Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Психологические проблемы реабилитации больных
Б1.В.ДВ2.1
Направление подготовки
37.04.01 Психология
Профиль(и) подготовки
магистра
(составитель) к.мед.н. Кутушева Розалия Раисовна | __________ | 13.01.2016 г |
Уфа 2016
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Темы для самостоятельной работы студентов
N п/п | Наименова ние темы | Содержание самостоятельной работы | Вид контроля | часы | |||
Оч | ОЗО | ||||||
Наблюдение и анализ деятельности психолога в клинике | Сбор материала по патопсихологической семиотики; классификация видов сбора анамнеза больного | кейс-метод | |||||
Участие в проведении патопсихо-логического исследования в качестве со-психолога | Подготовить методики для проведения патопсихологического обследования | кейс-метод рабочая тетрадь | |||||
Работа в паре с опытным супервизором | 1. Рассмотреть следующие аспекты и материалы по теме «Реабилитация больных с органическими поражениями мозга». Повторить последствия закрытой черепно-мозговой травмы и поражения головного мозга. | Рабочая тетрадь | |||||
методы психотерапии в реабили-тации больных и инвалидов | Сайт: psylab.info Повторить материал по теме:методы психотерапии в реабили-тации больных и инвалидов. Подготовить материал по сбору анамнестических данных (BASIC I.D.; стратегическая модель Оудсхоорна; многоосевая классификация психических расстройств; анкета скрининговой диагностики развития ребенка; общие принципы клинического обследования детей; характеристика особенной развития детей «группы риска»; интервью с родителями «история жизни ребенка»; ). Подготовить психодиагности-ческий материал по изучению личностных особенностей больных и «внутренней картины болезни». | Рабочая тетрадь | |||||
Психологическая помощь в зависимости от типа дизонтогенеза | 1 Подготовить материал по сбору анамнестических данных (BASIC I.D.; стратегическая модель Оудсхоорна; многоосевая классификация психических расстройств; анкета скрининговой диагностики развития ребенка; общие принципы клинического обследования детей; характеристика особенной развития детей «группы риска»; интервью с родителями «история жизни ребенка»). 2Подготовить психодиагностический материал по изучению личностных особенностей больных и «внутренней картины болезни»: - ТОБОЛ (психологическая диагностика отношения к болезни); - «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для исследования особенностей вербализации внутреннего опыта; - САН (самочувствие, активность, настроение); - Копинг-стратегии совладания (R. Lazarus и S. Folkman»; - Индекс жизненного стиля (для исследования форм психологических защит); - Тест жизнестойкости (Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И.); - Гиссенский личностный опросник; - Мини-муль (сокращенный вариант MMPI); - УСФ (уровень субъективной фрустрированности); - личностный опросник; - и другие на выбор 3) набор методик патопсихоло-гического обследования | кейс-метод рабочая тетрадь | |||||
Патопсихологическое обследование. Составление коррекционно-развивающей программы. | . Конспект монографии: Фурманов и.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 351с. 2. Конспект монографии: Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учеб. пособие / И. А. Шаповал. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. 3. Подготовить устное сообщение по теме: Методы интеграции ребенка с отклоняющимся развитием. 4. Подготовить устное сообщение по теме: Особенности возрастных этапов психологического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии. | тест Защита коррекционно-развивающей программы | |||||
Темы для самостоятельной работы студентов
Практикоориентированные задания:
1Рассмотреть:Основные типы моделей нормы и патологии в контексте развития научного знания:
- биологические модели (модель инфекционной болезни, неврологическая или локализационистическая модель, эндогенная модель, генетическая модель, биохимическая модель);
- психологические модели (психоаналитическая модель З. Фрейда; модель классического научения Дж. Уотсона);
- социально-нормативные модели (теория ярлыков, антипсихиатрия);
- биопсихосоциальные модели.
2. Оформить кейс по итогам наблюдения и работы в паре с опытным психологом.
Темы контрольных и реферативных работ по курсу
1. Проблемы исторического развития специальной психологической помощи в России.
2. Содержание деятельности специального психолога.
3. Особенности психокоррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в структуре специального сопровождения.
4. Особенности деятельности специального психолога в работе с неуспевающими школьниками.
5. Особенности деятельности специального психолога в условиях ППМС-центров.
6. Особенности диагностики детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
7. Особенности диагностики детей с отклонениями в развитии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
8. Особенности деятельности специального психолога по подготовке детей с отклонениями в развитии к школе.
9. Основные направления психокоррекционной работы с семьёй, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
10. Коррекция детско-родительских отношений в семье с проблемным ребенком.
11. Проблемы коррекции отклоняющегося от нормы поведения.
12. Современные подходы применения разных видов искусства в системе психокоррекционной практики в специальной психологии.
13. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими психическое недоразвитие.
14. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР.
15. Психокоррекционные технологии для детей с ранним детским аутизмом.
16. Особенности коррекционной работы при сенсорных нарушениях у детей.
17. Особенности коррекции эмоциональных нарушений у детей с ДЦП.
18. Техники психоанализа, используемые в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
19. Психологическая коррекция детей с психическими заболеваниями.
20. Психологическая коррекция агрессивного поведения.
Допуск к промежуточной аттестации состоит из выполнения всех заданий самостоятельной работы, участия в практических/лабораторных занятиях, участие в проведении патопсихологического исследования, супервизорской сессии, реабилитации больного и написании коррекционно-развивающей программы.
Итоговая аттестация включает в себя зачет. Зачет состоит из защиты коррекционно-развивающей программы и тестирования.
Вопросы к зачету
1. . Профилактика нарушения психологического здоровья.
2. Психологическая помощь детям с интеллектуальными нарушениями.
3. Психологическая помощь детям с сенсорными нарушениями.
4. Психологическая помощь детям с нарушениями речи.
5. Психологическая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
6. . Психологическая помощь детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
7. Интеграции проблемного ребенка как конечная цель оказания специальной психологической помощи.
8. . Методы интеграции ребенка с отклоняющимся развитием.
9. Особенности возрастных этапов психологического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии.
10. Методы психологического исследования в зависимости от указанных психических величин: методы анализа ощущений, анализа восприятия, измерения времени психических процессов, методы анализа воспроизведений, методы анализа сложных психических актов.
11. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура и основы содержания).
12. Вопросы реабилитации, участие в психотерапии.
13. Патопсихологическая семиотика: шизофрения.
14. Патопсихологическая семиотика: маниакально-депрессивный психоз.
15. Патопсихологическая семиотика: эпилепсия.
16. Патопсихологическая семиотика: старческое слабоумие.
17. Патопсихологическая семиотика: пресенильные деменции.
18. Патопсихологическая семиотика: церебральный атеросклероз.
19. Патопсихологическая семиотика: последствия черепно-мозговой травмы.
20. Патопсихологическая семиотика: алкоголизм.
21. Патопсихологическая семиотика: наркомания.
22. Патопсихологическая семиотика: умственная отсталость.
23. Патопсихологическая семиотика: пограничные нервно-психические расстройства.
24. Патопсихологическая семиотика: патологические исследования в детской и подростковой психиатрии.