Теоретический анализ проблемы психического состояния подростков
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Обучающегося Головкина Алексея Александровича
На тему: Психические состояния подростков, занимающихся спортом
ВКР выполнена на 70 страницах
Руководитель ______ _______ ст. преподаватель Шарыгина Е.С..
Нормоконтроль и проверка на антиплагиат выполнены. Оригинальность текста ___% __________/Хабибулин Д.А./ | Обучающийся__________ (подпись) «___» ________ 2016 г. |
Магнитогорск 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА»
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой
____________ /Степанова О.П./
«____» ____________ 2016 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ
Тема: Психические состояния подростков, занимающихся спортом
Обучающемуся: Головкину Алексею Александровичу
Тема утверждена приказом ____от__________ 2016 г.
Срок выполнения «_____» ____________________ 2016 г.
Исходные данные к работе: монографии, статьи в научных журналах, сборники научных трудов, реферативные журналы, материалы научных конференций, различные научные работы, выставленные в интернете.
Перечень вопросов, подлежащих разработке в выпускной квалификационной работе:
• Определить типичные психические состояния подростков, занимающихся спортом.
• Определить актуальное и доминирующее состояние подростков в спорте.
3. Выявить состояния тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности, уровень субъективного ощущения одиночества у подростков.
Руководитель: _______________/Е.С. Шарыгина/________________
Задание получил: _______________/А. Головкин/_________________
ОТЗЫВ
на выпускную квалификационную работу,
выполненную обучающимся группы
Головкиным
на тему «Психические состояния подростков, занимающихся спортом»
Руководитель выпускной
квалификационной работы ст. преподаватель Шарыгина Е.С.
РЕФЕРАТ
Объем ВКР: состоит из 71 страниц, из 16 рисунков, из 8 таблиц, из 1 приложения, из 53 использованных источников литературы.
Ключевые слова: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ПОДРОСТКИ, СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цель исследования: изучить психические состояния подростков, занимающихся спортом.
Предмет исследования: психические состояния подростков.
Объект исследования: подростки, занимающиеся спортом.
Гипотеза: подростки, занятые в разных областях, обладают разной степенью выраженности психических состояний: фрустрации, тревожности (тревоги), агрессивности, ригидности, одиночества.
Задачи исследования: 1. Определить типичные психические состояния подростков, занимающихся спортом. 2. Определить актуальное и доминирующее состояние подростков в спорте. 3. Выявить состояния тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности, уровень субъективного ощущения одиночества у подростков.
В данной работе были использованы методы: комплекс психодиагностических методик, методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Теоретическая и практическая значимость: анализ полученных данных может использоваться в рамках учебных дисциплин по психологии спорта, подростковая и юношеская психология, а также для разработки рекомендаций по работе с подростками, для организации психопрофилактической работы с подростками.
Перспектива исследования: выяснение факторов оптимизации состояния подростков, участвующих в спортивных видах деятельности.
Оглавление
Введение.............................................................................................................. 8
1 Теоретический анализ проблемы психического состояния подростков..... 10
1.1 Определение понятия психического состояния......................................... 10
1.2 Психологические особенности подросткового возраста.......................... 22
1.3. Психические состояния подростков.......................................................... 24
1.4 Факторы, влияющие на психические состояния........................................ 29
2 Экспериментальное исследование психических состояний подростков...... 33
2.1 Организация исследования......................................................................... 33
2.2 Описание методик и выборки исследования.............................................. 34
2.2 Анализ результатов.................................................................................... 36
Заключение........................................................................................................ 63
Список используемой литературы................................................................... 65
Приложение А................................................................................................... 69
Введение
Политическая и экономическая нестабильность в стране, падение уровня жизни россиян или ослабление социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, привели к значительному увеличению числа подростков с трудностями в адаптации. При этом сменились ценности жизни и пришло в упадок духовное развитие людей. Воспитание этических и моральных норм отошло на второй план.
Одна из наиболее актуальных проблем в воспитании в настоящее время – это работа с подростками. Современные подростки, занимающиеся активной досуговой деятельностью, выбирают себе соответствующие виды спорта. Этот спорт требует от подростков соответствующего настроя и состояния для достижения определенных результатов. Решение этой проблемы требует от психологов, педагогов и родителей большего понимания личности подростка и способов воспитательного воздействия на нее.
Таким образом, важность и актуальность приобретает исследование проблемы «Психические состояния подростков, занимающихся спортом».
Цель исследования: изучить психические состояния подростков, занимающихся спортом.
Предмет исследования: психические состояния подростков.
Объект исследования: подростки, занимающиеся спортом.
Гипотеза:подростки, занятые в разных областях, обладают разной степенью выраженности психических состояний: фрустрации, тревожности (тревоги), агрессивности, ригидности, одиночества.
Задачи исследования:
• Определить типичные психические состояния подростков, занимающихся спортом.
• Определить актуальное и доминирующее состояние подростков в спорте.
3. Выявить состояния тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности, уровень субъективного ощущения одиночества у подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, с помощью ряда следующих методик:
1. Методика определения доминирующего состояния (Л.В. Куликов).
2. Опросник «Актуальное состояние» (Л.В. Куликов).
3. методика диагностики психических состояний (Г. Айзенк).
4. Методика В.В. Бойко «Фрустрация».
5. Методика «Личностная шкала проявлений тревоги» (Автор Д. Тейлор, методика адаптирована Т.А. Немчиным).
6. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
7. Методика «Психические состояния» (А.О. Прохоров).
Теоретическая и практическая значимость: анализ полученных данных может использоваться в рамках учебных дисциплин по психологии спорта, подростковая и юношеская психология, а также для разработки рекомендаций по работе с подростками, для организации психопрофилактической работы с подростками.
Перспектива исследования:выяснение факторов оптимизации состояния подростков, участвующих в спортивных видах деятельности.
Структура:дипломная работа состоит из введения, теоретической части, практической части, выводам по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Теоретический анализ проблемы психического состояния подростков