Ведение в общую психологию.
олищук Людмила Николаевна.
1. История психологии.
2. Общая психология и её место в системе психологической науки.
3. Структура современной психологии.
4. Методологические основы психологии.
5. Место психологии среди других наук.
1. История психологии – изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию её природы, функций и генезиса.
Психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки.
В тоже время в работах многих психологов чётко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Поэтому в истории психологии анализируются её связи с другими науками, их влияние друг на друга, которое изменялось в процессе развития психологической науки, хотя приоритетное значение философии и естествознания оставалось неизменным.
Естественно, что изменялись и взгляды на предмет психологии, на методы изучения психики, её содержания. Анализ этих изменений также является предметом исследования истории психологии.
В литературе часто можно встретить слова «психология имеет длинную предысторию и короткую историю.»
Общепризнанно, что психология стала настоящей наукой лишь в конце 19 века. В это же время психологические знания накапливались не одним поколением учёных и общественных деятелей. Поэтому, условно становление психологии можно выделить в 5 этапов:
1. (Более 2000 лет назад) – развитие психологических знаний связано прежде всего с деятельностью древнегреческих мыслителей (Аристотеля, Платона, Гиппократа и др.). Предметом изучения в то время выступала душа.
2. (17-19 век) – данные период связан с развитием естественных наук и философской мысли, в трудах некоторых философов, обосновывалась необходимость изучать сознание человека. Именно оно выступало основным предметом изучения в то время. На этот период приходится и одно знаменательное событие, которое считается датой возникновения психологии, как науки.
В 1879 году немецкий учёный Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире психологическую лабораторию, которая стала международным центром экспериментальных исследований психики.
3. (начало 20 века) – в это время в психологии начинают занимать ведущие позиции учёные, которые считали, что основная задача психологии это наблюдение за поведением внешними двигательными реакциями человека. Поэтому, на их взгляд, психология может быть объективной наукой, если её предметом будет выступать поведение человека, а не какие-то внутренние психические факторы (мотивы, способности, характер и т.д.), которые измерять невозможно.
4. (середина-конец 20 века) – развитие психологии в это время характеризовалось существованием 2 традиций исследования психологических явлений: западной и советской.
Для западной психологии характерно первостепенная направленность на решение прикладных задач. На ряду с развитием и обновлением классических теорий (психоанализа и бихериоризма) появились новые направления (когнитивная, гуманистическая и др.).
Советская (отечественная) традиция сформировалась на базе философии диалектического материализма, поэтому для неё характерна соответствующая методологическая основа и наличие многочисленных исследований теоретического плана.
5. (конец 20-в.вр.). Для современного этапа развития психологии характерно существование разных подходов к изучению психики, превращения психологии в многоотраслевую область знаний, учитывающей запросы практики и стремящейся к интеграции накопленных знаний. При этом происходит взаимообогащение различных направлений, школ, традиций.