Новый бизнес владельца салона мойки машин
Владелец салона мойки машин переживает трудные времена. Чтобы выжить, ему нужны новые идеи. Он анализирует характеристики «мойки» и решает работать с четырьмя параметрами: метод мытья, объект мытья, оборудование, продажа товаров. Он создает «ящик идей», под каждым параметром записывает по пять вариаций, затем выбирает наугад один или несколько пунктов в каждом параметре и соединяет их, чтобы выяснить, каким может быть новый бизнес.
Случайное сочетание самообслуживания, собак, щеток, кабин, сушилок, спреев и сопутствующих товаров наводит на мысль об устройстве мойки собак методом самообслуживания. Такая «собачья мойка» должна иметь пандусы, ведущиек специальным кабинам, где владельцы обрабатывают своих любимцев спреями, чистят их щетками (причем щетки предоставляются бесплатно), моют их шампунями с кондиционером, а затем сушат с помощью специальных сушилок. Кроме того,на мойке можно продавать товары для собак, например шампуни. Владельцы собак занимаются своими четвероногими любимцами, в то время как машины проходят полный процесс мойки.
Глава 11. Ящик идей □ 161 |
На следующем рисунке мы воспринимаем точку, на которую указывает стрелка, как часть наклонной линии, хотя фактически эта точка располагается ближе к линии вертикальной. Так и в жизни: события, кажущиеся непрерывными, воспринимаются скорее не как отдельные факты, а как единое целое.
162 Q Часть 2. Линейные игры для ума
И элементы задачи мы склонны воспринимать как единое целое, подчас игнорируя совершенно очевидные соотношения между отдельными частями.
При таком нашем восприятии соотношения становятся почти невидимыми, хотя нередко именно они способны навести нас на новые идеи. Деля целое на отдельные составляющие и произвольно их перемешивая, «ящик идей» позволяет разглядеть имеющиеся соотношения.
Новая продукция издателя
Издатель, думающий над тем, что еще можно использовать в издательском деле, принимает решение работать с четырьмя параметрами: вид литературы, свойства книги, процесс издания, форма предоставления информации.
Под каждым параметром он записывает по десять вариаций, что дает 10 000 возможных комбинаций. Предположив, что 10 процентов из них могут оказаться действительно полезными, можно получить тысячу хороших идей, которые будут буквально как блохи осаждать издателя. Соединив случайным образом кулинарную книгу, запах, рекламу и премию, наш издатель решает выпустить поваренную книгу типа «потрогай-понюхай», предназначенную для раздачи клиентам крупных продуктовых компаний в качестве премии.
Рецепты в книге должны включать в себя продукты лишь данной компании. Каждый рецепт будет сопровождаться иллюстрацией, причем читатель сможет узнать не только то, как будет выглядеть блюдо, но и как оно будет пахнуть.
Затем издатель соединяет публицистику, социальную направленность, рекламу, приобретение рукописи, нетрадиционные способы распространения и твердую обложку — и создает новую концепцию издательского бизнеса. Он готов платить ведущим авторам по 60 000 долларов за написание книг объемом сто страниц на темы социальной ответственности и издавать их в твердой обложке. Он продаст место в книге для рекламы — поступающие деньги будут идти на финансирование издательского и печатного процессов. Он бесплатно распространит книги среди 150 000 выдающихся людей.
Со временем издатель начнет торговать этими книгами в магазинах, а также продаст права на перепечатку этих книг в мягкой обложке и на перс вод зарубежным издателям.
Глава 11. Ящик идей □ 163
Маркетинг и книга
Все тот же издатель несколько лет назад выпустил книгу стандартных речей, которая плохо продавалась. Необходимо было найти другой способ сбыта. Проведя анализ процесса появления книги на рынке, издатель выделяет четыре параметра: упаковка, распространение, продвижение на рынке, продажа.
Под каждым параметром он записывает по десять вариаций и начинает создавать случайные комбинации, пока не наталкивается на новую идею.
Издатель комбинирует следующее: упаковка, распространение через торговую сеть розничных магазинов, размещение бесплатных статей в газетах и сбыт собственными усилиями. Он приходит к мысли упаковать книгу в картонный тубус, напоминающий консервную банку, и выпустить в продажу под названием «консервированные речи». Этот «продукт» стали продавать как в книжных, так и в канцелярских магазинах. Издатель написал несколько статей о книге в новой упаковке и разместил их в ведущих журналах, обеспечив себе тем самым бесплатную рекламу. В результате сборник посредственных речей превратился в потрясающий бестселлер.
