Особенности эмоционально-волевой сферы и личности
Давая самую общую характеристику младших школьников с задержкой психического развития, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом.
Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.
Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.
Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза И.Ф. Марковская (1994) выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тор-мозимости.
Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. Со взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубоки и кратковременны.
При психической тормозимости наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.
Для всех младших школьников с задержкой психического развития характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе (О.В.Фролова, 2001).
При значительных отличиях в проявлениях эмоций существенной разницы в понимании эмоциональных состояний по выражению лица другого человека у школьников с задержкой психического развития и нормально развивающихся не обнаружено. Затруднения при выполнении такого рода заданий отмечались только у детей с задержкой развития с выраженными эмоциональными нарушениями (эмоциональной скудностью, снижением по-
требности в общении). Эти данные были установлены Е. З.Стер-ниной (1988), которая вместе с тем показала, что младшие школьники с задержкой психического развития хуже нормально развивающихся сверстников определяют эмоциональные состояния персонажей сюжетных картин.
Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определенном недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.
Обследуя бывших выпускников школ для детей с задержкой психического развития, Г. Б.Шаумаров обнаружил некоторую ригидность чувств и недоразвитие их эмоциональной сферы в целом (1990). Это проявляется в отношениях таких детей с близкими людьми.
Младшие школьники с задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся по сформированности произвольного поведения. Гораздо чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, у них наблюдается импульсивное поведение.
По данным Л. В. Кузнецовой (1986), уровень произвольной регуляции поведения зависит у них от сложности деятельности, особенно от сложности звена программирования и наличия конфликтной ситуации (например, при необходимости действовать в соответствии с мысленным планом, вопреки внешним условиям деятельности).
Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля за собственной деятельностью. Важную роль в этом играют занятия ручным трудом в начальных классах, и особенно занятия трудом в школьных мастерских (Е.Н.Хохлина, 2001).
Значительным своеобразием отличается развитие личности детей рассматриваемой категории. Для них-характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения).
В старшем школьном возрасте у школьников с задержкой психического развития обнаруживается ряд особенностей личности, общих с наблюдаемыми у нормально развивающихся подростков. Это слабость, уязвимость личности, высокая экстрапунитивность реакций с агрессией на окружение, ведущая к конфликтности; некорректность в отношениях с окружающими; выраженность самозащитных реакций; наличие признаков акцентуации характера. Но в отличие от нормально развивающихся сверстников у них
слабо выражены реакции самоутверждения, самоопределения, характерные для этого возраста. Не проявляется острая потребность в объединении со сверстниками, взрослые остаются для них более значимыми.
Эти особенности установлены в исследовании Е. Г.Дзугкоевой (1999), которая также отмечает, что в благополучной ситуации, в частности в условиях специальной школы, подростки с задержкой психического развития достаточно послушны, управляемы и подчиняются общим правилам поведения. В наибольшей мере это относится к подросткам, с самого начала обучавшимся в специальной школе. Это объясняется их удовлетворенностью своим положением.
Благотворное влияние обучения детей с задержкой психического развития в дифференцированных условиях (т. е. в специальной школе) подтверждается исследованием И.А.Коневой (2002), которая, сравнивая формирование образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в специальной школе и классах коррекционно-развивающего обучения при обычной школе, показала, что, несмотря на затягивание становления образа Я и его инфантильность, у подростков, обучающихся в специальной школе, не обнаруживается склонности к негативным самохарактеристикам, не появляются установки на аддиктивные формы поведения, мысли о смерти, нет ориентации на применение силы, что обнаруживается у подростков, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.
Контрольные вопросы и задания
1.Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.
2. Как построена клиническая классификация задержки психического развития?
3. Охарактеризуйте проявления задержки психического развития в раннем возрасте и проблемы ранней диагностики.
4. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с задержкой психического развития?
5. Расскажите об особенностях моторики дошкольников.
6. Чем отличаются восприятие и внимание дошкольников с задержкой психического развития?
7. Опишите особенности памяти дошкольников с задержкой развития.
8. Каковы особенности развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте?
9. Расскажите о речевом развитии дошкольников с задержкой развития.
10. Как развивается игровая деятельность детей с задержкой психического развития?
11. Каковы особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой развития?
12. В чем состоит проблема готовности к школе при задержке психического развития?
13. В чем специфика восприятия школьников с задержкой развития?
14. Охарактеризуйте своеобразие памяти школьников с задержкой развития.
15. Какова динамика развития мышления в школьном возрасте?
16. Расскажите об особенностях речи младших школьников с задержкой психического развития.
17. Охарактеризуйте особенности эмоций и личности школьников.
18. Опишите основные черты динамики развития психической деяЛ тельности при задержке психического развития. И
Литература ШйЛ
Основная |^^1
Дети с задержкой психического развития. — М., 1984. II
Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников!
отстающих в развитии. — М., 1973. '■
Марковская И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика. — М., 1993.
Обучение детей с задержкой психического развития. — М., 1981.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. пособие // Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б.Горский и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 2000.
Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М., 1990.
Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990.
Дополнительная
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. - М., 1982.
Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1983. — № 3.
Дзугкоева Е. Т. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии // Дефектология. — 1999. — № 2.
Домишкевич С. А. Продуктивность и динамические особенности умственной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1972. — №4.
Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. — 1972. — №4.
Калмыкова 3. И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержками психического развития //Дефектология. — 1978. — № 3.
Насонова В. И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития //Дефектология. — 1979. — № 2.
Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. — М., 1987.
Поддубная Н. Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1980. — № 4.
Стрекалова Т. А. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1982. — № 4.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. — Минск, 1983.
Тригер Р. Д. Ориентировка у детей с задержкой психического развития в грамматическом материале //Дефектология. — 1981. — № 2.
Шевченко С. Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1979. — № 6.
Шаумаров Г. Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. — 1974. — № 1.
Шестилетние дети: Проблемы и исследования. — Н.Новгород, 1998.
ГЛАВА 4
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА