной мысли, даже на
мысли о поклонении, мешает протеканию процесса. Поскольку
внутренняя сила присутствует с момента открытия, подобные усилия
можно сравнить с "ударами лбом о стенку", и люди на следующий день
часто жалуются на плохое самочувствие или истощение. Эти жалобы
указывают на то, что рекомендация "не думать" была воспринята
неверно. Подобные проявления латихана становятся основной причиной
негативных реакций примерно у одного из десяти открываемых.

Начальная стадия может длиться от одного до шести месяцев. В это
время результаты носят преимущественно преходящий характер, и
практикующие, в основном, испытывают ощущение благополучия,
причиной которого служит улучшение инстинктивных функций
организма. Даже в случае сильных эмоциональных реакций, если они
положительны, то это обычно является следствием снятия напряжения в
организме, а если отрицательны, то это сопротивление какой-либо
телесной привычки внутренней Силе. Пак Субух сравнивает эту стадию
с состоянием ребенка, которого впервые привели в детский сад. Ему
показывают разные предметы и игрушки, но он еще не начал
пользоваться ими. Для того чтобы понять дальнейшие события лучше,
необходимо вернуться к теме предыдущей главы.

Великая Сила Жизни

Первичная Сущность является животворящей силой, которая делает
возможным все существование. Она служит связью между силами семи
уровней Бытия. Все творение охвачено тремя силами, или
"Космическими Импульсами ". В терминологии Субуда они называются
следующим образом:

Семь Сил, которые в своей совокупности образуют тотальность всего
Существования.

Великая Сила Жизни, являющаяся Сущностью всех Сущностей.

Святой Дух, или Сила Бога, охватывающая весь мир.

Контакт в Субуде осуществляется Святым Духом, который нисходит
на души открывшихся ему людей. Открываясь, душа становится
вместилищем, или каналом, великой жизненной силы. Эта сила
инициирует действие, которое вдыхает жизнь во все части человека на
всех уровнях и в итоге наделяет его истинно человеческой душой.

Поскольку есть четыре низшие силы, то должно быть и четыре
стадии очищения или подготовки. Можно изобразить их в виде
следующей диаграммы:


Физическая Сущность


Эмоциональная
Сущность


Сущность
Понимания

Истинная Человеческая
Сущность, или Сознание
Дух

Четыре Силы Человека


Четыре круга на диаграмме отображают четыре низшие силы:
материальную, растительную, животную и человеческую. Кроме того,
они символизируют физический организм, чувства, или страсти,
понимание, или интеллект, и истинная самость человека, или сознание.
Четыре круга можно также назвать четырьмя "телами", но их следует
понимать как Сущности. Так, материальное тело это не то же самое, что
физический организм, это жизненная сила, которая обновляет организм и
является оплотом истинного телесного сознания и ощущений.

Точка в центре отображает Дух, то есть точку контакта и входа
Великой Силы Жизни.

Латихан открывает эти каналы, по которым жизненная сила, или
животворящая энергия течет от духа в физический организм, обновляя,
или "воссоединяя" его. Именно начало этого обновления
воспринимается практикующим как ощущение расслабленности,
сопровождающееся отчетливым осознаванием "присутствия" в
собственном теле.

Жизненная сила не может свободно течь через организм, пока
сохраняется болезненное состояние. Сюда относятся как общеизвестные
патологические состояния, так и скрытое напряжение или тривиальные
физические привычки. Жизненная сила высвобождает напряжение,
проявлением чего оказываются спонтанные движения во время латихана.
В этом как раз и заключается ценность и действенность "работы
изнутри". Сам практикующий не смог бы понять, какие движения ему
необходимы – напротив, этих движений люди обычно избегают, причем
именно из-за напряжения, которое они снимают. Зачастую движения,
предумышленно выполняемые для ослабления напряжения, чрезвычайно
болезненны, например, при таких неврологических расстройствах, как
ишиас, различные формы ревматизма и артрита, когда напряжение не
только поражает нервы, но также нарушает циркуляцию крови и
функционирование лимфатических узлов. Очень часто происходит так,
что во время латихана люди, страдающие подобными недугами, вдруг
начинают совершать движения, которые бы причинили невыносимую
боль, если делать их преднамеренно. Тем не менее после латихана люди
утверждают, что никакой боли не чувствовали.

Не все движения во время латихана можно увидеть со стороны.
Иногда они воспринимаются как внутренняя вибрация,
сопровождающаяся сильными ощущениями в той или иной конечности
или органе. Кроме того, эти движения иногда бывают настолько
неуловимыми, что их не замечает даже сам практикующий. Весь процесс
направлен на очищение организма, для того чтобы в него могла войти
жизненная сила. В результате происходит общее оздоровление
организма.

