Уровень психофизиологических функций

37 вопрос :

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики, благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. ( Например, формирование внутренней речи из внешней).

38 вопрос :

К внутренним компонентам человеческой деятельности относятся : анатомо – физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

39 вопрос :

I вариант

Блок 4

40 вопрос :

Ощущением называется простейший психический процесс от­ражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и яв­лений окружающего мира, который воздействует в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств.

41 вопрос : 1-в, 2-а, 3-б

42 вопрос :

По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раз­дражителем, вызывающим ощущение выделяют следующие ощущения:

а) дистантные (зрение, слух);

б) контактные (вкусовые, болевые, тактильные);

в) обоняние занимает промежуточное положение между эти­ми видами ощу-

щений;

43 вопрос : «Модальность» = «вид раздражителя» –принадлежность к определенному анализатору.

44 вопрос : 1, 3, 5

45 вопрос : Вибрационные ощущения занимают промежуточное место между кожными и слуховыми ощущениями и имеют с последними общую природу отражаемых физических явлений с той лишь раз­ницей, что вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды.

Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом».

Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено.

46 вопрос : Кожные ощущения делятся на несколько видов в зависимости от вида анализаторных систем, расположенных в кожных покровах:

1)тактильные ощущения, рецепторные окончания которых рас­пределены по всему телу неравномерно. Больше всего скопле­ний тактильных клеток наблюдается на ладонях, на кончиках пальцев и на губах.

Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание, которое выполняет особую, присущую только человеку функ­цию познавательной деятельности руки;

2)болевые ощущения – ощущения, рецепторные окончания ко­торых расположены под кожей глубже, чем тактильные рецепторы. При этом болевые и тактильные рецепторы расположены таким образом, что, где больше сосредоточены тактильные рецепторы, там меньше болевых. Следовательно, тактильные ощущения дают знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон;

3)температурные ощущения – связаны с регулированием тепло­обмена между организмом и окружающей средой. Распределе­ние тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.

47 вопрос : 1-в, 2-а, 3-б

48 вопрос : абсолютный низкий порог – минимальная величина раздражите­ля, при котором впервые возникает едва заметное ощущение.

49 вопрос : дифференциальный порог – наименьшее изменение в силе и ха­рактере действующего раздражителя, замечаемое человеком.

50 вопрос :

Отличия восприятия от ощущения :

1. Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, обладающим нервной системой от рождения.

1. Способностью восприниматьмир в виде образов наделены человек и высшие животные. Эта способность складывается в жизненном опыте.

2. Ощущения находятся в нас самих.

2. Восприятиенаправлено на свойства предметов, чьи образы локализованы в пространстве.

3. Итог ощущения – чувство ( ощущение яркости, громкости, соленого).

3. Итог восприятия – образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений, приписываемых предмету, явлению, процессу

4. Отдельные ощущения«привязаны» к специфическим анализаторам. Достаточно воздействия стимула на рецептор, чтобы возникло ощущение.

4. Образ, который складывается в результате процесса восприятия– результат взаимодействия нескольких анализаторов.

51 вопрос : 1-б, 2-в, 3-а

52 вопрос : Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия.

53 вопрос : 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

54 вопрос : Структурность восприятия

55 вопрос : Активность / избирательность

I вариант

Блок 5

56 вопрос : Внимание– это сосредоточенность сознания на определенном объекте, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Внимание не является самостоятельным психиче­ским процессом и не относится к свойствам личности, оно проявля­ется внутри восприятия, мышления. Оно является той стороной всех познавательных процессов, в которой они выступают как деятель­ность, направленная на объект. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимой пред­посылкой успешного приобретения знаний, качества и продуктив­ности трудовой деятельности человека.

57 вопрос : 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

58 вопрос : Внимание выполняет следующие функции:

1)отбор значимых (реливантных) раздражителей, т.е. обеспечение избирательности познавательных процессов.

На человека действует множество внешних раздражите­лей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Соответ­ствующие этим потребностям внешние раздражители приобре­тают для личности различную значимость.

Взаимодействие внутренних побуждений и внешних раздражителей, приобре­тающих в данный момент наибольшую значимость, выража­ется в избирательном характере психической деятельности, в обязательности выбора определенного объекта, что и осу­ществляется с помощью внимания;

2)контроль за управлением деятельности, или сосредоточенность.

