Зачетные материалы для промежуточной аттестации
Вопросы для устного опроса по темам
Тема 1.Задачи психолингвистической экспертизы
Тема 2 Концептуальные подходы к анализу лингвистического продукта
1. Каковы юридические основания для проведения психолингвистической экспертизы?
2. Кто полномочен выносить постановление о назначении психолингвистической экспертизы?
3. Какова процедура фантазийного анализа дискурса?
4. Какие психологические параметры личности могут иметь лингвистическую репрезентацию?
5. В рамках каких научных парадигм в лингвистике интерпретируется дискурс личности?
6. Какими методами возможно изучение формальных семантических, когнитивных, прагматических составляющих?
7. Что позволяет выявить психосемантика и психолингвистика в изучении авторов дискурса?
8. Как соотносятся категории деятельности-сознания –языка в системе психолингвистического анализа?
9. Какие уровни содержательной организации символических структур выделяют в психолингвистике?
10. Какие варианты интерпретации языкового сознания предлагает психосемантика?
11. Что позволяет увидеть лингвопсихология и психолингвистика при изучении личности автора дискурса?
12. Как влияет на восприятие уровень фоносемантики?
13. Какова разница речевого действия от речевой стратегии и коммуникативной схемы?
14. Почему воздействие на первый контур оказывается наиболее действенным?
15. Какие лингвистические средства составляют набор влияния на 4 контура психики субъекта?
16. Каковы основные атрибуты бессознательного?
17. В чем отличие между символом и знаком?
18. Какие стилистические средства используются для создания образов?
19. Каковы концептуальные принципы психоисторического подхода в понимании манипулятивного воздействия
20. В каких случаях назначается психолингвистическая экспертиза?
21. Какие типовые задачи могут ставится перед экспертом?
22. Что такое сублиминальное восприятие информации?
23. Объясните суть явления когнитивного диссонанса в процессе влияния информации рекламных дискурсов на реципиента.
Тема 3. Особенности влияния дискурса на психическую сферу субъекта
24. Какие лингвистические переменные в модели дискурса можно считать релевантными для психолингвистического анализа?
25. Какие интерпретационные возможности открывают модели языковой личности?
26. На каких научных основаниях базируется контурный и фантазийный анализ?
27. Проиллюстрируйте возможность использования данных методов на продуктах СМИ
28. Какие сферы коммуникации и их особенности следует учитывать при проведении психолингвистической экспертизы?
29. Чем характеризуются типы и виды коммуникации?
30. Как сконструировать эффективный текст с позиции фантазийного анализа
31. Каковы стратегии символического конструирования в СМИ с целью скрытого воздействия на массового адресата?
32. Каковы основные атрибуты бессознательного?
33. В чем отличие между символом и знаком?
34. Какие стилистические средства используются для создания образов?
35. Имеет ли категория аффекта лингвистические корреляты?
36. Как проявляется когнитивная простота- сложность в дискурсе?
37. Как строят тексты сенсорики и интуитивисты?
38. В каких лингвистических структурах репрезентирована экстраверсия- интроверсия?
39. Каковы особенности психотического дискурса?
40. О чем свидетельствует телеграфный стиль изложения?
41. Через какие вербальные структуры опосредуется измененное состояние сознания42. 42. Чем характеризуется дискурс тревожных личностей?
3.2. Темы творческих заданий (доклады, эссе)
Темы творческих заданий
1. Проведите когнитивный и семантический анализ дискурсов и ее строевых единиц текстов СМИ
2. Проведите анализ дискурсов СМИ с использованием фантазийного и контурного анализа
3. Дайте интерпретацию бессознательных ассоциаций лирики А.С. Пушкина в разный период его творчества. Используйте словарь по имагогике А. Менегетти.
4. 1 Проведите диагностику стилей мышления и выявите их особенности в тексте
5. Выявите личностные качества и проверьте их при решении лингвистических задач
6. Измерьте когнитивный стиль и его лингвистическое выражение
7. Установите психоэмоциональное состояние и предложите проинтерпретировать респондентам тексты-стимулы
8. Проведите ассоциативное тестирование после предъявления негативных и позитивных стимулов. Сделайте сравнительный анализ.
Темы рефератов
1. Прагматика: теория и метод.
2. Семантические методы анализа языковых единиц
3. Мифологическая коммуникация6сила воздействия
4. Моделирование языковой личности
5. Категория аффекта в дискурсе
6.Измененные состояния сознания и текст
7. Когнитивная простота и сложность в дискурсе
8. Установки субъекта и их знаковое воплощение
9. Типология личности в знаковой манифестации
10. Бессознательное и текст
11. Манипулятивные стратегии в СМИ
12. Методы анализа скрытого воздействия в дискурсе
13. Лингвистические индикаторы выражения межнациональной розни
14. Психосемантика - возможности измерения
15. Механизмы манипуляции в межличностном общении
Зачетные материалы для промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к зачету
1. Базовые характеристики языка и структура речевой деятельности
2. Взаимоотношение языка и мысли, аффекта
3. Единицы прагмалингвистического анализа в дискурсе
4. Единицы семантического анализа в дискурсе
5. Сознательное и бессознательное в дискурсе
6. Эксплицитная и имплицитная коммуникация
7. Психосемантический подход к изучению языкового сознания
8. Единицы когнитивного анализа дискурса
9. Соотношение языковых и психологических структур
10. Методы анализа дискурса по выявлению личностных характеристик
11. Методология исследования человека символического
12. Методы исследования СМИ влияния на коллективное сознание
13 Техники скрытого влияния на реципиента в дискурсе
14. Дискурсивная психология в анализе дискурса
15. Атрибуция анонимных текстов.
16.Законодательные основания для назначения психолингвистической экспертизы
17. Возможности исследования бессознательной сферы субъекта знаковой деятельности.
18. Групповая фантазия и методы ее выявления
19. Юридические основания для проведения психолингвистической экспертизы
20. Психотический дискурс- особенности знакового опосредования сознания.
5.1 Основная литература:
1. Образцов В.А. Богомолов С.Н. Криминалистическая психология. М., 2002. С.168-197.
2. Психолингвистика. Под ред. Ушаковой Т.Н. М., 2006.
3.Сухих С.А. Коммуникативная компетентность. Краснодар. 2013.
4. Сухих С.А. Принципы психолингвистического анализа в судебной экспертизе. // Язык. Личность. Культура. Краснодар. 2010. С.274-282
5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.. 2014
5.2 Дополнительная литература:
Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. М., 2000.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.
Демоз Л. Психоистория. Ростов-на Дону.2000.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.2000
Кюглер П. Алхимия дискурса. М., 2005.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.. 1997.
Марусенко М.А. Атрибуция анонимных и псевдонимных литературных
произведений методами теории распознания образов. Л., 1990.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск 2004.
Серкин В. П. Методы психосемантики. М..2004.
Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания. СПб. 2000.
Стиль человека: психологический аспект. М., 1998.
Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М., 2001
Менегетти А. Образ и бессознательное. М., 2000.
5.3. Периодические издания:
Психолингвистика. Под ред. Ушаковой Т.Н. М., 2006.
Сухих С.А. Коммуникативная компетентность. Краснодар. 2013.
Сухих С.А. Принципы психолингвистического анализа в судебной экспертизе. // Язык. Личность. Культура. Краснодар. 2010. С.274-282
Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.. 2014