Когда первое "тело-Сущность" начинает обретать форму в человеке, в
его физический организм входит жизнь. Это также означает, что
организм в действительности становится "его" собственным телом. До
тех пор пока в него не войдет жизненная сила, организм не имеет
контакта с духом. У него нет хозяина, а у хозяина, то есть у духа, нет
тела. Это может показаться странным, и довольно трудно понять умом,
что я имею в виду. Однако практикующие Субуд постигают истинность
этого. Практикующие начинают понимать, что их руки, их глаза и все
части их тела принадлежат "им", только когда в них присутствует
жизненная сила. Но окончательно поселиться в человеке она может,
только когда организм избавляется от своих дефектов.

Поскольку очищение происходит постепенно, может случиться так,
что практикующий вначале ощущает, что одна из его конечностей или
какой-нибудь орган обрел жизнь. Он обнаруживает, что эта часть его
тела стала "его собственной" в полном смысле этого слова, о
возможности чего он никогда раньше даже и не подозревал. Когда
процесс завершается, тело-Сущность наполняет физическое тело жизнью
и подчиняет его духу.

Именно в этом заключается подлинный смысл воскресения тела и
слов Апостола: "Вознеслось духовное тело …". Воскресение тела
должно быть завершено в этой временной жизни, для того чтобы оно
стало вечной реальностью. Это первая стадия "совершенствования"
человека.

Вторая стадия заключается в очищении чувств, которое отображено
на диаграмме стрелкой от первого ко второму кругу. Однако к этой и
дальнейшим стадиям мы вернемся в следующей главе.


3. Латихан и тело

Первое и наиболее очевидное изменение, производимое латиханом,
заключается в увеличении физической энергии и способности делать
работу. Когда Субуд впервые пришел в Кумб Спрингс, на и без того до
предела загруженных жителей Кумба легли новые и весьма тяжелые
заботы. Небольшая группа людей – постоянные ученики Института –
поставила перед собой цель завершить строительство Нового Зала на
несколько месяцев раньше намеченного ранее срока, чтобы его можно
было использовать для латихана. Тем временем посетители стали
прибывать со всего мира и всем требовалась помощь, которую никто не
был готов им предоставить. Более того, вместо обычных встреч по
Субботам и Воскресеньям с относительно тихими будничными вечерами,
почти каждый вечер на латихан стало приезжать двести или триста
человек, и весь дом переворачивался с ног на голову. При таких
обстоятельствах вполне можно было бы ожидать нервных и физических
срывов. Однако нам не только удавалось успешно нести этот груз, но и
настроение у всех повысилось, и здоровье у всех пошло в гору.
Вдобавок, обстановка в доме стала гораздо спокойнее, чем когда-либо
раньше, несмотря на лавины практикующих латихан, обрушивавшиеся на
Кумб Спрингс пять раз в неделю.

Очень скоро практикующие начали с некоторым удивлением и
неуверенностью рассказывать об исчезновении различных проявлений
болезни. Зачастую это были легкие хронические заболевания, к которым
люди обычно привыкают, не переставая, впрочем, страдать от своего
недуга. Поскольку такого рода симптомы, как правило, то пропадают, то
появляются вновь, невозможно сразу понять, исчезли они насовсем или
нет. В связи с этим прошло несколько месяцев, прежде чем мы
убедились в явном и радикальном улучшении здоровья, по крайней мере,
у ста практикующих. Среди типичных заболеваний, исцеленных таким
образом, были различные кожные болезни, колит, подагра, геморрой,
люмбаго, мигрень и бессонница. Впрочем, только сам человек может
быть по-настоящему уверен, что в нем произошли изменения, и при этом
у людей есть тенденция проявлять излишнюю поспешность в оценке
улучшений. Тем не менее предыдущие шестнадцать месяцев не оставили
никаких сомнений в том, что у практикующих произошло явное
улучшение самочувствия.

Однако убедительнее всех этих рассказов мне представляется
отчетливое изменение внешнего облика по-настоящему открытых людей.
Я уже рассказывал о семилетнем опыте Мэри Корнелиус. Люди
постоянно изумляются, видя лица своих знакомых, помолодевшие и
цветущие после латихана. Я хочу сказать, что не только сами
практикующие чувствуют себя молодеющими и полными энергии, но и
их друзья говорят им об этом. Так присутствие Великой Силы Жизни
проявляет себя явным образом. Организм, омолодившийся изнутри,
становится более утонченным по своему строению и комплекции, а
движения и жесты – более гармоничными.

