Незрелость некоторых психофизиологических функций: проявления, причины, коррекция
Психофизиологическая функция | Возможные проявления незрелости | Тип трудностей | Возможные причины | Рекомендации | |
1. | Зрительное восприятие | Сложности в формировании школьно-значимых навыков: письма, чтения, счета; неумение работать по образцу; трудности формирования зрительного образа буквы, цифры; не видит границы строк; трудности расположения рисунка, текста на листе бумаги; ошибки при списывании; тормозит развитие наглядно-образного мышления | Специфические Неспецифические | Несформированость зрительно-пространст-венного восприятия; Несформированность зрительной памяти; Недостатки методики обучения; Форсирование темпа обучения; Трудности концентрации внимания; | 1. Выполнение упражнений на развитие зрительно-прост-ранственного восприятия: 15-29, 31-34, 36-38, 54-56. 2. Индивидуальный и дифференцированный подход в организации деятельности. |
2. | Зрительно-моторные интеграции | Трудность формирования графических навыков: неспособность скопировать графический элемент, различная высота и протяженность графических элементов, разнонаклонные буквы, неровные штрихи, тремор, ухудшение почерка, замены при списывании. Недописывание слов, предложений. Очень медленный темп письма. | Специфические Неспецифические | Несформированность зрительно-моторных интеграций; Несформированность зрительно-пространст-венного восприятия; Несформированность координации движений; Несформированность моторных функций; Форсирование темпа обучения; Недостатки методики обучения; Выраженное функциональное напряжение и утомление; | 1. Упражнения на развитие мелких мышц кистей рук (лепка, шитье, вырезание и др.) и крупной моторики (прыжки, бег, катание на коньках, лыжах и др.). 2. Упражнения на развитие координационных способностей. 15,17-20, 22, 27, 29, 30, 31, 34-38, 40, 41, 54, 62. 3. Мероприятия на укрепление физического здоровья. 4. Индивидуальный и дифференцированный подход при обучении 5. Противопоказано форсирование скорости обучения |
3. | Слуховая память | Плохо запоминает материал и инструкции учителя; трудности усвоения устной информации по предметам; трудности формирования школьных навыков; замены цифр при восприятии на слух: семь-восемь; трудности вербально-логичес-кого мышления. | Специфические Неспецифические | Несформированность мнемической деятель-ности; Несформированность фонетико-фонемати-ческого восприятия; Несформированность слухового восприятия; Недостатки методики обучения; Трудности концентрации внимания; | Выполнение упражнений на развитие слуховой памяти: 1-4, 6, 7, 14, 44. |
4. | Зрительная память | Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры; путает буквы, элементы букв, плохо запоминает конфигурацию; плохое выделение и различение геометрических фигур; трудности наглядно-образного мышления; трудности формирования школьных навыков. | Специфические Неспецифические | Несформированность мнемической деятель-ности; Несформированность зрительного восприятия; Тудности концентрации внимания; Ндостатки методики обучения; | Выполнение упражнений на развитие зрительной памяти: 3 - 8, 15, 28, 31, 32, 44. |
5. | Наглядно-образное мышление | Трудности в формировании школьных навыков (письмо, чтение, математика); тормозит развитие вербально-логического мышления; недостаточный уровень сформированности понятий; склонность к конкретному мышлению; трудности при обобщении информации; нарушение анализа и синтеза мыслительной деятельности, пространственного гнозиса. | Специфические Неспецифические | Несформированость зрительного восприятия; Неумение организовать и реализовать алгоритм мыслительной деятельности; Недостатки методики обучения; форсирование темпа обучения; | 1. Выполнение упражнений на развитие мультисенсорных интеграций (игровые моменты на уроках и дома с максимальным использованием сенсорики ребенка): 2-4, 11, 13, 16, 19,20, 23, 24, 26, 33, 35, 36, 38-41, 49, 59. 2. На первых этапах учебного процесса использовать больше наглядного материала. |