Приведенный пример позволяет получить тысячу возможных сочетаний. Чем больше фантазии вы употребите, выдумывая параметры и вариации, тем больше комбинаций сумеете создать.
Предположим, что у вас есть пять параметров и по двадцать альтернативных атрибутов. Это даст вам 320 000 возможных комбинаций, причем без всякого напряжения умственных способностей.
Нередко лучшие идеи приходят в результате удачного стечения обстоятельств. Некий продавец автомобилей создал «ящик идей» и работал с ним ежедневно. Как-то раз он набрел на сочетание ароматов кондиционированного воздуха, операционного управления и запаха новой машины.
Эта случайная комбинация подсказала продавцу идею разработки системы ароматизации воздуха. Нажав на кнопку, водитель может выбрать один из ароматов (жасмин, мята, духи, ко-*а), подающийся в салон через кондиционер воздуха.
Эти мягкие ароматы, по мнению изобретателя, должны повысить комфортность вождения. Он собирается продать патент автомобильным заводам.
164 □ Часть 2. Линейные игры для ума
Резюме ч
В процессе написания стихотворения вы начинаете понимать, что уже сама по себе необходимость ограничивать выбор слова рамками стихотворного размера требует от вас поиска. Вы будете отвергать одни варианты и подыскивать другие, каждый раз выстраивая слова иным способом, побуждающим воображение работать еще активнее. Форма есть способ поиска новых значений, служащих стимулом к переосмыслению. Подумайте, сколько таких новых значений Шекспир ввел в свои пьесы, написав их белым стихом, а не прозой, или в свои сонеты, ограниченные четырнадцатью строками. Если вы постараетесь уложить задачу в рамки «ящика идей», это упростит ее и представит в сжатом виде. Вообразите себе мима, который показывает человека, прогуливающего собаку. Вытянутая рука мима как бы сжимает собачий поводок. Когда мим дергает рукой вперед или назад, вы представляете собаку, натягивающую поводок, дабы обнюхать что-то для нее интересное. Собака и поводок становятся реальными участниками сцены, хотя на самом деле ни того ни другого нет и в помине. «Ящик идей» дает вам возможность увидеть связь (мим и его рука), и это подстегнет ваше воображение, позволит заполнить пробелы (поводок и собака) и выработать новые идеи.
Решеткаидей
Искусный военачальник сумеет занять неуязвимую позицию и не упустит случая превзойти противника.
Сунь Цзы
В |
о Вселенной господствует строгий порядок. Монета, подброшенная вверх, каждый раз со звоном шлепается на пол. Так как существует определенная последовательность, явления можно разграничить и осмыслить. Когда НАСА1 запускает четыре ракеты с интервалом в полсекунды, они оставляют практически один след. Можно сказать, что «в одно и то же время» мы видим четыре ракеты. Но это иллюзия одновременности — мы пытаемся упорядочить спонтанные вещи.
На рисунке две горизонтальные линии равны, хотя верхняя кажется длиннее.
NASA {National Aeronautics and Space Agency) — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (США).
166□ Часть 2. Линейные игры для ума
Перед вами так называемая иллюзия Понзо, и эффект ее объясняется тем, что мы пытаемся охватить изображение в целом, руководствуясь в восприятии вертикальных линий привычным образом уходящих вдаль железнодорожных рельсов. Единственный способ установить реально существующую картину — это исследовать каждую линию в отдельности как самостоятельный случай.
Мир бизнеса также состоит из отдельных самостоятельных объектов, хотя мы и говорим зачастую: «Хороший бизнес» или «Устойчивый рынок сбыта», как если бы все их объекты были единым организмом. Чтобы найти свою нишу в мире бизнеса, надо рассмотреть его отдельные составляющие и понять их взаимосвязь. Сделать это позволяет «решетка идей».
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
В основе метода лежит решетка ФКБ, мощный инструмент, дающий возможность сжато представить огромное количество информации. Эту решетку разработал в 1978 году Ричард Вон, директор исследовательского отдела всемирно известной рекламной корпорации «Фут, коун энд белдинг».