В то же время не все так гладко, как можно было бы подумать,
прочитав все изложенное выше. С самого начала мы заметили, что
некоторые практикующие начали совершать очень агрессивные
движения и издавать громкие, резкие звуки. Эти звуки и движения по
своей форме можно разделить на относительно небольшое число классов,
и после некоторых наблюдений мы научились распознавать
соответствующие черты характера, которые либо очищались, либо
пропадали у практикующих. Собственно, очищение подразумевает
выход наружу того, что было внутри. Результаты могут оказаться весьма
неприятными. Мягкий, сдержанный человек на время становится
грубым и даже агрессивным. Тенденции зависти, страха, беспокойства,
внутреннего осуждения других людей, самопочитания и т.п. сказываются
на физическом организме. Когда входит жизненная сила, эти тенденции
вытесняются на поверхность, и сразу же изменяется внешнее поведение.
Вследствие всего этого нам довелось пережить немало трудных
моментов, в особенности, когда сто или более человек одновременно
проходили через подобные кризисы. Но эти кризисы обычно длятся
недолго, и после их осмысления они уже ни для кого не представляют
особых сложностей.

То же самое относится и к кризисам у больных людей. По мере
выведения ядов их симптомы иногда отягчаются. Такие проявления
служат верным подтверждением действия латихана на организм. Даже у
практически здоровых людей скрытые следы прошлых заболеваний
вскоре выходят наружу. Мне самому за первые три месяца (с января по
март 1957 года) пришлось два раза пережить два или три
пренеприятнейших дня, когда во мне снова всколыхнулись симптомы
дизентерии и туберкулеза. Я в свое время претерпел ужасный приступ
дизентерии в 1919 году и ограниченного туберкулеза в 1935 году. Хотя
оба этих недуга были "излечены", я всегда осознавал в себе затаившуюся
болезнь. После двух кризисов (с перерывом в три недели) я ощутил
уверенность в том, что эти старые недуги покинули меня навсегда.
Позднее у меня была возможность убедиться в том, что это в
действительности произошло. Мой случай помог мне воодушевлять тех,
кого расстраивала перспектива "ухудшения перед улучшением".

Субуд понять непросто, потому что мы не привыкли к "действию
изнутри". Основная часть деятельности человека направлена на то,
чтобы "делать" что-то ради достижения поставленных целей. Если
результаты не соответствуют нашим ожиданиям, то мы либо сдаемся,
либо пробуем снова. Мы воздействуем "извне на внешнее" и в итоге
неизбежно упускаем из виду многие факторы, а некоторые вообще не
смогли бы обнаружить, даже при большом желании, поскольку они
относятся к "невидимому" миру. Именно поэтому "деятельность" людей
настолько рискованна. Когда же действие исходит изнутри, то нет
никакой "деятельности" – мы просто приспосабливаем себя к
результатам. Это возможно потому, что мы можем видеть результаты и
(при соответствующей подготовке) видеть себя. В связи с этим в
действии изнутри гораздо меньше неопределенности и риска, чем в
действии извне. Самая трудная работа – приведение видимого процесса
в соответствие невидимому паттерну – делается за нас.

Ситуация, которую я только что описал, может показаться странной и
даже фантастичной, но можно на собственном опыте убедиться в том,
что мы способны вести такую жизнь, чтобы приспосабливаться к
результатам, а не тратить свое время на создание причин, которые мы не
в силах контролировать.

В качестве простого примера можно привести лечение сахарного
диабета. Некоторые люди не способны регулировать обмен сахаров в
своем организме. Вследствие этого они должны либо избегать
употребления углеводов, либо вводить себе инсулин, либо применять обе
эти меры. Врачам известны факты, и они могут многие годы
поддерживать нормальное самочувствие людей, но медицина не знает
причины диабета, не считая того наблюдения, что им преимущественно
страдают люди определенного темперамента и что эмоциональные
расстройства ухудшают положение больных. Причиной сахарного
диабета, по-видимому, является определенное расстройство психики, и
лишь во вторую очередь это сказывается собственно на организме.
Следовательно, должно быть много подходов к лечению диабета. Врачи
не знают, как быть с этим расстройством психики, и соответственно
считают диабет "неизлечимым". Медицина может лишь до некоторой
степени облегчать симптомы, регулируя усвоение сахара.

Латихан исцеляет собственно психическое расстройство, и мы стали
свидетелями многочисленных случаев, когда практикующие латихан
диабетики получали возможность постепенно уменьшать дозы
вводимого инсулина. Их состояние улучшалось на протяжении
нескольких месяцев. Мне рассказывали, что проблема диабета остро
стоит в перенаселенной столице Индонезии, Джакарте, и там было
отмечено несколько случаев полного исцеления. Диабетики не только
перестали принимать инсулин, но и не испытывали больше
необходимости ограничивать употребление сахара. Думаю, этот пример
поможет вам понять, что я подразумеваю под "работой с результатами", в
отличие от попыток создавать причины и избавляться от них.


