Развитие рефлексии и самосознания
Подросток со временем все более активно и охотно занимается рефлексией. Рефлексии (отражению) подвластны и другие люди, их особенности и межличностные отношения, и сам подросток, и его отношения с другими людьми. Подросток теперь может как бы вживаться в другого человека. Из опыта понимания других людей подросток черпает новую пищу для понимания самого себя.
Получается в некоторой степени "замкнутый круг": чем подросток лучше понимает других людей, тем он лучше понимает себя; чем подросток лучше понимает себя, тем лучше понимает других людей. Однако не все так хорошо, как кажется: неверные установки, ошибочные представления о человеке как таковом, дефекты характера, субъективность и предвзятость, психологические защиты – все это может серьезно нарушить вращение этого "круга".
Поэтому развитие рефлексии и самосознания как никакая другая сторона душевной жизни (по словам Выготского) зависит от культурного содержания среды: от развития общественной мысли, от бытующих установок, ценностей, традиций, этики и эстетики межличностных отношений.
В концепции Д. Б. Эльконина новообразования подросткового возраста вытекают из ведущей деятельности предшествующего периода (учебной). Эта учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя, то есть подросток начинает изучать самого себя, как если бы он изучал некий школьный предмет. При этом решение вопроса "Что я такое?", по Эльконину, может быть найдено только путем столкновения с действительностью.
Резкое развитие рефлексии и самосознания находит проявление во множестве "симптомов". Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы – так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Новый характер компаний – теперь уже подростковых. В компаниях подросток ищет понимания и возможности самоутверждения. Самоутвердиться подростку во взрослой среде весьма сложно: взрослые зарабатывают деньги, имеют социальный статус, связи.
Саморефлексия находит свое проявление в том, что подросток начинает вести дневник. В своем тайном дневнике подросток находит "исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет". Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения. Многие подростки начинают писать стихи и рассказы, сочинять песни и заниматься другими видами искусств, в которых можно выразить свои переживания, сомнения, в чем найти, опять-таки, самоутверждение.
Некоторые сомнения у подростка могут носить тягостный характер. Отчасти это объясняется тем, что по школьной привычке подросток видит мир логичным, рациональным. В этом мире на все вопросы имеются ответы. Все жизненные проблемы имеют решения – одно и только одно верное решение в каждом случае, как на уроках математики или физики. Подросток начинает задавать сам себе сложные вопросы, такие как: "В чем смысл жизни?", "Кто я такой?", "Каково мое предназначение?", "Что такое истина?", "Полноценный ли я человек?" Он их задает, но ответить на них не может. Или иначе: отвечает, но проходит какое-то время и новые сомнения "травят душу".
Ощущение взрослости
Подросток постоянно сравнивает себя со взрослыми: родителями, учителями, знакомыми, известными людьми. Сравнивает себя и с литературными персонажами, героями фильмов. Чем дальше, тем чаще он приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой принципиальной разницы нет. Подросток все чаще требует, чтобы его больше не считали маленьким, чтобы соблюдали его права, которые равны правам взрослого. Прямой отказ со стороны взрослых может восприниматься очень болезненно.
Ощущение взрослости подпитывается многими обстоятельствами.
Виды взрослости у подростка были выделены и изучены Т. В. Драгуновой:
– подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания);
– равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины" (сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.);
– социальная зрелость (плодотворное сотрудничество подростка и взрослых в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого: работа, помощь по хозяйству, забота о недееспособном члене семьи);
– интеллектуальная взрослость (выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему).
Общение со сверстниками
Общение со своими сверстниками становится ведущим типом деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.
В этот период учебная деятельность для подростка несколько отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается для многих преобладающей, в деятельность общения. В школе теперь для подростка, если можно так сказать, главное происходит не на самих уроках, а на переменках и после занятий – там, где развиваются отношения. В это время выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.
Общение со сверстниками влияет и на отношения с учителем. Подросток часто конфликтует с учителем именно из-за того, что учитель требует от него чего-то, что идет вразрез с интересами детского коллектива.