Сосредоточенностьпсихической деятельности представляет собой отвлечение от всего постороннего, от всякой другой дея­тельности, не относящейся к данной.

Под сосредоточенностью понимается поглощенность данной деятельностью, большее или меньшее углубление в нее.

59 вопрос : 3

60 вопрос : 4

61 вопрос : 1-а, 2-б, 3-в

62 вопрос : По характеру психической активности, преобладающей в дея­тельности,память делят на :

1. Двигательную.

2. Эмоциональную.

3. Образ­ную.

4. Словесно-логическую.

63 вопрос : Образная память – это память на представления, картины при­роды и жизни, на звуки, запахи, вкусы.

Она делится на :

1.Зрительную.

2. Слуховую.

3. Осязательную.

4. Обонятельную.

5. Вкусовую.

64 вопрос : Эйдетическая память – способность человека достаточно долго видеть воспринимаемую картину в своём воображении.

65 вопрос : 1-а, 2-в, 3-б, 4-г

66 вопрос : 2, 4, 6

67 вопрос : Процесс забывания материала зависит от содержания, объёма материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности личности.

68 вопрос : воспроизведение

69 вопрос : понимание

I вариант

Блок 6

70 вопрос : Воображение – это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

71 вопрос : Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека.Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему от­влечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и пе­реосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции поведения человека.

72 вопрос : 1-г, 2-а, 3-б, 4-в

73 вопрос : 3

74 вопрос : Репродуктивное воображение – в этом виде воображения ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображе­ние больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности лю­дей, прежде всего, связан процесс художественного творчества.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

75 вопрос : В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

1. Представлять дей­ствительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулировать эмоциональные состояния. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетво­рять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжен­ность.

3.Участвовать в произвольной регуляции познава­тельных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

Посредством образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Формировать внутренний план действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. Планировать и программировать деятельность.

76 вопрос : Создание образов воображения проходит два основных этапа.

На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле­ний, на составные части.

Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений.

В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта.

На втором этапе с этими образами могут осуществляться преобразования двух основных типов:

Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи.

Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл.

В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.

77 вопрос : 2

78 вопрос : Мышление является высшим познавательным психическим процес­сом.

Мышление– это порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

79 вопрос : Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик:

1.Первойтакой характеристикой является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям.

2. Второй, не менее важной, характеристикой мышления является опосредованное по­знание объективной реальности.

В процессе мышления человек познает то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

3.Третьей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи,возникшей в процессе познания или в практической деятельности.

4. Четвертая, исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с ре­чью.

Возникновение речи дает возможность выделить в объекте познания то или иное его свойство и оформить, закрепить и за­фиксировать представления или понятия о нем в специальном слове.

Мысль, облеченная в слово, только в этом случае становит­ся материальной и является непосредственной действительностью для других людей и самого субъекта познания.

Формулирование, за­крепление, фиксирование мысли в словах означает ее структуриро­вание, помогает акцентировать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому понима­нию.

80 вопрос : 1-б, 2-в, 3-а

81 вопрос : 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

82 вопрос : 2

83 вопрос : Теоретически образное мышление . Материалом данного вида мышления являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.

84 вопрос : По степени объективности, с которой окружающая действи­тельность отражается в процессе мышления, выделяют следующие виды суждений:

1.Истинное суждение – выражает связь между предметами и их свойствами, которые существуют в действительности;

2.Ложное суждение, наоборот, выражает такую связь между явлениями, которой в действительности не существует;

3.Предположительное суждение – это суждение, которое может быть истинным или ложным, т.е. оно может соот­ветствовать действительности или не соответствовать

85 вопрос : Критическое мышление – представляет собой процесс применения знаний, в результате которого осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов.

I вариант

Блок 7

86 вопрос : Эмо­ции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

87 вопрос : 2

88 вопрос : 1. Аффекты, 2. Эмоции

89 вопрос : Астеническая форма

90 вопрос : 4

91 вопрос : 1-в, 2-г, 3-а, 4-б

92 вопрос : амбивалентность ( двойственность) чувств

93 вопрос : 2, 4, 6, 7

94 вопрос : Настроение

95 вопрос : 3

96 вопрос : Не всякое воздействие вызывает стресс.

