ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: На что тратят свои деньги
Россияне?
Современный российский потребительский рынок преодолел некогда присущую ему острую дефицитность. Можно говорить о том, что он сформировался по всем важнейшим группам товаров и услуг индивидуального потребления, продающимся по свободным ценам. Здесь представлены продукты питания, промышленные изделия краткосрочного и длительного пользования, строительные материалы и жилье, автомобили, бытовая техника и разнообразные средства связи, книги и другая печатная продукция, информационные и туристические услуги, услуги здравоохранения, образования, культуры.
Если сгруппировать эти блага в условной «потребительской корзине», распределяя их на три группы в соответствии со структурой потребительских расходов россиян, то картина будет примерно следующей.
Первая группа — продукты питания, на которые российское население расходует примерно 52% своих доходов. Это очень большая доля, свидетельствующая о бедности российского потребителя — почти все его доходы уходят на оплату еды. В развитых странах на аналогичные цели идет только 15-25 %.
Расходы на питание распределяются следующим образом:
· мясо и мясопродукты (13,6%);
· хлеб и хлебопродукты (8,6%);
· сахар и кондитерские изделия (7,0%);
· картофель и овощи (4,2%);
· рыба и рыбопродукты (2,7%);
· алкогольная продукция (2,5%);
· молок и молочные продукты, яйца, растительное масло, чай, кофе, безалкогольные напитки и др.
Вторая группа — промышленные, непродовольственные товары, на которые расходуется 30,8% доходов населения. В этой группе товаров расходы распределяются в таком порядке:
· аудио и видеотехника (13,5%);
· одежда (13%);
· мебель (3,8%);
· предметы личной гигиены и медицинские товары (3,8%);
· транспортные средства (3,1%);
· предметы отдыха и развлечений (2,5%);
· табак (1,3%);
· галантерейные товары (0,5%);
· обувь, белье, ткани, строительные материалы, топливо и др.
Третья группа благ в российской потребительской корзине — это услуги. На них приходится очень мало — примерно 11,4% расходов (в развитых странах -55--65 %, именно среди услуг особенно много благ повышенного качества).
Их распределение следующее:
· услуги жилищно-коммунального хозяйства (4,7%), в западных странах на это у среднего потребителя уходит 20-30 %;
· услуги образования (1,5%, на Западе — около 10%);
· услуги по ремонту бытовой техники и предметов пользования (1%);
· услуги по ремонту квартир, построек (0,7%);
· медицинские услуги (0,6%);
· услуги правового характера, туризм, оздоровительные услуги, услуги пассажирского транспорта, связи и прочие.
Если попытаться кратко суммировать суть описанных нами потребительских предпочтений современных россиян, то они сконцентрированы на удовлетворении простейших, наиболее неотложных потребностей. Прежде всего, надо быть сытым, одетым и (на дворе все-таки XXI век!) иметь магнитофон с телевизором. На достижение этих не слишком амбициозных целей направляется 4/5 доходов
наших сограждан.
Свойственную развитым странам структуру потребительских предпочтений, где на первом месте расходы на просторное и хорошо меблированное жилье, автомобиль, туризм, развлечения, образование и качественное медицинское обслуживание, в России еще только предстоит сформировать. И произойдет это, как свидетельствуют кривые Энгеля, только тогда, когда существенно повысится уровень жизни всего народа.
Второй динамический процесс, постоянно происходящий в экономике, состоит в изменениях цен то на одни, то на другие товары.
Кривая «цена — потребление» — это графическая интерпретация последствии частичного снижения цен при неизменных доходах. Например, если произошло понижение цены только одной группы благ, то смещение линии бюджетных ограничений произойдет только вдоль той оси, где они представлены. На рис. 5.9 показаны два последовательных снижения цен на некий товар X и соответственно два смещения бюджетной линии по оси
X (из положения 1 в положение 2 и далее в положение 3). Напомним, что равновесие устанавливается в точке касания двух кривых: бюджетной линии и кривой безразличия. Если через все полученные точки равновесия провести соединительную линию, то получим новую кривую под названием «цена — потребление».
