Тема: «Профессиональная деятельность педагога-психолога».
Вопросы для обсуждения.
1. Психолого-педагогический консилиум.
2. Формы практической психологической работы (индивидуальная, групповая).
3. Тренинговая форма работы.
4. Классификация психодиагностических методов, их общая характеристика и психологическое обоснование.
5. Построение взаимоотношений психолога с администрацией учебного заведения, педагогами, учащимися и родителями.
6. Организация работы и особенности взаимодействия психолога со специалистами смежных специальностей.
7. Принципы организации школьной психологической службы.
8. Профессионально-этический кодекс психолога. Обязанности и права психолога сферы образования.
Задания (для каждого студента).
1. Используя дополнительную литературу, (словари, учебные пособия и т. д.) заполнить тезаурус по теме занятия, то есть письменно дать определение таким понятиям как (ссылки на источники обязательны).
2. Перечислить и обосновать пути, средства и методы профессионального становления будущего психолога образования.
3. Конспектирование. Пахальян В.Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С. 103-113.
4. Аннотирование. Кожухарь Г. С.: Связь уровня развития профессионально важных коммуникативных качеств студентов-психологов с успеваемостью // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – С. 127.
Темы докладов (рефератов).
1. Самовоспитание и саморазвитие как неотъемлемые составляющие профессионально-личностного становления психолога образования.
2. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога.
Практическое задание.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Хрестоматийным является факт отрицательного отношения Ф.М. Достоевского и А.С. Макаренко к психологии; в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого – гениальным педагогом-психологом. Как это противоречие можно объяснить?
2. Должен ли психолог быть интеллигентом или ему достаточно просто выполнять свои профессиональные обязанности в работе с клиентом?
Основная литература.
1. Психолог. Введение в профессию: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / [В. А. Фокин и др.] ; под ред. Е. А. Климова. - М.: Академия, 2011. - 206 с.
Дополнительная литература.
1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию : [учебное пособие] / Г. С. Абрамова. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Международная педагогическая академия, 1995. — 262 с.
2. Вачков И. В. Введение в профессию "психолог" : учебное пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников ; под ред. И. Б. Гриншпуна. — М. : [МОДЭК], 2002. — 463 с.
3. Карандашев В. Н. Психология : введение в профессию : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Карандашев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл : Академия, 2003. — 382 с.
4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Р. В. Овчарова. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2005. — 446 с.
5. Практическая психология образования : [теория и практика] : учебное пособие для студентов [психологических факультетов университетов и институтов] / [И. В. Дубровина и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 588 с.
6. Шарапановская Е. В. Психолог образования: личность и профессионализм : учебное пособие [для студентов вузов] / Е. В. Шарапановская. — Барнаул, 2007. — 296 с
Семинар № 4
Тема: «Подготовка, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога».
Вопросы для обсуждения.
1. Профессиональные требования к личности психолога образования.
2. Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога.
3. Основные этапы развития психолога – профессионала.
4. Пути профессионального совершенствования психолога.
5. Этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога, их характеристика.
6. Возможные ошибки психолога и пути их профилактики.
7. Профессиональные кризисы и деструкции психолога образования.
8. Содержание профессионального психологического образования.
9. Профессионально-личностное становление студента-психолога (этапы, типы, уровни).
10. Формы профессионального общения (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары). Российские и мировые психологические общества.