Чясть 2. Уроки психологии в cpsuheu школе
Цастой клясс
ЗйНЯТиЕ 18. KOHCTPyKTUBHOE Pfi3PEU]EHUE
Конфликтов
«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Лучшее разрешение конфликта — то, при котором выигрывают оба участника».
Работа в тетради.Учащиеся вспоминают способы поведения в конфликте. Обсуждают их последствия и чувства участников. В тетради на основании обсуждения делается запись: «Наступление — злость. Отступление — обида, страх, печаль, унижение. Уход — страх, обида, зависть. Обсуждение — спокойствие, радость».
«Как выиграть обоим участникам конфликта?»На основании записи в тетради делается вывод, что во всех вариантах, кроме варианта обсуждения, один из участников чувствует себя проигравшим, обиженным, грустным, злым или испуганным. Ведущий предлагает подробнее рассмотреть тот вариант, когда оба участника будут чувствовать себя победителями, выигравшими, сохранят хорошее настроение и расположение друг к другу.
Работа в тетради.В тетради записываются конкретные
шаги, позволяющие обоим участниками остаться в выигрыше.
' 1. Узнать желания друг друга. (Почему ты этого хочешь?)
,2. Обсудить, какое решение будет справедливым. (Полезно
спросить подростков, как они понимают справедливость.)
3. Договориться о взаимных уступках.
«Разыграем конфликт».Ведущий предлагает подросткам сначала придумать, потом разыграть конфликтную ситуацию, азатем — ее конструктивное разрешение.
«Как оставаться спокойным».Ведущий рассказывает учащимся, что для конструктивного разрешения конфликта необ-
ходимо оставаться спокойным. Учащимся раздают листы с фразами*, которые могут помочь оставаться спокойными. Для этого необходимо мысленно проговорить их в процессе конфликта. Подростки вклеивают их в тетради, подчеркивают те фразы, которыми они уже пользуются. Выделяют те, которыми хотелось бы пользоваться в дальнейшем.
«Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это».
«Он (она) делает это не для того, чтобы навредить мне,
а чтобы удовлетворить свои желания».
.U -адг.п-;- оН |
«Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку.
Мы благополучно все решим». ■ *• -*; —*
«Все идет нормально».
<<К этому можно подойти с юмором».
«Это останется в прошлом». г---ити-!-
«Не беспокойся и будь счастлив».
«На приеме у психолога». Учащимся предлагается поиграть в психологов и помочь разрешить конфликт между мамой и дочкой.
«Дочка сильно изменилась. Стала агрессивной, перечит, игнорирует мои советы и замечания. Вернее, не просто игнорирует, в штыки принимает». Инна Николаевна, мама одиннадцатилетней Ларисы.
«Терпеть не могу, когда она начинает советы давать, которые я не просила. Я стараюсь промолчать, но все равно злюсь и срываюсь. Она с детства меня ни на шаг не отпускает, я так не могу». Лариса, дочь Инны Николаевны.
Работа со сказкой.
Подумай обо мне
Жил-был мальчик, не худой и не толстый, не отличник и не двоечник. В общем, совершенно нормальный мальчик, который любил игры с компьютером дома, настольный теннис в школе на переменах, а на уроках задания, когда другой отвечает, а ты рисуешь на обложке тетради. И считал себя маль-
7 Григорьева Т.Г. Там же. С. 96.