Кривая «цена — потребление» значима в двух отношениях.
Во-первых, она служит объяснением формы знакомой нам по прошлой главе кривой индивидуального спроса. На рисунке видно, что по мере снижения цен (смещения бюджетной линии вправо и последовательной смены точек равновесия сначала с Е1 на Е2, потом на Е3и т.д.), потребление товара X растет (на рис. Показано пунктиром). Другими словами, из кривой «цена — потребление» вытекает закон спроса — обратная зависимость между движением цен и количеством закупок по этой цене. Если поместить
все точки кривой «цена — потребление» в координаты обычного
графика с ценами (Р) на вертикальной оси и количеством покупок блага X (Qx) на горизонтальной оси, то она превратится в кривую спроса. Во-вторых, линия «цена — потребление» показывает влияние изменения цен на замещение одного товара — другим. Разберемся со связанными с этим эффектами подробнее.
Реакция покупательского спроса, связанная с изменением цен покупаемых благ, складывается из эффекта замещения и эффекта дохода. В частности, эффект дохода — это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением реального дохода в результате роста или снижения его цены. Эффект замещения — это изменение величины спроса на данный товар, вызванное перераспределением спроса в его пользу врезультате роста или снижения цены данного товара.
Простейшие иллюстрации эффекта дохода и эффекта замещения приводятся на рис. 5.10.
Наш график анализирует смещение бюджетной линии из положения KL в положение KL* в результате понижения цены на товар X. Как и всегда в подобных случаях, сместившаяся бюджетная линия коснется новой кривой безразличия (конкретнее, кривой 2 вместо кривой 1), а потребительское равновесие сместится в результате
этого из положения Е1 в положение Е2, что вызовет увеличение потребления товара X. Ясно, что последнее складывается из двух эффектов:
· с од ной стороны, как и при любом понижении цен, покупатель
становится реально богаче и покупает больше всяких товаров,
в том числе больше товара X;
· с другой стороны, понизившаяся цена товара X стимулирует
переключение спроса с других товаров именно на него.
Чтобы отличить один эффект от другого проведем вспомогатель
ную линию NM, параллельную линии KL* и касающуюся прежней
кривой безразличия 1 в точке А. Напомним, что угол наклона бюд
жетной линии определяется отношением цен товаров X и Y. Зна
чит, поскольку наша кривая NM параллельна KL*, она, как и та,
представляет собою бюджетную линию, соответствующую новым
Ценовым пропорциям, сложившимся после подешевения товара X.
Сопоставим теперь точки Е1 и А. Они лежат на одной и той же кривой безразличия и, следовательно, имеют одинаковый ранг полезности. Но точка Е1 была оптимальной при старом соотношении Цен, поскольку являлась точкой касания кривой безразличия с соответствовавшей этому соотношению бюджетной линией KL. А точка А оптимальна при новом соотношении цен, поскольку касается линии NM. Логично в этих условиях интерпретировать расстояние между точками Е1и А по оси X, как прирост потребления
товара X, вызванный исключительно изменением пропорции цеа (на рисунке помечено как эффект замещения). Оставшуюся же часть прироста потребления товара X следует рассматривать как результат эффекта дохода.
Контрольные вопросы
1. Что такое кардинализм и ординализм? Чем они отличаются и что у них общего?
2. Чем потребитель руководствуется при выборе товаров согласно взглядам кардиналистов?
3. Сравните понятия предельной полезности благ и потребительских предпочтений при выборе благ: что в них общего и чем они различаются?
4. Объясните смысл «безразличия» в выборе потребителя. Нарисуйте график кривой безразличия и объясните ее форму.
5. Нарисуйте карту кривых безразличия.
6. Что такое предельная норма замещения? Совпадают ли понятия «бюджетные возможности» и «бюджетные ограничения»?
7. Нарисуйте на графике бюджетную линию, объясните ее смысл. Почему бюджетная линия является прямой?
8. Для каких практических целей анализируются кривые «цена — потребление» и «доход — потребление»?
9. Что такое эффект дохода и эффект замещения?