Слабые воздей­ствия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индиви­да.

97 вопрос : 1-б, 2-а, 3-г, 4-д, 5-в

98 вопрос : Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действия­ми, которые могут быть разделены на две большие группы:

произвольные и не­произвольные.

Главное отличие произвольныхдействий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека опреде­ленных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

99 вопрос : Внутренними, или субъективными, препят­ствиямиявляются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий.

100 вопрос : 1 - а, г ; 2 – б, е ; 3 - в, д

101 вопрос : Выделяют три основных типа ситуаций, которые требуют волевой регуляции поведения человека:

1. Ситуация, когда отсутствует достаточная мотивация поведения человека и

необходимо волевое усилие для восполнения недо­статка побудительных мо-

тивов к действиям.

2. Ситуация конфликта различных мотивов, целей, задач, потреб­ностей, видов

деятельности и необходимость выбора между ними.

3. Ситуация, требующая произвольной регуляции внешних и внутренних дей-

ствий и психических состояний, процессов и явлений.

102 вопрос : Желание – это отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем - либо обладать или что - либо осуществлять.

103 вопрос : Борьба мотивов

I вариант

Блок 8

104 вопрос : 2

105 вопрос : индивидуальные особенности крови

106 вопрос : 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

107 вопрос : 1

108 вопрос : 2

109 вопрос : общий тип нервной системы

110 вопрос : 1-б, 2-а, 3-в, 4-г

111 вопрос : Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

112 вопрос : Черты характера можно условно разделить на две взаимосвязанные группы :

1. Черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность

личности. Например, коллективизм, эгоизм, общительность, замкнутость и

пр. Эти черты характера по сути являются моральными качествами и высту-

пают добродетелями либо пороками человека.

2. Волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознатель-

но регулировать свою деятельность, своё поведение в соответствии с опреде-

лёнными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной це-

ли. К волевым чертам характера относят целеустремленность, решитель-

ность, выдержку, настойчивость, смелость и пр.

113 вопрос : Психопатия– аномалия характера.

Наличие психопатии можно диагностировать по следующим признакам :

1. Тотальность проявления характера, независимо от условий и места проявле-

ния.

2. Стабильность патологической черты во времени.

3. Недостаточность социальной адаптации: с обладателем патологии характера

сложно жить в обществе, и ему самому сложно жить.

114 вопрос : Способности– это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам деятельности.

Ответы на вопросы теста

II вариант

Блок 1

1 вопрос : 3

2 вопрос : 3

3 вопрос : 3

4 вопрос : 2, 3

5 вопрос : 3

6 вопрос : 2

7 вопрос : 1

8 вопрос : 1-б, 2-а, 3-в

9 вопрос : 1-б, 2-в, 3-а, 4-г

10 вопрос : 1-в, 2-а, 3-б

II вариант

Блок 2

11 вопрос : Индивидуальное сознание – это совокупность системы взглядов самого человека, его норм, правил и ценностей и общест­венного сознания.

12 вопрос : По мере формирования и развития человеческого сознания из­менялись и человеческие потребности, постепенно совершая качест­венно новый переход от биологических потребностей к высшим потребностям.

Потребности позволяют человеку не только осуществлять жизненно необходи­мые процессы, но и развивать сознание и самосознание, совершенство­вать себя как личность.

13 вопрос : 1-а, 2-б

14 вопрос : 4

15 вопрос : 1-б, 2-в, 3-а

16 вопрос : 3

17 вопрос : 1-б, 2-в, 3-а

18 вопрос : 1, 4

19 вопрос : 1

20 вопрос : 1, 3, 4

21 вопрос : 1-г, 2-в, 3-а, 4-б

II вариант

Блок 3

22 вопрос : 1-б, 2-а, 3-в

23 вопрос : 1-б, 2-а, 3-в

24 вопрос : 2

25 вопрос : 2, 3

26 вопрос : 4

27 вопрос : 2

28 вопрос : «Эффект всеобщего внимания»

29 вопрос : 1-а, 2-б

30 вопрос : 3

31 вопрос : 4

32 вопрос :

1. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализа-

ции есть продукт истории. Активность живо­тных выступает как результат их

биологической эволюции.

2. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в

культурном предназначении и способе исполь­зования окружающих предме

тов. Такую деятельность необхо­димо формировать и развивать в обучении и

воспитании.