□ В ячейки позиции «Высокие денежные затраты» попадает дорогостоящая продукция, например машины и морские суда.
□ В ячейки позиции «Низкие денежные затраты» — более дешевая продукция, например предметы домашнего обихода.
а В ячейках графы «Мысли» располагаются печатная, аналитическая, познавательная продукция, в которой до потребителя доводится различная информация, например об автомобилях, о лодках, компьютерах, видеокамерах и т. д.
□ В ячейках графы «Чувства» располагаются продукция и услуги, ориентиро
ванные на удовлетворение эмоциональных потребностей и желаний, напри
мер организация путешествий, парфюмерия, косметика и т. д.
Исследовав само изделие и его потенциальный рынок сбыта, вы помещаете свою продукцию на определенное место решетки. Например, страхование жизни попадет в верхний левый квадрант, средство от насекомых — в нижний левый, а недорогие ювелирные изделия — в нижний правый.
С определением места продукции вы получаете мощную базу для выдвижения идей. Поскольку используемый при этом «визуальный язык» понимается интуитивно, вы способны прочесть и понять схему буквально тотчас. Это как впечатление от первой встречи с океаном: едва бросив на него взгляд, вы узнаете о его необъятных просторах столько же, сколько увидели бы за целый месяц наблюдений.
Глава 12. Решетка идей □ 167 |
Решетка ФКБ дает вам возможность:
□ идентифицировать «белые пятна» на рынке;
□ предсказать потребность в новых продуктивных идеях;
□ продумать рекламную стратегию;
Q изменять положение вашей фирмы и выпускаемой продукции путем:
о минимального дистанцирования от конкурента, которого вы желаете обогнать;
о максимального дистанцирования от конкурента с подчеркиванием коренных отличий между вами;
о сохранения положения без изменений с попыткой изменить восприятие потребителей.
При проведении анализа старайтесь заполнять решетку ФКБ четко и ясно, в несколько строк. Решетка, изобилующая подробностями, трудна для использования и теряет всякий смысл. Это
168 □ Часть 2. Линейные игры для ума
вроде как часть веревки, рассматривать которую имеет смысл только в связи с предметами, каковые она соединяет вместе.
Использование решетки ФКБ
Люди воспринимают воздушный шар как сплошную прочную оболочку, наполненную воздухом. Но если вы станете рассматривать оболочку воздушного шара под микроскопом, то обнаружите, что она отнюдь не сплошная, в ней полно дыр. Воздушный шар — это своего рода сетка, ячейки которой так малы, что не пропускают молекулы находящегося внутри воздуха. Фактически во Вселенной не существует идеально сплошных поверхностей. Точно так же и в мире бизнеса нет компаний, в которых не было бы «дыр», или рынков без свободных ниш. Одним из способов разработки новых идей является выявление незаполненных ниш на рынке, в промышленности, в бизнесе. И тут «решетка идей» значительно облегчает поиск.
Один крупный издатель поставил перед собой задачу: создать ни на что не похожую книгу по садоводству для детей от четырех до двенадцати лет.
Для начала он пошел обычным путем исследований, обзоров, опросов, сбора сведений о реализации. Изучив работу шести крупных издательских фирм, он установил, что большинство детских книг по садоводству представляют собой написанные доступным языком, хорошо иллюстрированные, приемлемые по цене учебные пособия. Издатель начертил решетку и разместил продукцию всех шести издательств на различных уровнях нижнего левого квадранта напротив позиции «Низкие денежные затраты» и в графе «Мысли».
Затем он изучил решетку и определил основные варианты выбора.
1. Нижний левый квадрант: можно выпустить книгу по садоводству как недорогое интеллектуальное издание, которое заняло бы свое место рядом с ему подобными.
2. Верхний левый квадрант: можно создать дорогостоящую интеллектуальную книгу, например энциклопедию или какое-нибудь иное справочное издание.
Глава 12. Решетка идей □ 169 |
3. Верхний правый квадрант: можно выпустить элитную книгу, призванную воздействовать на эмоции, подобно тому как это происходит с альбомами по искусству и с другими богато оформленными изданиями.
