Выводы об уровне развития речи
• 10 баллов – очень высокий.
• 8-9 баллов – высокий.
• 4-7 баллов – средний.
• 2-3 балла – низкий.
• 0-1 балл – очень низкий.
Провести исследование самооценки дошкольника с помощью методики «Лесенка».
Экспериментальный материал: нарисованная лесенка, фигурка человечка (игрушечная или бумажная), лист бумаги и ручка для протоколирования.
Процедура исследования
Исследование представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает нарисованную лесенку, на которой от центральной площадки идут вверх три ступеньки вверх и три – вниз.
При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Так же распределены и плохие дети, то есть на самой нижней ступеньке – самые плохие, и т.д.» После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту самую ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?»
Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница (воспитательница)? Куда мама и папа поставят братишку или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать объяснение своему выбору.
Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.
По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции.
Беседа с ребенком занимает примерно 20-30 мин.
Обработка и анализ результатов
Прежде всего следует установить отношение ребенка к самому себе.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лестницы. При этом дети не могут обосновать такую самооценку.
Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходят к оценке себя более объективно и объясняют свой выбор различными причинами (например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю») .
Отношение других людей к ребенку воспринимается им, как правило, более дифференцированно. Дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, учитель) по-разному относятся к ним.
Наиболее значимым для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму».
Благополучным считается вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже – на вторую - третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности
Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей: действительно благополучных; инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);«компенсирующих» - выдающих желаемое за действительное.
Еще один вариант – дети ставят себя выше, чем, они полагают, поставила бы их мама. Это вариант, крайне неблагополучный для развития ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл: его не любят. Прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.
Для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В такой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?» Необходимо попросить ребенка аргументировать свой ответ.
Из зеленой методички:
1. Диагностика свойств речевого воображения – стр. 28
2. Наблюдение за свойствами темперамента – стр. 56