Историческая классификация подходов
Проведите сравнительный анализ подходов к изучению мотивации в разных школах и направлениях психологии (психоанализ, бихевиоризм и необихевиоризм, школа К.Левина, когнитивный подход, гуманистическая психология, деятельностный подход).
План ответа:
· Классификация теорий мотивации по Хекхаузену
· Историческая классификация подходов
· Три проблемы в пси мотивации по ДАЛ (Леонтьев Д.А.)
· Сравнительный анализ теорий по проблемам в пси мотивации
· Критика
Классификация теорий мотивации по Хекхаузену
Х. предлагает свое деление теорий мотивации:
Ø «первый взгляд» изучает личностные факторы =\ объяснение межиндивидуальных различий
Ø «второй взгляд» - ситуационные =\ объяснение интраиндивидуальных различий
Ø «третий взгляд» - взаимодействие факторов личности и среды
Ø «четвертый взгляд» - ситуация как поле возможностей
ДАЛ предполагает, что область пси мотивации на сегодняшний день оказалась поделенной между пси личности, пси регуляции деятельности, пси познавательных процессов. Сейчас границы размыты, предмет, границу и специфику выделить сложно.
С точки зрения развития теорий мотивации в науке он ДАЛ предлагает такое разделение:
Историческая классификация подходов
Натуралистическая. До 1930ых. Выведение поведения из внутренних причин, инвариантных, присущих человеческой природе источников энергии, которая затем трансформируется в поведенческие акты (Мак-Даугалл, Фрейд, Адлер ранний, Хорни, Роджерс, Маслоу ранний). В центре вопрос о природе и содержании человека, чем он отличается от животного. (то есть о природе человека).
Ø Мотивация как проявление природы человека (рассматривалась как биологическая, Ч=Ж).
Развитие идей:
Ø Бихевиоризм: смещение акцента на внешние (средовые, ситуационные) причины поведения – бихевиористы
Ø Теория поля К. Левина: фокус на взаимодействии внешних и внутренних причин (Левин)
Антропологическая. Пси М = пси личности, М как ядро личности (поздний Адлер, Фромм, Маслоу, Роджерс, Мюррей, Франкл..). Что ввели:
Ø телеологическая перспектива (переход от причинного объяснения к целевому у Адлера, к теориям стремления к смыслу Франкла и теории метамотивации Маслоу
Ø социокультурная перспектива (идея коллективного БСЗ Юнга)
Ø перспектива «индивид – мир» (Мюррей =\ экзистенциальная теория потребностей Фромма, соотносительная теория мотивации Нюттена)
Ø контроль над мотивацией (через опосредствование у ЛСВ =\ воля у Хекхаузена,…)
Динамические модели, или как внутреннее нечто становится поведением . Изучение конкретных поведенческих актов, изучение мех мотивации конкретной деятельности, преломление устойчивых мотивов в конкретной ситуации. Представители и идеи:
Ø когнитивные теории Келли, Фестингера и тд, а также на грани когнитивки и бих.: Роттер и Бандура,
Ø парадигма мотивации Мак-Клелланда, Аткинсона, Хекхаузена
Ø Нюттен, Леонтьев, Узнадзе – мотивация в контексте общей структуры и динамики человеческой активности
Ø АНЛ, Нюттен, Босс - идея смысловых связей как основы для разворачивания мотивационных процессов
Предтеча:
Ø Необихевиористы (мотивационнное обусловливание)
Ø Школа Левина
Ø Психодинамические работы
Ø Концепция функциональной автономии Олпорта (феномен сдвига мотива на цель)
Вновь антропологическая, но качественно иная. Пси мотивации и пси личности опять сходятся (личность как ядро мотиваци). В фокусе проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции, возможностей, автономии и самодетерминации.
Центр – сознание и личность в целом.
Представители: теория временной перспективы Нюттена, модель волевой регуляции Хекхаузена, теория самоэффективности Бандуры, теория внутренней мотивации и самодетерминации Деси и Райана, Братусь, Васильев, Василюк, Зейгарник, Иванников, Леонтьев, Эйдман.