4. Нижний правый квадрант: можно создать недорогую книгу, рассчитанную на эмоциональное восприятие, например просто книгу с цветными иллюстрациями или с не очень дорогим оформлением.
Издатель тщательно рассмотрел все варианты и решил остановиться на нижнем правом квадранте.
Воспользовавшись решеткой ФКБ в поисках свободной ниши на книжном рынке, издатель обнаружил, что нужная идея буквально лежит на поверхности.
Идея: книга с цветными иллюстрациями под названием «"Выращивание" овощного супа». Речь в ней идет о великолепном овощном супе, она знакомит юного читателя со всеми этапами предварительной работы: посев семян, поливка, прополка, созревание овощей и, наконец, приготовление супа.
Эта книга стала бестселлером.
170 □ Часть 2. Линейные игры для ума
{
Как воспользовалась решеткой идей фирма «Эппл»
Нередко для того, чтобы добиться нужного результата, требуются не только идеи, но и усердие, а также творческое воображение. Собственно говоря, в чем заключается сущность конкуренции? В создании оригинальной, уникальной продукции, которая выгодно отличалась бы от товара конкурента. Однако случается, что продукция даже с ярко выраженными функциональными отличиями не находит спроса до тех пор, пока ее создатели мысленно не представят, где именно ее можно использовать.
Возьмем, к примеру, компьютеры фирмы «Эппл». Их невероятный успех объясняется вовсе не малыми габаритами и низкой ценой. В конце концов, с чего бы это люди стали покупать сверхсложное электронное устройство никому не известной компании, выглядящее как детская игрушка? Фирма «Эппл» не могла настаивать на превосходстве своих компьютеров над продукцией IBM, «Диджитэлэквипмент», «Дэйтдже-нерал» или «Прайм»- — вспомните столпотворение на компьютерном рынке того времени. Вместо этого сотрудники фирмы «Эппл» постарались представить, какое место займет их компьютер на рынке сбыта.
В качестве первого шага они графически изобразили компьютерный рынок. Выглядело это примерно так.
Гениальность решения представителей фирмы «Эппл» состояла в том, что они не поставили себя рядом с конкурентами-гигантами в переполненный верхний левый квадрант. Бросить вызов этим гигантам в их сегменте рынка было бы равносильно игре в водное поло против команды пираний. Они избежали размещения в этом квадранте благодаря тому, что не назвали свою продукцию ни мини-компьютером, ни микрокомпьютером, а сделали нечто другое: разместили свою продукцию в нижнем правом квадранте, подальше от компьютерных гигантов, и разработали маркетинговую и рекламную стратегии, которые подчеркивали следующее:
Р что это компьютер совершенно нового типа, предназначенный не столько для специалистов-компьютерщиков, сколько для рядового покупателя со средними доходами;
□ термин «персональный компьютер» в противовес термину «микрокомпьютер»;
Глава 12. Решетка идей □ 171 |
□ что это предвестник нового поколения компьютеров;
□ совместимость работы с другими компьютерами.
Фирма «Эппл» искала свое место в нижнем правом квадранте, что было огромным риском по тем временам. А было ли тогда вообще место на рынке для персонального компьютера, выглядевшего игрушечным и рассчитанного на потребителя со средним достатком? Как показала жизнь, было. Используя творческое воображение, основатели компании «Эппл» заработали миллиарды, заняв свою нишу на рынке, которую они разглядели на решетке ФКБ.
Резюме
Решетка ФКБ поможет вам ориентироваться в водах изменчивого рыночного океана. Действующие там законы ни трудные, ни легкие — это просто свод правил, нуждающихся в дешифровке. Решетка ФКБ — в зависимости о того, как вы ее читаете, — скажет вам или все, или ничего. Проведите правильное зондирование, и вы сумеете разглядеть надежную гавань в густом тумане.
Цветоклотоса
В искусстве войны выделяют восемь типов местности.
Сунь Цзы
О |
днажды лягушка высунула голову из пруда и стала хвастаться морской черепахе, что нет существа более счастливого, чем она. Конечно, она же могла сколько угодно нырять в грязи и наслаждаться большей свободой движения, чем все рачки и головастики, живущие вокруг нее. Она пригласила черепаху спуститься к ней в пруд и лично убедиться в этом. Черепаха отказалась и вместо этого стала хвастаться тем, что она видит, находясь вне пруда. «Расстояние в тысячи миль недостаточно, чтобы описать широту океана, и нельзя даже надеяться измерить его глубину, — сказала черепаха. — Грустно видеть, что ты смотришь на небо сквозь щелочку». Лягушка испугалась и поняла, как ее ограничивает жизнь в пруду.
