I. Теоретический анализ проблемы использования дидактических игр при коррекции нарушения звукопроизношений при ФФНР

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальность: 050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование. Профиль: Логопедия

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН

Студент 2 курса

группа № 17.1. -317

«_ »______ 20_ г. ________________ (Д. А. Гадиева)

Научный руководитель

ассистент

« _»______20_ г. ___________________(А. Т. Файзрахманова)

Казань-2015

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретический анализ проблемы использования дидактических игр при коррекции нарушения звукопроизношений при ФФН ……………….6

1.1. Особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 6

1.2. Использование дидактических игр в работе логопеда ………………….9

1.3. Специфика работы при коррекции нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ……………...12

Вывод по I главе ………………………………………………………….17

Глава II. Экспериментальное исследование нарушений звукопроизношения при ФФНР у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….19

2.1 Методика проведения исследования по выявлению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФН при помощи дидактических игр …………………………………………………………………………………….19

2.2 Анализ результатов исследования состояния звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ………….22

2.3 Роль дидактических игр в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста ………………26

Вывод по II главе ……………………………………………………….34

Заключение ……………………………………………………………….36

Список использованной литературы ……………………………………38

Введение

Согласно современным научным представлениям ФФНР – относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, И.И. Панченко, О.В. Правдиной, Е.Ф. Соботович, М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.

Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звуковогоанализаслов, овладения грамотой, т. к. только после достижения определенного уровня фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками письма и чтения.

В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.

В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов остается мало разработанной. В связи свышеуказанным тему исследовательской работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использование дидактических игр.

Цель данной курсовой работы – выявление особенностей влияния игр и игровых приемов на развитие речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Объект исследования:дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Предмет исследования:дидактическая игра как способ коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ФФНР.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме исследования;

- подобрать методики обследования нарушений звукопроизношения у детей с ФФН;

- охарактеризовать и описать нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

- проанализировать полученные результаты, сопоставить с нормой.

Гипотеза исследования – использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений звукопроизношения при фонетико-фонематическом недоразвитии речи обеспечивает успешность самой коррекционной работы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.

Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе теоретические, демонстрационные и практические материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, воспитателями логопедических групп в системе дошкольного образования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

I. Теоретический анализ проблемы использования дидактических игр при коррекции нарушения звукопроизношений при ФФНР

Наши рекомендации