33 вопрос :

1. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять

собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные

знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий

результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель дея -

тельности могут совпадать друг с другом.

2.Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет

дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является вся-

кого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и

навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный

продукт.

34 вопрос : 5

35 вопрос : Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятель­ность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его созна­ние.

36 вопрос : 1-г, 2-в, 3-а, 4-б

37 вопрос : Экстериоризация– процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации.

38 вопрос : Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компоненты.

К внутреннимотносятся анатомо – физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

К внешнимкомпонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

39 вопрос : Выделяют два этапа в процессе развития каждой потребности.

Первый этап – это период до первой встречи с предметом, который удовлетворя­ет потребность.

Второй этап – после этой встречи.

Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована».

Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности.

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил назва­ние опредмечивания потребности.

В акте опредмечивания рождается мотив.

Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность.

II вариант

Блок 4

40 вопрос : Информация из внешнего мира поступают в мозг по специальным каналам, которые И.П. Павлов назвал анализато­рами.

Анализатор– это сложный нервный аппарат, который про­изводит анализ окружающей среды.

41 вопрос : Механизм действия анализатора заключается в следующем: пред­мет–раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-хими­ческий процесс раздражения, который переходит в физиологический процесс –возбуждение, передающееся к цент­ру анализатора. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение.

42 вопрос : 1-в, 2-а, 3-б

43 вопрос : По модальности ощущения делятся: на зрительные, вибрационные, вкусовые, слуховые, обонятельные, кожные.

44 вопрос : 2, 4, 6

45 вопрос : Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые ре­цепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

46 вопрос : Рецепторные окончания тактильных ощущений рас­пределены по всему телу неравномерно. Больше всего скопле­ний тактильных клеток наблюдается на ладонях, на кончиках пальцев и на губах.

Болевые ощущения – ощущения, рецепторные окончания ко­торых расположены под кожей глубже, чем тактильные рецепторы.

Таким образом, тактильные ощущения дают знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

47 вопрос : 1-в, 2-г, 3-а, 4-б

48 вопрос : Верхний абсолютный порог – максимальная сила раздражите­ля, при которой еще возникает данное ощущение.

49 вопрос :

^ I_

I

гдеI – величина действующего стимула; ^ I – его прираще­ние;

^ I – это величина, на которую должен быть изменен ис­ходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек действительно заметил, что он изменился.

Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоян­ную величину, т.е.

^ I = const.

I

Этот факт был установлен французским ученым, создателем фотометрии

П. Бугером,подтвержден и уточнен немецким пси­хофизиком Э. Вебером.

В историю исследований по психофизике ощущений он соответственно вошел под двойным именным названием: закон Бугера Вебера.

50 вопрос : Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несуществен­ных.

На дан­ном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объедине­ния группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприя­тия участвует память.

51 вопрос : 1-б, 2-а, 3-в

52 вопрос : галлюцинация

53 вопрос :

По основной модальности По форме существования материи

1) зрительное восприятие; 1) восприятие пространства;

2) слуховое; 2) времени;

3) осязательное; 3) движения;

4) обонятельное;

5) вкусовое;

54 вопрос : константность восприятия

55 вопрос : апперцепция

II вариант

Блок 5

56 вопрос : Условием возникновения внимания является выделение объек­та, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражи­телей.

57 вопрос : 1-б, 2-в, 3-а

58 вопрос : Причины возникновения непроизвольного внимания:

1. Более сильный раздражитель на фоне действующих. Например, громкий

крик в тишине привлечет внимание, тогда как среди бушующей и вопящей

толпы даже сильный шум может остаться незамеченным. Любой

раздражитель, изменяя силу воздей­ствия, привлекает внимание.

2.Новый раздражитель на фоне действующих. Лицо незнакомого человека на

фоне привычных лиц привлечет внимание.

3. Начало и прекращение действия раздражителя также вызывают непроиз-

вольное внимание. Неожиданно громкий звук в тиши­не прикует к себе

внимание, но постепенно станет незаметным на фоне других раздражителей.

И следующий всплеск непро­извольного внимания случится при исчезнове-

нии раздражите­ля.

4. Предметы, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства,

создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон, вызывают не

произвольное сосредоточение внимания.