4. Силы, скрытые в человеке

Действие Субуда проникает глубоко во все части человеческой
природы. Причем его проявления иногда оказываются
обескураживающими и даже тревожными для тех, кто сталкивается с
ними в первый раз.

К этому вопросу следует относиться чрезвычайно серьезно. Если
внутренние, или животные, силы человека не подчинены истинно
человеческой душе, они могут порождать жестокость, агрессию, похоть
или вообще абсурдное поведение. Нам бы, конечно, хотелось с
уверенностью отрицать наличие подобных субчеловеческих импульсов у
среднестатистических людей и считать их появление признаком
хронической патологии или преходящего психоза. Однако, как это ни
прискорбно, факты не подтверждают успокаивающую веру в то, что мы
не такие, как некоторые другие люди. Если человек не прошел через
процесс глубокого очищения, то он находится во власти субчеловеческих
сил, о которых он имеет лишь очень смутное представление и которые в
большинстве случаев намеренно игнорирует.

Люди в значительной степени отличаются друг от друга по природе и
качеству своих субчеловеческих сил. Менее половины – наверное, около
двадцати процентов всех открываемых – вынуждены переживать период
весьма агрессивного поведения. Он может продолжаться от нескольких
дней до года и более, и в течение этого времени латихан сопровождается
резкими телодвижениями и громкими возгласами. Издаваемые звуки
могут напоминать рычание или визг животных, крики людей во время
психоза или, наконец, это может быть бесконтрольный смех или
радостные возгласы. Подобные проявления производят тягостное
впечатление на людей, у которых еще нет достаточного опыта в Субуде и
которые еще не осознали могущество субчеловеческих сил, скрытых в
человеческом организме. Осознав это, человек понимает также и то, что
пока эти силы не выйдут из человека, ему невозможно помочь, и его
истинно человеческая душа обречена томиться в беспомощной
пассивности. Прежде чем человеческий хозяин сможет восстановить
свое законное положение, необходимо сначала изгнать силы,
узурпирующие его власть.

К сожалению, люди, как правило, убеждены, что уже вполне и по-
настоящему являются людьми, и с возмущением или опасениями
воспринимают предупреждение о том, что в них встанут на дыбы
субчеловеческие силы и их придется ставить на место.

Лучшим разъяснением в данном случае будет рассказ о беседе,
которую я недавно имел с известным американским военным
корреспондентом и писателем. Во время моего отсутствия в Англии он
был открыт в Кумб Спрингс. Он отказался прийти на латихан второй
раз, и наш общий друг попросил меня по моем возвращении повидаться с
этим человеком и, по возможности, разрешить его сомнения.

Он рассказал мне о том, что пережитый опыт поразил и напугал его.
Оказалось, что в день его открытия, по причине какой-то путаницы в
распорядке, двадцать или тридцать человек из группы "О" пришли в тот
же зал на латихан минут через десять после начала открытия. Здесь я
должен объяснить, что было решено выделить в отдельную группу под
названием "О" людей, которые проходят через период особенного
сильного воздействия латихана в плане телодвижений и возгласов, и
позволить им проводить латихан отдельно.

Мистер А. сказал мне: "Меня попросили держать глаза закрытыми,
но это было совершенно невозможно, и, оглянувшись вокруг, я увидел
корчившихся и извивавшихся людей, которые производили впечатление
одержимости. Это напомнило мне невыносимую картину, которую мне
довелось наблюдать в Бухаресте после его освобождения от немецкой
оккупации. Я увидел, как румыны обливали мужчин и женщин
бензином, а потом как маньяки плясали вокруг горящих тел. Мне
показалось, что я вижу проявление тех же злых сил. Если это Субуд, то я
не желаю иметь с ним ничего общего. Я предпочитаю кротость Христа и
верю в то, что религия подразумевает любовь, а не безумие".