В некотором смысле, разве мы не похожи на эту лягушку? Все элементы организации находятся в отдельных прудах, и мы видим только то, что находится в нашем пруду. Покупатели находятся в пруду поставок, человеческие ресурсы находятся в пруду персонала, производственные мощности находятся в пруду производственных мощностей и т. д. Вся организация работает подобно лягушкам в прудах. Отсутствует обзор на 360 градусов.
Мы должны представлять наши проблемы в океаническом масштабе. Мы должны знать цели и предмет обсуждения, чтобы генерировать значимые идеи. Ясуо Мацумара из компании Clover Management Research, находящейся в японском городе Чиба, разработал технику творческого мышления «Цветок лотоса», которая в схематической форме помогает нам сделать это.
Глава 13. Цветок лотоса □ 173
Цветок лотоса
Вы начинаете с проблемы или идеи и расширяете эту тему на подтемы, пока не создадите несколько различных точек входа. В «Цветке лотоса» лепестки, или темы, вокруг центра цветка метафорически разворачиваются по одному, раскрывая ключевой компонент или подтему. При использовании такого подхода получаются постоянно расширяющиеся круги, пока тема не будет всесторонне исследована. Группа тем и подтем, раскрытых тем или иным способом, предоставляет ряд новых возможностей.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Нарисуйте схему «Цветок лотоса» и запишите проблему или идею в центре диаграммы.
2. Запишите существенные компоненты или темы вашего предмета в кружках, окружающих центральный круг и обозначенных буквами от А до Н. Оптимальное число тем для схемы — от шести до восьми. Если у вас больше восьми тем, нарисуйте дополнительные схемы.
Чтобы решить, какие темы использовать, ответьте на следующие вопросы: Каковы мои конкретные цели? Каковы постоянные величины в моей проблеме? Если бы темой была книга, какими были бы названия глав? Каковы параметры моей проблемы?
174 □ Часть 2. Линейные игры для ума
f
3. Используйте идеи, записанные в кружках, в качестве центральныхтем для лепестков цветка лотоса или рамок. Таким образом, идея или тема, которую вы записали в кружке А, станет центральной темой для находящейся внизу посередине рамки А. Теперь она становится основой для генерации новых восьми идей или тем.
4. Продолжайте этот процесс, пока не закончите схему цветка лотоса.
Предположим, например, что вы хотите увеличить прибыль своей организации, повысив производительность или снизив затраты. Вы можете написать «повысить прибыль» в центральной рамке. Затем, в кружках вокруг центральной рамки, обозначенных буквами от Л до Н, запишите восемь наиболее значимых областей в вашей организации, где вы можете повысить производительность или снизить затраты. Также запишите те же самые значимые области в кружках с соответствующими буквами по всей схеме.
Глава 13. Цветок лотоса □ 175
Каждая область теперь представляет главную тему, которая объединяет окружающие ее рамки. Например, в приведенной в качестве примера диаграмме слово «технология» в кружке А служит темой для находящейся внизу группы рамок.
Для каждой темы попытайтесь придумать восемь способов повысить прибыль. Полезно сформулировать каждую тему как вопрос к самому себе. Например, спросите: «Как мы могли бы использовать технологию, чтобы повысить производительность?» и «Как мы могли бы использовать технологию, чтобы уменьшить расходы?» Если вы заполните всю схему, у вас будет 64 новых идей или способов повысить производительность или уменьшить расходы.
В «Цветке лотоса» идеи превращаются в другие идеи и темы. Поскольку компоненты этой техники динамичны, кажется, что идеи возникают под воздействием собственных концептуальных движущих сил. «Цветок лотоса» позволит отслеживать целые системы взаимодействующих элементов. Идеи и мысли — это не просто отдельные действия и части, существующие где-то в вашем сознании. Если вы не будете видеть целую систему и все ее компоненты, вы можете не заметить ключевые связи и взаимодействия.