59 вопрос : 4

60 вопрос : 3

61 вопрос : 1-в, 2-а, 3-б

62 вопрос : По продолжительности закрепления и сохранения материа­ла (в связи с его ролью и местом в деятельности) память делится на :

1. Кратковременную.

2. Долговременную.

3. Оперативную.

63 вопрос : По характеру целей деятельности, по участию воли в процессах запоминания, память делится на :

1. Непро­извольную.

2. Произвольную.

Не­произвольная память– запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует спе­циальная цель что-то запомнить или припомнить, запоминание происходит автоматически, без усилий человека.

Произвольная память – человек ставит цель запоминания, требуется волевое усилие для запоминания. Здесь процессы запомина­ния и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти.

64 вопрос : « Эффект Зейгарник »

65 вопрос : 1-б, 2-в, 3-а

66 вопрос : 2

67 вопрос : Процесс сохранения материала зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека лучше сохраняется в памяти.

68 вопрос : запоминание

69 вопрос : заучивание

II вариант

Блок 6

70 вопрос : Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты.

71 вопрос : Воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека.

Например, стоит человеку вообразить, что он бежит по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

72 вопрос : 1-б, 2-в, 3-г, 4-а

73 вопрос : 4

74 вопрос : Продуктивное вооб­ражение – действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копирует­ся или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

75 вопрос : Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющи­ми с ней ничего общего.

Если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительно­сти бы не существовало.

Эффект нереаль­ности, фантастичности, новизны продуктов творческого и ино­го воображения достигается большей частью за счет непривыч­ного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорции.

76 вопрос : агглютинация

77 вопрос : 3

78 вопрос : Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Выражение мысли словами представляет собой достаточно сложный процесс, включающий несколько этапов.

Первым, основ­ным этапом является формирование мотива.

На втором этапе возникает мысль и общая схема того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании.

На этом этапе происходит перешифровка (перекодирование) замысла в развернутую речь и создание порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого вы­сказывания.

Под генеративной схемой речевого высказывания подразумевается механизм, называемый в психологии внутренней речью.

Именно внутренняя речь обеспечивает переходный этап между замыслом (или «мыслью») и развернутой внешней речью через механизм перекодирования общего смысла в речевое выска­зывание.

Таким образом,мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы.

79 вопрос :Признаки мышления:

1)самостоятельность мышления – проявляется прежде всего в уме­нии

увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своими си-

лами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в та-

кой самостоятельности;

2)гибкость мышления – заключается в умении изменять наме­ченный в на-

чале план решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям пробле-

мы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не уда-

лось учесть с самого начала;

3)быстрота мышления особенно нужна в тех случаях, когда от человека

требуется принимать определенные решения в очень короткий срок. Быст-

рота мышления определяется тем временем, в течение которого получается

окончательный ответ на по­ставленный вопрос;

4)широта мышления– это способность охватить весь вопрос в це­лом, не

упуская в то же время и необходимых частностей. Это ка­чество мышления

основывается на всесторонних и глубоких зна­ниях. Широта мышления про-

является в кругозоре человека и его способности рассматривать любой во-

прос в многообразии его связей с другими явлениями;

5)глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных

вопросов, умении видеть вопрос, проблему;

6)критичность мышления – это умение человека объективно оце­нивать

свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне прове­рять все выдвигаемые

предположения и выводы. Критичность к продуктам собственного мышле-

ния может распространяться и на продукты деятельности других лиц;

7) содержательность мышления состоит прежде всего в степе­ни насыщен-

ности сознания суждениями и понятиями о тех или иных вещах и явлениях,

о тех или иных областях дей­ствительности. Чем больше у человека мыслей

и чем разно­образнее эти мысли, тем содержательнее его мышление;

8)продуктивность мышления выражается в количестве самостоя­тельно соз-

даваемых, ценных в каком-либо отношении мыслей в течение определенно-

го времени. Если это количество доста­точно велико, если человек разрешает

новые теоретические и практические задачи, имеющие общественное зна-

чение, то его мышление считается продуктивным, оригинальным.

Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основ­ным ее признаком.

Важнейшим признаком всякого мышления не­зависимо от его отдельных индивидуальных особенностей является умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко всем новым обобщениям.

