Результаты психологического эксперимента

Для анализа могут быть взяты статьи из таких научных журналов по психологии, как «Экспериментальная психология», «Вопросы психологии», «Психология», «Психологический журнал», «Иностранная психология», «Вестник МГУ, серия Психология» и др. К работе следует приложить ксерокопию или распечатанный вариант статьи. Обязательно указываются автор (авторы) статьи, ее название и выходные данные. Анализ должен включать ряд обязательных компонентов по следующей схеме:

Описательная часть 1. Какова гипотеза исследования? 2. Каковы переменные исследования (зависимые и независимые)? 3. Как операционализируются переменные? 4. Сколько групп участвует в эксперимента? Какие группы являются экспериментальными, а какие – контрольными? 5. Какой использовался экспериментальный дизайн (план) (межгрупповая, внутригрупповая, многофакторная и т.д. схемы)?
Оценка внутренней валидности Как можно охарактеризовать внутреннюю валидность исследования? 1. Существует ли вероятность того, что один из следующих факторов мог снизить внутреннюю валидность исследования: эффект истории, фактор естественного развития, эффект тестирования, фактор погрешности измерения, эффект статистической регрессии к среднему, фактор селекции, взаимодействие факторов селекции и естественного развития, искажение вносимое экспериментатором? 2. В общем и целом, чем был вызван исследовательский результат – воздействием исследования или чем-либо другим?
Оценка внешней валидности Как можно охарактеризовать внешнюю валидность исследования? 1. Могут ли результаты исследования обобщаться на других людей? 2. Могут ли результаты исследования обобщаться на другие ситуации?
Анализ результатов 1. Какая описательная статистика использовалась? 2. Определите используемую статистику вывода и оцените корректность ее применения. 3. Правильно ли интерпретация результатов отражает сами результаты. 4. Наглядно ли отражены результаты? 5. Стиль изложения результатов.
Добавления и выводы 1. Что еще можно сказать о качестве описываемого исследования? 2. Каковы его преимущества и ограничения?
Личное отношение В целом насколько лично вы верите в то, что результаты, полученные в этом исследовании, соответствуют истине?

Примеры статей для анализа

1. Хачатурова М.Р., Федотова Ж.Э. Влияние аффективного, когнитивного и ситуативного факторов на принятие решения в переговорах (на примере «дилеммы заключенных») // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 1. С. 38–48. doi:10.17759/pse.2015200105

2. Четвериков А.А. Что мы осознаем, когда наступаем на одни и те же грабли: аффективная оценка повторяющихся ответов // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 36–47.

3. Хрисанфова Л.А. Оценка индивидуально-психологических особенностей при восприятии морфированных мужских лиц // Экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 3. С. 44–57.

4. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Восприятие экспрессий тэтчеризованного лица // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 3. С. 28–41.

5. Колтунова Т.И., Петрушан М.В., Самарин А.И. Особенности движений глаз при осмотре динамической виртуальной среды // Экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 1. С. 23–34.

6. Валуева Е.А., Мосинян А.Е., Лаптева Е.М. Эмоциональная подсказка и успешность решения задач // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3. С. 5–15.

7. Морошкина Н.В. Влияние конфликта имплицитных и эксплицитных знаний субъекта на результаты научения в задаче классификации // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3. С. 62–73.

8. Булгаков А. В. Лабораторный эксперимент и изучение социальнопсихологических явлений в реальных условиях профессиональной деятельности (на примере межгрупповой адаптации на кораблях ВМФ России) // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

9. Свиридова Т.А., Куделькина Н. С. Смыслообразование – прерогатива сознания? // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Наши рекомендации