Сексуальность и чувство независимости
Р.Г.Апресян
Принцип наслаждения и интимные отношения
Человек. 2005, № 5.
Гедонизм – философия наслаждения. Он утверждает примат наслаждения в склонностях и устремлениях человека. Гедонизм зародился в классической античности, и он, как правило, ассоциируется с античностью, с именами Аристиппа, Феодора, Гигезия – представителями гедонизма как одной из сократических школ. Но так же и с именами Эпикура и Лукреция, у которых, впрочем, гедонизм носил более рафинированный характер: наслаждения все-таки затушевываются в рассуждениях о возвышенности и разумности наслаждений. Гедонизм и как философия и как определенная жизненная практика переживал периоды подъема в эпохи революционного духовного раскрепощения – в Возрождение и Просвещение. В особенности в Век Просвещения как своеобразное интеллектуальное обрамление Века абсолютизма. Творчество Д. де Сада – всего лишь в эксцентричной, но, вместе с тем, и типичной форме передало дух разнузданного эротизма, пробившийся в эпоху Гуманизма и ставший непременным атрибутом нравов, воцарившихся в Европе в ХVIII веке. После наполеоновских войн в европейских нравах на место демонстративному эротизму пришел демонстративный пуризм. В этом смысле Викторианство как образ общественной нравственности оказалось характерным не только для Англии, но и для всей Европы.
Викторианство не перенесло испытаний Первой мировой войны. Но в интеллектуальном плане крах Викторианству был нанесен несколько ранее – З.Фрейдом и его теорией сексуальности.
Сексуальность и чувство независимости
Фрейд понимал сексуальность широко – как переживание и осуществление человеком своего либидо, т.е. сексуального влечения. Фрейд намеренно отказался от термина «эрос», настаивая на либидозном, т.е. из либидо вытекающем понимании секса. Таким образом расширялось и понятие сексуального. Либидо – это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах этого слова. Предлагая рассматривать либидо как фундаментальное основание всех человеческих устремлений, выражающихся не только в традиционно понимаемом сексуальном поведении, Фрейд усматривал своеобразное проявление либидо и в желании младенца припасть к материнской груди, и в творческом устремлении художника.
По сути дела, Фрейд в научной, а не этической форме возрождает философию гедонизма, выдвигая принцип наслаждения в качестве ключевого для понимания психики и поведения человека. В работе «По ту сторону принципа наслаждения» Фрейд, опираясь на материалы специальных исследований, делает вывод о том, что принцип наслаждения является главным естественным регулятором психических процессов, или душевной деятельности[2]. В работе «Неудовлетворенность культурой» он расширяет этот вывод: «Жизненная цель просто определяется программой принципа наслаждения»[3]. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки индивида на наслаждение. Расширяющиеся контакты с окружающими требуют от человека контролировать свое стремление к наслаждению, ставить его в зависимость от аналогичных стремлений других, откладывать получение наслаждения. Необходимость адаптации индивида к окружению и среде ведет к тому, что принцип наслаждения замещается принципом реальности, который тоже влечет к наслаждению, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному.
Эту идею Фрейда о роли принципа наслаждения интересно соотнести с другой его идеей – связи между чувством независимости и первым опытом сексуальности. У ребенка ранне-сексуальные (точнее, прото-сексуальные) ощущения становятся основой первого опыта своевольности. Ранние формы сексуальности безобъектны – они аутоэротичны. Ребенок удовлетворяет более менее осознаваемые влечения (идентифицируемые психоаналитиком как сексуальные, которые впоследствии трансформируются в актуально сексуальные) самостоятельно, без обращения к другому, и влечения такого рода с трудом поддаются контролю. Благодаря этому опыту ребенок открывает для себя возможность удовлетворения потребности, индивидуально особо значимой и сильной, без общения с взрослыми, которые, как оказывается в свете этого опыта, обеспечивают удовлетворение отнюдь не всех его потребностей[4]. Для ребенка ранние сексуальные ощущения знаменательны как интимный опыт внутренней автономии: это, возможно, первые удовольствия, которые ребенок может получать независимо от взрослых. В сфере ранней сексуальности, ребенок оказывается способным в полной мере управляться принципом наслаждения, не принимая во внимание принцип реальности. Первый детский опыт непосредственного удовлетворения простых жизненных потребностей обусловливает ту притягательность наслаждений, которая может и не осознаваться, но которая делает их желанными: они не только удовлетворяют, но и услаждают. Для взрослого сознания они – знак безвозвратно ушедшего и источник надежды; всегда – возможность покоя, расслабления, освобождения от суеты и внешнего давления (со стороны других людей, в том числе, нередко близких, или со стороны чуждых обстоятельств). С возрастом ранняя сексуальность трансформируется в зрелые формы, лежащие, как считал Фрейд, в основе чувственной любви, или, во всяком случае, соотнесенные с чувственной любовью, опосредующие ее.