Я ответил: "Вы действительно верите в то, что Христос был
настолько кротким? Разве вы не читали в Евангелии, как вели себя люди,
чувствуя Силу Христа, как они бросались на землю, крича и корчась? А
вы никогда не спрашивали себя, была ли в то время Палестина наполнена
маньяками и дикими зверями? Для меня эта ситуация ясна как день – во
всех людях есть субчеловеческие силы, закованные в белокаменных
гробницах хороших манер, воспитания и, пожалуй, прежде всего страха
перед общественным мнением. Вы были военным корреспондентом и
видели, как ведут себя люди, когда исчезают внешние ограничения. Мне
тоже довелось пережить не одну революцию и побывать на трех войнах.
Я был свидетелем этнических чисток, и всего лишь три недели назад я
видел, как на Цейлоне буддисты, с детства приучаемые ненавидеть
насилие, сжигали деревни тамилов, избивая и зверски убивая своих
соседей. Кому, как не вам, лучше всего должно быть известно истинное
обличие так называемой "человеческой природы". Вы действительно
думаете, что англичане и американцы по своей сути отличаются от
румын, немцев или умеренных сингальцев? Нет, мы все одинаковы, и
наше поведение сдерживается только панцирем образования, страха и
воспитания. Или у вас возникает сомнение в том, что та критическая
ситуация, в которой сегодня оказалось человечество по всему миру,
обусловлена действием скрытых субчеловеческих сил, парализующих
истинно человеческий дух любви и милосердия?

Если мои слова верны – а вы знаете, что это так – то единственный
способ спасения нашего будущего заключается в таком глубоком и
мощном воздействии, которое бы могло усмирить субчеловеческие силы
и подчинить их истинно человеческим силам. Я уверен, что именно так
обстояло дело в Палестине две тысячи лет назад, и то же самое
происходит сегодня в Субуде.

Я не прошу вас верить моим словам об очищающем воздействии
Субуда, но я умоляю вас подумать и спросить себя, может ли мир быть
спасен кротостью, или же для этого необходимо действие, подобное
увиденному вами. При этом жестокие и агрессивные животные силы не
являются единственной угрозой: эгоизм, подлость и сладострастие также
представляют собой проявление животных сил, и все это должно быть
изгнано из нас, прежде чем подлинно человеческие души смогут занять
главенствующее положение и создать на земле общество, которое сможет
должным образом использовать материальную силу, накопленную нами
благодаря развитию науки, техники, технологии и крупномасштабных
организаций".

После непродолжительного молчания Мистер А. сказал: "Да, вы
совершенно правы. Это ужасно, но верно. Вы позволите мне снова
прийти на латихан?" Он действительно пришел, и позже сказал мне, что
видит в Субуде, по крайней мере, возможность коренного и
окончательного изменения человеческой ситуации.

Всего лишь через несколько недель после этого разговора Англия
была потрясена так называемыми расистскими беспорядками в
Ноттингеме и Ноттинг-Хилле. Такие события слишком быстро
забываются, будучи списанными на плохое окружение, скверное
образование, экономические трудности, бытовую ревность и т.д. На
самом деле это всего лишь дым над кратером, свидетельствующий об
активности вулкана глубоко под землей. Извержение вулкана
невозможно предотвратить, просто окружив кратер забором, и животные
силы в человеке тоже нельзя усмирить внешними ограничениями.
Человек может быть изменен только изнутри, и, более того, из такого
глубокого места внутри, чтобы субчеловеческие силы осознали
присутствие внутреннего хозяина и вернулись в подобающий им статус
подчиненных сил, то есть слуг и инструментов души человека. Если не
нравится пилюля, то стоит спросить себя, лучше ли оставаться больным.
Так или иначе не следует обманывать себя, полагая, что человечество
пребывает в добром духовном здравии.

Прежде чем завершить тему субчеловеческих сил, следует отметить,
что агрессивные животные силы преобладают лишь в меньшинстве
случаев. Большинство людей очень быстро проходят через период
агрессивной реакции на латихан, но многие переживают долгий период
апатии, уныния, опасений и даже страха. Таким людям очень трудно
продолжать заниматься латиханом, и следует особенно уважать тех, кому
это удалось, поскольку они действуют на основе веры, без
подтверждения в непосредственном опыте. По завершении трудного
этапа, люди, ранее находившиеся во власти негативных сил, полностью
преображаются, что со стороны выглядит как настоящее чудо.

Природное тело

Каждая стадия развития воспроизводит в себе семь стадий
космического совершенствования. Так, хотя на первой стадии
трансформируется только первое, или природное, тело, этот процесс
ощущается также и во всех других частях человека. Очистившееся
природное тело человека не отвечает на негативные импульсы.
Оживление различных частей и органов тела делает их чувствительными
к качеству воздействующих импульсов.

Вслед за ощущением расслабления и физического сознания, о
котором уже шла речь, практикующий начинает замечать, как маленькие,
но нежелательные телесные привычки начинают исчезать сами собой.
Это связано с материальными силами, и требуется много времени и
терпения на то, чтобы освободить организм ото всех гнетущих его
сатанинских сил. Кроме того, не следует забывать о том, что ничто из
происходящего в латихане не происходит против нашей воли. Однажды
Пака Субуха спросили, почему у человека, долгое время
практиковавшего латихан, все же сохранялись некоторые вредные
привычки. Он улыбнулся и ответил: "Это потому что он сам не хочет
освободиться от них. Он стремится к духовному развитию, но не желает
меняться. Позже он сам поймет это и тогда начнет желать изменений".

