Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Реферат является обязательным компонентом учебного плана по курсу «Психология аномального развития». Время сдачи реферата –вторая половина семестра. Реферат должен быть сдан преподавателю, ведущему семинарские занятия или лектору (в крайнем случае). Студенты, не сдавшие реферат до начала зачетной сессии, не допускаются к экзамену. Как аналог реферата может идти в зачет доклад по теме на семинарском занятии (с письменным приложением краткой аннотации и списка использованных источников). Оценка за реферат учитывается в итоговой зачетной процедуре.
Требования к написанию реферата: реферат может быть напечатан или написан от руки, объем соответственно 8-12 (12-16) страниц. литературными источниками должны служить в первую очередь журнальные статьи и тезисы из сборников докладов различных конференций, а не учебники и хрестоматии.
Можно использовать журналы: Вопросы психологии, Психологический журнал, Вестники университетов (МГУ. СпбГУ и др.), Журнал невропатологии и психиатрии им. С|.С,Корсакова, Российский психиатрический журнал, Социальная и клиническая психиатрия, Вопросы психического здоровья детей и подростков, Московский психотерапевтический журнал, Психиатрия, Аутизм и нарушения развития, Вопросы наркологии, Журнал практической психологии и психоанализа, Дефектология, Русский медицинский журнал, Независимый психиатрический журнал и др., Интернет-источники.
Допускается и поощряется самостоятельный выбор клинико-психологической литературы. Возможно использование сборников тезисов и научных докладов научных и научно-практических конференций по клинической психологии, психиатрии, авторефераты кандидатских диссертаций по психологии и психиатрии, дефектологии за тот же временной интервал: годы издания, которые можно включить в реферат: последние 10 лет.
В тексте реферата должно быть Введение, в котором обозначена выбранная тема, ее ракурс и названы источники. Основной раздел –должен отражать реферативное изложение статей по избранной тематике. В конце должен быть список использованных источников (библиографический). Если возможно, следует дать Содержание как структурную единицу работы. Работа должна быть написана грамотно, с использованием научно-литературного стиля реферирования, недопустимо прямое цитирование источников без правильного оформления цитат (например, не должно быть фраз типа: «В нашем исследовании …», «Мы провели обследование…» и т.п.) Если тема работы больше клиническая, чем психологическая (например, реферативный обзор клинических работ по шизофрении детского возраста и др.), то автор должен указать психологические аспекты работы с данным контингентом, осветить участие психологов в диагностике и лечении пациентов.
Примерный список тем рефератов по курсу:
1. Новые направления в клинико-психологическом исследовании детей, больных шизофренией.
2. Новые направления исследования умственной работоспособности у аномальных детей.
3. Новые подходы к исследованию памяти в детской психиатрической клинике.
4. Направления исследования и методы изучения мыслительной деятельности у аномальных детей (в связи с трудностями обучения)
5. Направления исследования и методы изучения мыслительной деятельности у детей, имеющих психические заболевания
6. Современные подходы к изучению особенностей психической деятельности детей, больных эпилепсией
7. Психоанализ в детском возрасте: традиции и современный подход
8. Психологические исследования в области пограничной психиатрии детского возраста.
9. Современные психологические исследования нервной анорексии.
10. Направления в изучении психической деятельности детей и подростков, больных наркоманией.
11. Детско-родительские отношения и проблема психической патологии у детей и подростков
12. Проблема девиантного поведения и аномального развития в детском и подростковом возрасте
13. Виды психотерапевтической помощи, применяемые в психологии аномального развития
14. Современная типология отклоняющегося психического развития
15. Современные представления о психическом дизонтогенезе (клинический и психологический подход)
16. Проблема умственной отсталости и олигофрении в психологии аномального развития (анализ современных тенденций исследований)
17. Аффективная патология в детском возрасте: клинико-психологические исследования.
18. Психологические исследования невротических расстройств у детей и подростков.
19. Возрастная специфика в психологии аномального развития
20. Проблема СДВГ в современных психологических исследованиях
21. Проблема нормы и патологии в психологии аномального развития
22. Проблемы школьной дизадаптации и психология аномального развития
23. РДА – современные подходы к диагностике и коррекции
24. Роль детско-родительских отношений в возникновении отклоняющегося развития
25. Страхи и их роль в квалификации отклоняющегося развития
26. Зарубежные исследования в области психологии аномального развития.