6. | Речевое развитие | Недостаточный словарный запас; скудная речь; ограниченный кругозор и низкая осведомленность; трудности в обучении чтению; сложности в общении; трудности мыслительной деятельности. | Специфические Неспецифические | Несформированность фонетико-фонемати-ческого восприятия; Несформированность зрительной и слуховой памяти; Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции; Недостатки методики обучения; Форсирование темпа обучения; Трудности концентрации внимания; Функциональная слабость ЦНС. | 1. Консультации специалистов по выявлению нарушений речевого развития (логопед, дефектолог и др). 2. Занятия на развитие кругозора, общей осведомленности, аналитико-синтетической и обобщающей функции речи. 3. Упражнения на пересказ и обсуждение полученной информации (чтение, просмотр фильмов, прослушивание и др.), с обязательным выделением главного и детализацией. 4. Выполнение упражнений: 21, 39, 48, 49. |
7. | Произвольная организация деятельности | Неспособность контролировать свои действия, работать по инструкции; низкая, неустойчивая работоспособность; заниженная самооценка; непосильный темп. Трудности психологической и функциональной адаптации. Вероятен весь комплекс школьных трудностей, усиливающийся в течение года. | Специфические Неспецифические | Незрелость коры больших полушарий (преимущественно лобных отделов) головного мозга Незрелость межполушарного взаимодействия Функциональная слабость нервной системы повышенная утомляемость Трудности концентрации внимания; | 1. Индивидуальный и дифференцированный подход в организации деятельности. 2. Обучение методам самоконтроля (планиррование действий, проговаривание инструкций и т.п.). 3. Выполнение упражнений: 5, 6, 9, 10, 12, 13, 22 - 26, 34, 37, 40-44, 47, 48, 53, 58-62. |
8. | Темповая организация деятельности а) медлительность | Медленная врабатываемость, не успевает за темпом класса, материал не усваивается на уроке. Возможны различные проявления дезадаптации: нарушения соматического здоровья, повышение тревожности, трудности в формировании учебных навыков | Специфические Неспецифические | Наследственная обусловленность Недостаточная зрелость коры больших полушарий головного мозга Отклонения в состоянии здоровья ребенка Форсирование темпа обучения Несоответсвие методики обучения функциональным возможностям ребенка | 1. Щадящий режим дня 2. Дозирование учебной нагрузки 3. Индивидуальный подход в организации учебного процесса (увеличение времени на выполнение заданий или сокращение количества заданий, особенно во время контрольных опросов; создание условий для индивидуального темпа деятельности) 4. Выполнение упражнений 40-42, 46, 51-53, 58-63. |
9. | б) гиперактивность | Общее двигательное беспокойство, недостаточная регуляция поведения, нарушение целенаправленности и концентрации внимания, импульсивность и инфантильность деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка. Все указанные расстройства приводят к школьной и социальной дезадаптации. | Специфические Неспецифические | Функциональная слабость и несбалансированность нервных процессов Трудности концентрации внимания Индивидуальные особенности организации деятельности | 1. Консультация со специалистами. 2. Щадящее отношение к ребенку со стороны взрослых. 3. Индивидуальный подход в организации деятельности 4. Выполнение упражнений 40-42, 46, 51-53, 58-63. |
Внимание | Не может сосредоточиться на задании; отвлекается на уроке; не завершает начатое дело; короткое время эффективной работы; допускает большое количество ошибок при списывании, решении различных задач; повышенно забывчив. Вероятен комплекс школьных трудностей, усиливающийся к концу учебного года. | Специфические Неспецифические | Недостаточная зрелость коры больших полушарий головного мозга Функциональная слабость и несбалансированность нервных процессов Форсирование темпа обучения Индивидуальные особенности организации деятельности | 1. Обучение методам самоконтроля (планирование действий, проговаривание букв, слов, операций и т.п.). 2. Индивидуальный подход в организации учебного процесса (особенно на первых этапах). 3. Выполнение упражнений на развитие произвольного и непроизвольного внимания: 5, 6, 8-15, 21-27, 31, 32, 34, 36, 37, 43, 47, 49, 54 – 62. |