Следующий этап связан с пищей и дыханием. Люди с затрудненным
дыханием, например, астматики, отмечают облегчение симптомов.
Практикующие обнаруживают, что их пища начинает в большей степени
соответствовать их потребностям, чем желанию. Пристрастившиеся к
алкоголю рассказывают о том, что их потребность в алкоголе и желание
выпить постоянно уменьшаются. В то же время практикующие
становятся более взыскательными в отношении качества пищи. Они едят
меньше, но требовательно подходят к приготовлению еды. В этой связи,
Пак Субух обращал особое внимание на огромную ответственность,
ложащуюся на плечи готовящих. "Строго говоря, повар должен прежде
всего сам быть чистым. Тогда и пища будет чистой, и люди будут
радоваться, вкушая ее".

На следующем этапе глаза по-настоящему начинают видеть, уши
слышать, а руки – по-настоящему владеть используемыми
инструментами. О таком оживлении ощущений рассказывает множество
людей, ничего не знавших об этом заранее. Поначалу это преходящий
опыт, но постепенно "природное тело" входит в старое тело, и ощущение
"виденья собственным глазами" становится постоянным.

Когда весь организм наполняется новой жизнью, все его части
начинают подчиняться голосу сознания, а не нашего самоволия. Так,
практикующие начинают замечать, что, когда в их уме зарождаются
скверные или неблагонамеренные мысли, и они по привычке начинают
их высказывать, слова застывают в горле, выражение лица меняется само
собой. В основном, именно на это обращают внимание знакомые
практикующих, отмечая преображение их внешности.


6. Устранение

Положительные результаты, о которых шла речь в предыдущем
разделе, безусловно, не являются наиболее очевидными проявлениями
латихана. Есть также и отрицательные проявления, появляющиеся при
устранении нечистот, или, как это иногда называют, при
"вышвыривании". Физический организм человека подобен губке,
которая впитывает в себя разнообразные влияния с самого начала жизни.
Если человек не приводит себя к "действию изнутри", то следы этих
влияний накапливаются и проникают в "личность".

Вне всяких сомнений, существуют очень тонкие чувствительные
субстанции, которые впитывают и хранят все эти влияния, а также
наряду с другими приспособлениями участвуют в феномене памяти,
этого странного и очень важного свойства великой силы жизни. В
других своих книгах я называл эти субстанции "чувствительными
энергиями". Таким образом, именно эти энергии оказываются
запятнанными вредными двигательными, инстинктивными,
чувственными и мыслительными привычками, которые формируются у
личности. В латихане энергия значительно более высокого уровня
высвобождается высшими центрами и стремится наполнить организм
новой жизнью. В этом ей препятствует загрязненная чувствительная
энергия, которая в итоге вытесняется на поверхность. В результате
воспоминания, затерянные в подсознании, и привычки, скрывающиеся за
внешним поведением, начинают производить видимые реакции.
Другими словами, практикующие начинают (а) видеть себя такими,
какими они в действительности являются, и (б) проявлять во
взаимоотношениях с другими людьми свой истинный характер.

Все это приводит на ранних стадиях латихана к сложным и весьма
напряженным ситуациям. Было даже замечено, что во всех центрах, где
начинали практиковать Субуд, был период всплеска всевозможных форм
личностного непонимания. Люди ссорились и препирались друг с
другом во всех практических вопросах, которые обычно улаживались без
какого-либо труда. Сомнения, подозрения, зависть, нетерпеливость,
разнузданный эгоизм – и вообще весь спектр отрицательных эмоций
выплескивался на поверхность. У людей, привыкших наблюдать за
собой, подобные проявления не вызывают, ни удивления, ни опасений.
На самом деле они наилучшим образом свидетельствуют о поистине
очищающем воздействии латихана.

Не возникает никаких сомнений в том, что устранение, о котором
идет речь, порождает не просто изменение состояния, а эффективное
удаление "психических токсинов". В процессе устранения
практикующий ощущает наступающее состояние внутренней чистоты.
Люди очень часто с воодушевлением рассказывают об этом ощущении,
которым они наслаждаются после латихана. Вместе с тем, когда яд
выходит из практикующего, он может войти в другого человека, который
находится на более поздней стадии очищения и поэтому более
чувствителен. В результате помощники переживают не самые приятные
моменты, и иногда даже попадающая в них часть чужих нечистот
приводит к их физическому недомоганию. Другим странным, но
безусловно объективным подтверждением реальности устраняемых
субстанций является зловоние, окружающее практикующих, которые
избавляются от той или иной вредной привычки. Зловоние ощущается
всеми присутствующими помощниками и внезапно исчезает, как только
завершается устранение.