27. Современный взгляд на историю психологии аномального развития
28. Психология аномального развития как междисциплинарная область научно-практической деятельности
29. Семья и психическое здоровье ребенка
30. Тревожно-фобические расстройства в детском возрасте (психологический анализ или обзор исследований)
31. Психометрические исследования в психологии аномального развития: традиции и современное положение дел
32. Современная диагностика в психологии аномального развития
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену:
¨ Психология аномального развития как область междисциплинарного исследования. Предмет и задачи.
¨ Этиологические факторы нарушений психического развития.
¨ Клинико-психологическая картина психических нарушений в детском возрасте - соотношение симптомов болезни и дизонтогенеза.
¨ Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков.
¨ Первичные и вторичные нарушения развития при разных вариантах дизонтогенеза (олигофрения, ЗПР).
¨ Дефект и компенсация.
¨ Классификация психического дизонтогенеза.
¨ Общие клинические и психологические закономерности психического дизонтогенеза.
¨ Эмоциональная депривация в детском возрасте. Госпитализм и неогоспитализм.
¨ Психическое недоразвитие: этиология, клинико-психологические закономерности формирования дефекта, первичные и вторичные нарушения.
¨ Систематика психического недоразвития по различным критериям.
¨ Специфика нарушений познавательной и эмоционально-волевой сфер при психическом недоразвитии.
¨ Задержка психического развития церебрально-органического генеза: этиология, клинико-психологическая структура, возможные варианты задержки.
¨ Классификация задержанного психического развития по этиологическому принципу.
¨ Роль нейропсихологического обследования в диагностике ЗПР. Структура и параметры оценки психических нарушений при ЗПР церебрально-органического генеза.
¨ Нарушение познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза.
¨ Нарушение эмоционально-волевой сферы при ЗПР различного генеза (гармонический инфантилизм, органический инфантилизм и т.д.).
¨ Поврежденное психическое развитие: этиология, систематика, клинико-психологическая структура дефекта, первичные и вторичные нарушения.
¨ Дифференциальная диагностика психического недоразвития и поврежденного психического развития: диагностические критерии, методы.
¨ Дефицитарное психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, первичные и вторичные нарушения, систематика.
¨ Дефицитарное психическое развитие при недостаточности зрения и слуха.
¨ Дефицитарное психическое развитие при недостаточности двигательной сферы.
¨ Дефицитарное психическое развитие при хронических инвалидизирующих соматических заболеваниях.
¨ Дифференциальная диагностика психического недоразвития, поврежденного психического развития и задержанного психического развития: диагностические критерии, методы.
¨ Искаженное развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, первичные и вторичные нарушения, систематика РДА.
¨ Дисгармоническое психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, первичные и вторичные нарушения, систематика.
¨ Дифференциальная диагностика психопатии и патохарактерологического формирования личности: диагностические критерии, методы.
¨ Пути психологической коррекции нарушений интеллектуального развития при различных аномалиях развития.
¨ Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы при различных аномалиях развития.
¨ Коррекция социальной ситуации развития при различных аномалиях развития.
Сдача монографии:
1. Шипицына, Мамайчук. Детский церебральный паралич. - М., 2001.
2. Никольская О. С. с соавт. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М., 1997.
Вопросы для конспектирования:
· Основные положения работы.
· Теоретическая концепция автора.
· Возможности использования ее в практической деятельности психолога.
Задания/вопросы для аудиторной контрольной работы (для заочной формы обучения):
1. Основные подходы к определению понятия “личность”.
2. Многомерность феноменологии личности.
3. Представление о человеке в различных направлениях философии.
4. Основы системного подхода к человеку.
5. Краткий очерк развития теорий личности.
6. Представления о личности в концепции У. Джеймса.
7. Представления о личности в классическом психоанализе.
8. Представления о личности в “индивидуальной психологии” А.Адлера.
9. Представления о личности в “аналитической психологии” К.Юнга.
10. Представления о личности в концепции К.Хорни.
11. Представления о личности в концепции Э.Фромма.
12. Представления о личности в концепции Г.Салливена.
13. Представления о личности в персонологии Г.Мюррея.
14. Представления о личности в концепции Г.Олпорта.
15. Представления о личности в “теории поля” К.Левина.
16. Представления о личности в экзистенциальном анализе.
17. Представления о личности в концепции А.Маслоу.
18. Представления о личности в концепции К.Роджерса.
19. Представления о личности в концепции “личностных конструктов” Дж.Келли.
20.Представления о личности в бихевиористических концепциях.