Социопедагогические технологии формирования коммуникативной культуры.
Качественное общение- это несомненный залог жизненного успеха любого человека. Умения правильно воспринимать, понимать, оценивать являются важными во всех отношениях. Искусство ладить с сослуживцами всегда необходимо для организации нормативного труда. Каждый, кто хочет стать удачливым и счастливым человеком, должен обязательно овладеть искусством обольщения.
Само собой коммуникативное мастерство само не приходит. Этому надо учиться. Причём с самого юного возраста. Кое-что даётся в семе, детском саду и других учебных заведениях. Но дается это пака слабо и порой неумело. Ещё больше недостатков содержится в чисто практической работе по организации общения. Плохо обстоит дело и со специалистами в этой области. Подготовка их, в сущности, только начинается.
В современных условиях люди сами начинают проявлять активное стремление к совершенствованию своей коммуникативной практики и компетенции. Возрастает роль всевозможных психологических центров, клубов общения, психоконсультационных пунктов.
Повышается значимость разнообразных структур, связанных с удовлетворением коммуникативных потребностей. Диапазоны расширяются: религиозные, культурно-творческие, спортивно-оздоровительные, культурно-национальные, социокультурные и многие другие типы добровольных объединений.
Очень важно, чтобы, не смотря на все жизненные трудности, люди сохраняли в себе природное чувство доброты.
Необходимо приучать человека к сочувствию другим людям, умение переживать и сопереживать чужие радости и чужие беды.
Сильно влияют отношения с другими людьми на настроение, мироощущение, мировосприятие человека.
Приятно быть в центре внимания, ощущать себя нужным, любимым, уважаемым. А одиночество, изоляция превращаются в силу разрушающую личность. Человек становится злым, завистливым, неуживчивым, начинаются конфликты с окружающими.
Внимательно всматривайся в другого человека. Познавай себя через других. Люди очень неосторожны в своих выводах и оценках. Учитывать особенности других, делать скидку на эти особенности, не стараясь мерить их на свой аршин-ВОТ ЭТИ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.
Готовность к адекватному восприятию, пониманию и оценке других людей – необходимое условие плодотворного общения. Если человек выработал в себе эти качества, он будет хорошим партнером в любых жизненных ситуациях.
«Золотое правило» Достоевского – «люби других, как себя».
В школе, для того чтобы научить людей понимать себя, очень трудно найти учебник, чем литература и искусство. Хорошие уроки дает и сама жизнь.
Прочитав книгу, ты лучше понимаешь себя и других. Талант и наблюдательность художников помогают заглянуть в тонкие жилки психики человека. Искусство обогащает эмоциональный опыт человека, делает его душевнее, умнее, тоньше. Практически любое художественное произведение учит человека правилам общения.
Писатель, художник, режиссёр с помощью художественных средств вводят нас сразу во внутренний мир своих персонажей и дают возможность сопереживать их чувствам.
Особенно благотворным и воспитательном плане становится искусство, когда люди не просто воспринимают, а сами создают определённые художественные ценности. Творчество, раскрывая талант человека, раскрывает его самого, как личность. Творческие занятия связывают воедино мысли, чувства и волю людей, помогают радоваться и страдать, любить и ненавидеть.
Из всех существующих в мире ценностей, главной является возможность вступать во взаимодействие с принятыми и близкими тебе по духу людьми.
В сфере межличностного и межгруппового общения на современном этапе, как в зеркале, отражаются проблемы кризисного развития общества. Осложнились процессы вхождения человека в систему общественных отношений. Ощущается недостаточное внимание человеку со стороны государственных структур. Всё это порождает у современного человека чувство одиночества, изоляции, ощущение непреодолимости психологических барьеров на пути взаимодействия с окружающими. Людям нужны социальная помощь и социальная поддержка. «Бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!» - говорил Достоевский.
Общению надо учить.
Совершенствование системы общения начинается с обуздания эмоциональной несдержанности. Культурные привычки и навыки не даются человеку от рождения. «Ты не один на свете, ты живёшь среди людей, уважай и считайся с установленными в обществе правилами.» Такую заповедь должны становить человеку в самом юном возрасте.
Межличностное общение сугубо творческий процесс.
Американский специалист в области паблик рилейшиз Джон Честара сформулировал следующие правила эффективного межличностного взаимодействия:
1. Проявлять такт. Обращайтесь с ним так же, как вы хотели бы, чтоб они обращались с вами.
2. Помогать другим. Заботится о них.
3. Хвалите людей везде. Не скупитесь на похвалы.
4. Будьте максимально заинтересованы в том, что бы научиться чему-нибудь у тех, с кем вы общаетесь. Это принесёт вам пользу в деле самосовершенствования.
5. Никогда не ущемляйте достоинства людей, особенно при свидетелях. Не критикуйте кого-либо в присутствии других, делайте это только с глазу на глаз.
6. Постарайтесь не демонстрировать своё предпочтение кого-то.
7. Будьте в процессе общения вполне определёнными в своих чувствах, решениях и мнениях.
Пользовались популярностью коммуникативные рекомендации Дейла Карнеги. Условно их можно подразделить на три группы.
ГРУППА ПЕРВАЯ Это способы понравится своим собеседникам. Старайтесь дать почувствовать человек его значимость и делайте это искренне. Заводите разговор на темы, интересующие вашего собеседника. Умейте слушать и воодушевлять на беседу. Проявляйте к нему искренний интерес. Попробуйте с самого начала узнать и запомнить имя партнёра по общению, в бесседе называйте его по имени. Чаще улыбайтесь.