Крис Мессина, член правления университета, хотела повысить прибыль своего университета. Она выбрала темы «поставщики», «дорожные расходы», «партнеры», «способы доставки», «персонал», «технология», «производственныемощности» и «оценка».
Она придумала восемь идей для каждой темы. Например, в рамку «способы доставки» она записала идею использовать видеофоны для взаимодействия со студентами в других университетах при проведении викторин по общим знаниям. Расширяя далее эту рамку, она превратила «видеофоны» в следующую тему и записала еще восемь идей о том, как повысить прибыль с помощью видеофонов. Одна из идей, принятых университетом, состояла в преподавании иностранных языков носителями языка из других стран. Другой метод подачи материала, разрабатываемый университетом, — программа интерактивных электронных семинаров, куда приглашаются специалисты со стороны, а преподаватель участвует больше как равный, чем как руководитель.
Важный аспект этой техники состоит в том, что она переключает вас с реагирования на статический моментальный снимок проблемы, а также расширяет точку зрения на проблему и взаи-
176 □ Часть 2. Линейныэ-игры для ума
мосвязи между ее компонентами. Управляющие производством в компании Volvo для начала в качестве центральной проблемы выбрали «более безопасный автомобиль». Они поставили перед собой задачу сделать переднюю часть автомобиля более безопасной. Одна из идей состояла в установке сверхзвукового датчика скорости на приборной панели со встроенным «требующимся для остановки расстоянием (приблизительно две секунды)». Тревожная сигнализация сообщала водителю, если он слишком близко подъезжал к находящемуся впереди автомобилю. Это заставило менеджеров Volvo задуматься о других вариантах использования датчиков в целях повышения безопасности, поэтому они переработали идею и создали экран на светодиодах, предупреждающий водителя едущего сзади автомобиля: «Вы едете слишком близко» . При этом всегда будет достаточное для остановки расстояние между как минимум тремя автомобилями, даже если эта система установлена лишь на одном автомобиле.
Резюме
На иллюстрации на следующей странице лицо человека постепенно превращается в фигуру женщины. Если бы вы видели только первый и последний рисунки, вы могли бы подумать, что это два не связанных между собой объекта. Когда вы видите изменение линий и их взаимосвязи, возникает новый паттерн.
Подобным образом «Цветок лотоса» начинается с темы, которая развивается в другие темы и подтемы, связанные между собой, и они формируют новый паттерн.
Обычно высокоуровневые свойства рассматриваются как производные. Например, автомобиль — это свойство, производное от взаимосвязанных частей. Если разобрать автомобиль и свалить в кучу все части, это свойство исчезает. Если вы разложите части на кучки согласно функциям, то увидите паттерн и установите между кучками связи, позволяющие вам представить производное свойство — автомобиль, который затем можно собрать.
Птица феникс
Полководец, рассматривающий в своем замке тысячи вариантов развития битвы, выигрывает сражение еще накануне.
Сунь Цзы
К |
акая из фигур — правильный квадрат? Если вы выбрали А, как делает большинство людей, вы ошиблись. Правильный квадрат — В. Люди склонны переоценивать длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Следовательно, они видят вертикальные линии квадрата А как той же длины, что его горизонтальные линии.
Если бы вы задали себе следующие вопросы, вы выбрали бы квадрат правильно.
□ Что такое правильный квадрат?
Q Как я могу определить .какая фигура — правильный квадрат?
Q Могу ли я визуально определить, какой квадрат правильный?
Q Должен ли я использовать измерительный прибор?
Вопросы помогают вам оценить задачи; они позволяют сознательно направлять свое мышление. Когда вы задаете себе вопрос,
178 □ Часть 2. Линейные игры для ума
вы должны обдумать его. А когда вы задаете себе правильный вопрос, вы должны не только подумать, но и что-нибудь придумать.
Коломбо, известный телевизионный детектив, которого играет Питер Фальк, не расследовал преступления, ища улики. Вместо этого он заводил с подозреваемыми разговор, пытаясь, в основном с помощью вопросов, заставить их говорить и объяснять.
Ему не требовалось никаких знаний, кроме своего собственного неведения, и очевидно он был готов учиться у кого угодно. Однако неизбежным результатом таких расспросов было то, что подозреваемый начинал раздражаться и, наконец, признавал свою вину.