80 вопрос : 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

81 вопрос : 1-г, 2-б, 3-в, 4-а

82 вопрос : 1

83 вопрос : Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представля­ет собой практическую преобразовательную деятельность, осущест­вляемую человеком с реальными предметами.

84 вопрос : По количеству предметов, явлений, к которым относится суждение, выделяют:

1)общие суждения – суждения, в которых что-либо ут­верждается или отрица-

ется относительно всех предме­тов данной группы данного класса;

2)частные суждения – суждения, в которых утверждение или отрицание от

носится уже не ко всем, а лишь к неко­торым предметам;

3)единичные суждения – суждения, в которых утвержде­ние или отрицание

относится только к одному предмету;

4)умозаключения – основа для формирования но­вых знаний и представляют

собой последовательность ло­гически связанных суждений.

Умозаключенияобеспечи­вают познание действительности в опосредованной форме.

Совокупность выводов в ходе умозаключения называетсязаключением.

85 вопрос : Творческое(продуктивное) мышление направлено на создание новых идей; его результатом является создание нового или усовершенствование чего - либо.

II вариант

Блок 7

86 вопрос : Эмоциональные состояния характеризуют потребности человека и предметы, на которые они на­правлены.

В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологи­чески закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптималь­ных границах.

Их значение для организма заключается в предупреждении о раз­рушающем характере каких-либо факторов.

87 вопрос : 1

88 вопрос : эмоций

89 вопрос : стеническая

90 вопрос : 2

91 вопрос : 1-б, 2-в, 3-г, 4-а

92 вопрос : 2

93 вопрос : 1-в, 2-а, 3-б

94 вопрос :оптимистов и пессимистов

95 вопрос : 4

96 вопрос : Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм.

Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельно­сти, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

97 вопрос : 1-б, 2-в, 3-а, 4-д, 5-г

98 вопрос : Внутренними, или субъективными, препят­ствиямиявляются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий.

Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание.

В качестве внутренних препятствий могут выступать уста­лость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.

Примером внешних пре­пятствийможет служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

99 вопрос : Не всякое действие, направленное на преодоление пре­пятствия, является волевым.

Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.

Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв­ляется сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее.

100 вопрос : 1-г, 2-а, 3-в, 4-б

101 вопрос : К основным функциям воли можно отнести:

1) сознательную саморегуляцию человеком своей активности;

2) оптимизацию деятельности, повышение ее эффективности и продуктивно-

сти;

3) выбор мотивов и целей деятельности;

4) при недостаточной мотивации – регуляцию побудительных механизмов;

5)организацию психических процессов и явлений в систему, которая соответ-

ствовала бы выполняемой человеком деятель­ности;

6)активизацию всех возможных внутренних ресурсов организма в ситуации

преодоления трудностей при достижении поставленных целей.

102 вопрос : Влечение – это психологическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.

Влечение– это переходящее явление, так как представленная в нём потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в конкретное желание, намерение.

103 вопрос : Борьба мотивов.

II вариант

Блок 8

104 вопрос : 2

105 вопрос : со свойствами нервной системы организма человека

106 вопрос : 1-г, 2-а, 3-б, 4-в

107 вопрос : 3

108 вопрос : 4

109 вопрос : характера

110 вопрос : 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

111 вопрос : Физиологическая основа характера – сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания

112 вопрос : В психологии выделяется четыре системы свойств характера, определяемые различными отношениями личности:

1. Свойства, выражающие отношение к себе ( самолюбие, самоуважение и пр.)

2. Свойства, выражающие отношение к другим людям ( доброта, альтруизм

и пр. )

3. Свойства, выражающие отношение к труду ( трудолюбие, лень и пр. )

4. Свойства, выражающие отношения к обществу, природе и т.д. ( гуманизм,

патриотизм и пр. )

113 вопрос : Акцентуация характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.

114 вопрос : Одаренность – это уровень развития способностей ( общих / специальных), определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006.
  1. Прусова, Н.В.Общая психология : учеб. пособие для вузов /

Н.В. Прусова, Н.В. Пивоварова, И.А. Ножкина Т.В. – М.: изд-во

« Экзамен », 2005.

  1. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.:

ВЛАДОС, 1997.

  1. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов: сост.: А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.
  1. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2005.
  1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006.

7. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –М.:

Политиздат, 1990.

Наши рекомендации