Впитывание одними людьми ядов, выходящих из других людей,
поначалу было очень удручающим обстоятельством. Мы обнаружили
появление различных отрицательных состояний, причину которых
определить не удавалось. Позже индонезийские помощники объяснили,
что мы впитываем в себя все это от других людей и что от яда можно
довольно просто избавиться, практикуя латихан самостоятельно или с
другими помощниками.

В моем случае это пролило свет на одну досадную проблему,
преследовавшую меня многие годы. Я обнаружил, что, сидя перед
группой студентов, выполнявших гурджиевские упражнения, я часто
чувствовал головную боль или сильное физическое истощение, а иногда
и вообще приходил в болезненное состояние. Тогда я спросил об этом у
других инструкторов групп, и они поведали мне о том же опыте, однако
списывали все на собственную слабость, будучи уверенными в том, что
при большей сознательности и лучшем физическом здоровье подобного
бы с ними не происходило. Тем не менее вместо того чтобы идти на
поправку, мои дела становились все хуже и хуже, пока я вообще ни начал
бояться наступления тех дней, когда мне нужно было инструктировать
группы или вести публичные беседы.

Очень скоро после вступления в Субуд я понял, что именно со мной
происходило, и нашел способ очищать себя от впитываемых ядов. Это
было для меня настоящим благословением, поскольку с тех пор мне
постоянно приходилось бывать с людьми, проходившими тот или иной
вид очищения, и я больше не испытывал прежних трудностей.
Практикующие, которым приходится по своей работе встречаться с
больными, умственно неуравновешенными, нервными, злобными или
просто негативными людьми, отмечают колоссальное облегчение,
которое они испытывают, если им удается "очиститься" при помощи
латихана после таких встреч.

Все описанное в этой главе относится прежде всего к первой стадии
очищения, благодаря которой природное (иначе говоря, естественное)
тело человека обретает жизнь и наполняется Великой Силой Жизни.
Именно так я понимаю воскресение тела, поскольку это означает, что в
смертном и бренном теле формируется второе тело, которое не погибает
вместе со смертью физического тела.

===================================

* * * *

Глава 8

ПОЛНОЦЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК


1. Священные Импульсы

Истинный человек внутри нас не принадлежит земле и даже, почивая
в глубине нашей Сущности, он сохраняет связующую нить со своим
Источником. Именно благодаря этой связи в нас возникают истинно
священные импульсы, которые влекут нас назад к месту нашего
зарождения.

Четыре Священных Импульса имеют особое значение для Субуда.
Это подчинение, терпение, вера и искренность. Они зарождаются не в
уме и не в воле человека, но действуют в нас только с нашего согласия.
Я уже писал об их связи с латиханом, и, понимая их лучше, мы можем в
максимально доступной человеку степени постичь истинную роль
человеческой свободы в совершенствовании нашей природы.

Под Подчинением (Surrender) не следует понимать состояние
пассивности или безответственность. Это осознание того, что мы, люди,
не являемся хозяевами причин, то есть мы не способны "делать".
Подчиняясь, мы должны понимать, что наши "действия" не могут
выходить за рамки механических процессов нашего мира, и мы должны
отказаться от самой мысли о том, что можно собственными усилиями
сделать себя свободным. Подчиниться в полном смысле этого слова
означает целиком предать себя в руки Бога, но невозможно даже
приблизительно понять суть подчинения, не осознав связи собственного
духа со Святым Духом. На практике, таким образом, это означает, что,
подчиняясь, мы должны отказаться от желания "делать" что-либо и
позволить латихану действовать в нас. Я уже объяснял это в связи с "не-
думаньем". На указание "подчиниться" многие практикующие
возражают, что они не представляют, как можно подчинить себя Силе,
которую даже не осознают. Однако с тем, что невозможно представить
себе образно или мысленно, не обязательно должны возникать трудности
также и при реализации на практике. Все, что требуется – это
сознательно и добровольно позволить своим функциям работать
спонтанно и автоматически. Именно такое "позволение" и лежит у
истоков собственно подчинения.

Терпение – это принятие времен и сроков, которые находятся в
ведении не человека, а Бога. Стремясь к результатам или ожидая их, мы
мешаем внутренней работе. Нетерпеливость всегда является
проявлением самоволия. Даже если наша цель заключается в
самосовершенствовании или истинном благоденствии других людей, мы
спотыкаемся о себя, "пытаясь идти быстрее Бога". Я уже упоминал о
двух потоках жизни и механичности; истинное терпение может
обеспечить уверенное и безопасное продвижение к потоку жизни. Любая
нетерпеливость отбрасывает нас назад в поток механичности, текущий в
погибель.