ГРУППА ВТОРАЯ Рекомендации, связанные с искусством убеждения: уважайте мнение других и никогда не говорите резко человеку, что он не прав, если вы почувствовали себя неправым признайтесь в этом быстро, не начинайте разговор с вопросов, по которым ваши мнения расходятся, старайтесь получить от партнёра как можно больше положительных ответов, старайтесь дать партнёру побольше говорить, сами оставайтесь не многословным, старайтесь смотреть на вещи, глазами этих людей, относитесь к идеям другого человека с сочуствием.
ГРУППА ТРЕТЬЯ рекомендации, как можно поменять или скорректировать мнение своего собеседника. Будьте щедрыми на похвалы, преуменьшайте допускаемые людьми ошибки и хвалите за то, что им удается. Ведите дело так, чтоб человек был счастлив сделать то, что вы ему предлагаете. Старайтесь создавать другим людям хорошую репутацию, и они будут стараться её оправдать.
Специалист по проблемам межличностных коммуникаций В.А. Кан-Калик выделял в своих работах три барьера, мешающих плодотворному общению.
«Барьер предвзятости» Вы беспричинно начинаете отрицательно относится к тому или иному человеку. Такое отношение чаще всего складывается на основе первого впечатления. Рекомендация: проанализировать мотивы появлений у вас такого отношения к человеку и преодолеть это чувство, если серьёзных причин у вас для этого нет.
«Барьер отрицательной установки» Кто-то сообщает вам отрицательную информацию о человеке. В результате, у вас может сложится предвзятое впечатление о этом человеке. Рекомендация: не ориентируйтесь только на мнение других. Стремитесь сами разобраться в личности человека.
«Барьер боязни контакта с человеком» Беспокойство за то, будет ли общение успешным. Вступить в непосредственный контакт как-то неловко. Выход один, спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят второстепенный характер.
Исключительно плодотворным является такой стиль общения, который базируется на глубоком уважении к собеседнику, на стремлении доставить ему удовольствие и оставить хорошее впечатление о самом себе.
Психологи и психотерапевты считают, что есть пять основных способов избавления людей от чрезмерной обидчивости.
Первый способ: простите того, кто вольно или невольно обидел вас: «Лучшее лекарство от обиды-это прощение».
Второй - попробуйте найти обидчику оправдание.
Третий - попробуйте дать юмористическую оценку, найти в случившемся какие-то забавные стороны.
Четвертый – взгляните на обиду с позиции: «Ничего, зато мне пойдёт это на пользу – на закалку характера».
Пятый – трезво взвесить, что мне приносит больше вреда – факт, послуживший поводом для обиды или размышления вокруг него? И тогда станет ясно, что именно от этих размышлений гораздо больше вреда для здоровья. Самовнушение: «Забыть, забыть, и никогда не вспоминать!» - помогает избавиться от обиды.
Одним из важных компонентов культуры общения является умение человека слушать своих собеседников.
Слушать и слышать – это не одно и то же.
Считают, что поддерживать непрерывное внимание к говорящему для многих является нелёгким делом. По причинам:
1. Высокая скорость умственной деятельности. Человек думает быстрее, чем говорит.
2. Отключение внимания.
3. Предубеждение и безразличие к тому, что тебе говорят.
4. Стремление подготовит опровержение слышимого.
5. Озабоченность.
Правила, которые помогают сделать восприятие речи более эффективно. Настроится на уважительное отношение к своему партнёру. Слушая собеседника, полезно выделять и запоминать основные положения его речи. Активно реагировать на речь говорящего. Занимать активную позицию слушающего.
Специалисты различают в речевой культуре человека два взаимосвязанных компонента: правильность речи и речевое мастерство. Правильность речи – соблюдение норм современного литературного языка. Языковая норма – это правила произношения, грамматики и т.д.
Недостаточно высокая речевая культура становится не редко источником серьёзных конфликтных ситуаций.
Трудностью, на пути налаживания нормального межличностного общения является неумение и нежелание одних людей считаться с особенностями других.
Межличностные конфликты и столкновения возникают только потому, что собственные взгляды и суждения кажутся человеку некими истинами в конечной инстанции.
Часто столкновения между людьми рождаются на почве категорического неприятия суждений, взглядов, оценок, исходящих от другого человека.
Много говорят о проблеме совместимости. И она действительно важна. В повседневной жизни можно всё оправдать ссылаясь на несовместимость характера. Гораздо труднее понять друг друга и сделать несовместимое совместимым. Как часто мы не можем пойти на взаимные уступки, выступаем с необдуманными претензиями и притязаниями.
Полезным в деле повышения культуры общения может стать «метод переигрывания ситуации». Анализируя реальные и условные «столкновения», мы делаем попытку «перекорить содержание и форму определённого события так, чтоб вскрыть и исключить из него «ростковые почки» конфликта».
Мы просто недооцениваем, важность обыкновенной шутки. Мы очень тяжело общаемся с людьми, лишёнными чувства юмора. Умение с улыбкой относится к собственным слабостям и слабостям других очищает нас.
Умная шутка разряжает грозовую атмосферу. Шагающему по жизни с улыбкой, всё достаётся легче. Он быстро сходится с людьми, у него всюду товарищи. Конфликты решаются безболезненнее. Человек с улыбкой – непобедим.
В сфере свободного времени без юмора обойтись нельзя.
Юмор подобен смазке, недостаток или отсутствие которой выводит механизм человеческого взаимодействия из нормального рабочего состояния. Он продолжает действовать, но со скрипами и перебоями. Даже в столкновениях, спорах, схватках улыбка служит показателем уверенности, силы и желания непременно найти путь к мирному разрешению конфликта.
Почему люди хотят иметь рядом с собой весёлого и неунывающего в любых ситуациях человека? Наверное, потому, что даже один такой человек способен создать в группе благоприятную атмосферу. И пусть его порой упрекают за несерьёзность, пользы от таких людей гораздо больше, чем неудобств.