ТЕМА: Французская социологическая школа. Описательная психология
Вопрос о социальной природе человеческого сознания был поставлен французской социологической школой, основателем которой является Эмиль Дюркгейм (1858-191), который изучал бытовое право у отсталых народов и создал концепцию первобытного мышления.
К этой школе относились Л. Леви-Брюль, М. Гальбвакс, Шарль Блондель, некоторое время примыкал Ж. Пиаже.
Изучая обычаи, моральные нормы и взгляды малокультурных народов Дюркгейм пришел к выводу, что человек существо двойственное: индивидуальное биологическое и социальное.
Первое имеет свои корни в организме, ему соответствует биологически определяемая часть психики, оно руководит простейшими отношениями индивида с окружающим миром.
Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется с биологическим. Индивид рассматривается как организм: проблема общественного и индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики.
В двойственности заключается отличия человека от животных. У них нет общественного опыта. Дуализм - характерная черта концепции Э. Дюркгейма.
Общество рассматривается им как реальное. Оно духовное образование: совокупность мышления, знания, способов действия и т. д. Единицей общественного сознания являются коллективные представления, которые входят в индивидуальное сознание (независимо от сознания человека). Коллективные представления отражают социальное бытие и являются продуктами этого бытия.
С развитием общества индивидуальное сознание полностью поглощается коллективным. Развитие общества заключается в возникновении и дальнейшем разделении труда.
Дюркгейм считает: все собственно человеческое в человеке от общества, но общество он понимает идеалистически.
Главный труд Дюркгейма «Метод социологии».
Люсьен Леви - Брюль (1857 - 1939) - философ, социолог, психолог, этнограф. Он, используя богатый материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на ранних этапах социокультурного развития, опроверг теорию анимизма английской антропологической школы (Э. Тейлор).
Леви-Брюль выступил с тезисом о 2-ух формах человеческого мышления и о специфических особенностях пе6рвобытного мышления: «Умственные функции в низших обществах» (1910).
Согласно его теории в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но и смена типов мышления.
Современный тип - логический пришел на смену первобытному - прологическому. Первобытное мышление имеет магический характер, наиболее важными являются сверхъестественные свойства, которыми наделен мир вещей.
Мышление первобытного человека имеет следующие особенности:
1. Направленное на логическое содержание оно подчиняется закону партиципации, т. е. сопричастия. ( Все сходные между собой предметы имеют логическую силу.) Отсюда вера в тень, портреты и т. д. Магическая сила передается путем соприкосновения.
2. Мышление первобытного человека абсолютно причинно, оно не признает случайности, не требует доказательства фактами.
По Леви-Брюлю, влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом религиозно-мистического характера (верования, магические обряды и пр.).
По Леви-Брюлю, пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя мистическое, но оно не исчезает полностью (религия, понятие о душе, загробной жизни и т. д.) Поэтому наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна.
В 1922 г. вышла его книга «Первобытное мышление», а в 1927г.- «Первобытная душа».
Работы Леви-Брюля послужили мощным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики. Значение французской социологической школы не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления, сколько в выдвижении нового - исторического подхода к исследованию человеческой психики.
Главные проблемы, поставленные французской социологической школой, следующие:
- человек существо двойственное;
- процесс приобщения человека к обществу (социализация);
- соотношение индивида и общества;
- место мифологического в сознании человека.