Терпение, вне всяких сомнений, является священным импульсом.
Как утверждал Св. Павел, это одно из проявлений милосердия. Однако
настоящее терпение может исходить только изнутри. Терпение,
вызванное внешними причинами – это не что иное, как слабость.
Вера в Бога является одновременно и условием, и плодом духовного
пробуждения. Вера, как терпение, должна исходить изнутри. Вера
личности – глупость. Личность не может верить в Бога, и на самом деле
у нее нет причин для веры, поскольку личность представляет собой всего
лишь земной артефакт, а не творение Божье.

Вера в Бога подразумевает также и уверенность в том, что Его воля
совершается во всем. Вера в человека означает ожидание внешних
действий, а вера в Бога представляет собой работу сознания. Я
перескажу вам историю одного из учеников Ибрахима Хавваса, который
спросил у него о вере (таваккул): "Он [Ибрахим Хаввас] сказал: "Я не
могу сейчас ответить на этот вопрос, потому что мои слова были бы
просто выражением, тогда как мне надлежало бы ответить своими
действиями, но я сейчас отправляюсь в Мекку. Если хочешь, можешь
составить мне компанию и получить ответ на свой вопрос". Я
согласился. Однажды, когда мы пересекали пустыню, к нам подъехал
пожилой человек. Он слез с лошади, обменялся несколькими словами с
Ибрахимом и поехал своей дорогой. Я попросил Ибрахима сказать мне,
что это был за человек. От сказал мне: "Это и есть ответ на твой
вопрос". Я спросил: "Как это?" Ибрахим сказал: "Это был Апостол
Хидр, и он попросил позволить ему сопровождать меня, но я отказался.
Я побоялся, что в его присутствии, возможно, стану полагаться на него
вместо Бога, и тогда моя вера в Бога (таваккул) будет поколеблена".

В действии законов природы проявляется Воля Божья, направленная
на спасение всех тварей. Следовательно, вера в Бога велит нам
полагаться на это проявление и не ожидать, что законы природы будут
нарушены.

Искренность означает гармонию между внутренней и внешней
жизнью. Относительно искренности я приведу отрывок из книги Аль
Худжвири, Кашф эль Махджуб:

"Люди по своему отношению к Богу делятся на два класса.
Некоторые считают, что работают для Бога, хотя на самом деле работают
только на себя, и, хотя их побуждают работать не какие-либо мирские
мотивы, они ожидают награды в будущем мире. Другие вообще не
думают о награде или наказании в мире грядущем, также как и не
заботятся о признании и власти в этом мире, и в своих действиях
опираются исключительно на заповеди Бога. Их любовь к Богу требует
от них забыть о собственном благе, если они следуют указаниям Божьим.
Первые во всеуслышание заявляют, что делаемое ими ради мира
грядущего делается для Бога, и забывают о том, что благочестивый
человек гораздо более сам заинтересован в благочестии, чем нечестивец
в грехе, так как удовольствие грешника длится всего лишь мгновение, а
благочестие является залогом вечного счастья. Кроме того, какую
выгоду получает Бог от духовной работы людей или какой убыток Он
терпит от невыполнения этой работы? Если бы все люди жили так же
праведно, как Абу Бакр, выгода была бы целиком за ними, и, если бы все
люди уподобились вероломному фараону, это был бы только их убыток.
Ибо сказал Господь: "Если вы творите добро, то вы творите для самих
себя, а если творите зло, то для себя же" (Коран, 17.7.)".

Быть искренним в латихане означает быть внимательным и
сознательным по отношению к своим действиям, и отслеживать,
зарождаются ли они спонтанно изнутри или запятнаны воображением и
подражанием. Однако подлинная искренность относится к жизни в
целом: это импульс, побуждающий быть внешне таким же, как и
внутренне, и внутренне таким же, как и внешне.

Подчинение, терпение, вера и искренность являются проявлениями
Сознательности, скрытой в глубинах человеческой души. Это
священные импульсы, такие же, как милосердие и доброта по
отношению к людям и надежда на Бога. Эти импульсы не могут быть
сымитированы умом и чувствами человека и должны спонтанно
зарождаться внутри. Они действуют в нас только с нашего согласия, но
они не способны действовать, если их не пробудить.

Благодаря этим священным импульсам человек стремится к своему
источнику и к той обители, которая была уготована для него за
границами всех частных миров. Они служат для нас способом
достижения полноценного Человеческого Бытия.

Наши рекомендации