Результаты психологического эксперимента
Для анализа могут быть взяты статьи из таких научных журналов по психологии, как «Экспериментальная психология», «Вопросы психологии», «Психология», «Психологический журнал», «Иностранная психология», «Вестник МГУ, серия Психология» и др. К работе следует приложить ксерокопию или распечатанный вариант статьи. Обязательно указываются автор (авторы) статьи, ее название и выходные данные. Анализ должен включать ряд обязательных компонентов по следующей схеме:
Описательная часть | 1. Какова гипотеза исследования? 2. Каковы переменные исследования (зависимые и независимые)? 3. Как операционализируются переменные? 4. Сколько групп участвует в эксперимента? Какие группы являются экспериментальными, а какие – контрольными? 5. Какой использовался экспериментальный дизайн (план) (межгрупповая, внутригрупповая, многофакторная и т.д. схемы)? |
Оценка внутренней валидности | Как можно охарактеризовать внутреннюю валидность исследования? 1. Существует ли вероятность того, что один из следующих факторов мог снизить внутреннюю валидность исследования: эффект истории, фактор естественного развития, эффект тестирования, фактор погрешности измерения, эффект статистической регрессии к среднему, фактор селекции, взаимодействие факторов селекции и естественного развития, искажение вносимое экспериментатором? 2. В общем и целом, чем был вызван исследовательский результат – воздействием исследования или чем-либо другим? |
Оценка внешней валидности | Как можно охарактеризовать внешнюю валидность исследования? 1. Могут ли результаты исследования обобщаться на других людей? 2. Могут ли результаты исследования обобщаться на другие ситуации? |
Анализ результатов | 1. Какая описательная статистика использовалась? 2. Определите используемую статистику вывода и оцените корректность ее применения. 3. Правильно ли интерпретация результатов отражает сами результаты. 4. Наглядно ли отражены результаты? 5. Стиль изложения результатов. |
Добавления и выводы | 1. Что еще можно сказать о качестве описываемого исследования? 2. Каковы его преимущества и ограничения? |
Личное отношение | В целом насколько лично вы верите в то, что результаты, полученные в этом исследовании, соответствуют истине? |
Примеры статей для анализа
1. Хачатурова М.Р., Федотова Ж.Э. Влияние аффективного, когнитивного и ситуативного факторов на принятие решения в переговорах (на примере «дилеммы заключенных») // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 1. С. 38–48. doi:10.17759/pse.2015200105
2. Четвериков А.А. Что мы осознаем, когда наступаем на одни и те же грабли: аффективная оценка повторяющихся ответов // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 36–47.
3. Хрисанфова Л.А. Оценка индивидуально-психологических особенностей при восприятии морфированных мужских лиц // Экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 3. С. 44–57.
4. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Восприятие экспрессий тэтчеризованного лица // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 3. С. 28–41.
5. Колтунова Т.И., Петрушан М.В., Самарин А.И. Особенности движений глаз при осмотре динамической виртуальной среды // Экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 1. С. 23–34.
6. Валуева Е.А., Мосинян А.Е., Лаптева Е.М. Эмоциональная подсказка и успешность решения задач // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3. С. 5–15.
7. Морошкина Н.В. Влияние конфликта имплицитных и эксплицитных знаний субъекта на результаты научения в задаче классификации // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3. С. 62–73.
8. Булгаков А. В. Лабораторный эксперимент и изучение социальнопсихологических явлений в реальных условиях профессиональной деятельности (на примере межгрупповой адаптации на кораблях ВМФ России) // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.
9. Свиридова Т.А., Куделькина Н. С. Смыслообразование – прерогатива сознания? // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.