Коломбо раскрывал преступления с помощью не одного или двух вопросов, а задавая их целую серию. Задавать один вопрос — все равно что надеяться понять колесо, изучая одну спицу. Нужно много спиц, а также ступица и обод, чтобы сделать вещь, называющуюся колесом, и мы должны увидеть предмет в целом, чтобы понять его. Точно так же, чтобы понять проблему, вы должны задать несколько вопросов, а не один или два. Для этого воспользуйтесь контрольным списком вопросов.
Контрольный список вопросов помогает вам убедиться в том, что не пропущен ни один аспект проблемы. Прочитайте следующую последовательность цифр со скоростью приблизительно одну в секунду, а затем не глядя на них попытайтесь вспомнить цифры по порядку:
Теперь проделайте то же самое с этой последовательностью цифр:
Скорее всего, вы полностью вспомнили первую последовательность, но лишь часть второй последовательности, возможно около семи цифр. Это объясняется тем, что наш объем памяти обычно ограничен приблизительно семью объектами, плюс-минус два. Даже если вы полагаете, что знаете все вопросы, которые должны задать касательно любой ситуации, вы не сможете сформулировать их, когда это будет нужно.
Если ваши проблемы решаются не слишком просто, вы должны знать, какие задавать вопросы.
Глава 14. Птица феникс □ 179
«Феникс» — контрольный список вопросов, разработанный Центральным разведывательным управлением, чтобы помочь агентам рассмотреть проблему под разными углами. Использовать «Феникс» — все равно что держать проблему в руках. Вы можете повернуть ее другой стороной, посмотреть на нее снизу, увидеть ее под определенным углом, взглянуть на нее с другой точки зрения, представить решения и на самом деле держать ее под контролем.
Используйте контрольный список «Феникс» как основу для создания своего собственного персонального контрольного списка вопросов. Отмечайте хорошие вопросы, когда их задают другие люди, и добавляйте их в свой контрольный список. С помощью правильных вопросов вы можете решить проблему так же, как Коломбо раскрывал преступление; то есть, задайте несколько вопросов, а затем внезапно задайте вопрос, который все переворачивает. Когда это происходит, вы можете сказать, что «раскол омбили проблему».
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1.Запишите проблему. Выделите проблему, которую хотите обдумать, и обязуйтесь найти хоть какое-нибудь решение к определенной дате.
2. Задайте вопросы. Используйте контрольный список «Феникс», чтобы рассмотреть проблему с как можно большего количества сторон.
3. Запишите ответы. Необходимая информация, решения и идеи для оценки и анализа.
Контрольный список «Феникс»
Проблема
□ Почему необходимо решить проблему?
□ Какие выгоды вы получите, решив проблему?
□ Что вам неизвестно?
□ Что вы еще не понимаете?
□ Какая у вас есть информация?
□ Что для вас не проблема?
180 □ Часть 2. Линейные игры для ума
а Достаточно ли информации? Или ее недостаточно? Или она избыточна? Или противоречива?
а Нужно ли нарисовать схему проблемы? Рисунок?
а Где границы проблемы?
а Можете ли вы выделить различные части проблемы? Можете ли вы записать их? Каковы связи между частями проблемы?
а Каковы константы (то, что нельзя изменить) проблемы?
а Сталкивались ли вы с этой проблемой ранее?
а Видели ли вы эту проблему в немного иной форме?
а Знакома ли вам похожая проблема?
□ Попытайтесь подумать о знакомой задаче с теми же или похожими неизвестными.
□ Предположим, вы нашли проблему, родственную вашей, которая уже решена. Можете ли вы использовать ее? Можете ли вы использовать способ ее решения?
□ Можете ли вы иначе сформулировать проблему? Сколько различных формулировок вы можете предложить? У вас есть более общая формулировка? Более конкретная? Можно ли изменить правила?
а Какие лучшие, худшие и наиболее вероятные варианты вы можете вообразить?
Глава 14. Птица феникс G 181
План решения
а Можете ли вы решить всю проблему? Часть проблемы?
□ Каким бы вы хотели видеть решение? Можете ли вы обрисовать его?
□ Сколько из неизвестного вы можете объяснить?
О Можете ли вы извлечь что-то полезное из имеющейся информации?
О Всю ли информацию вы использовали?
Р Приняли ли вы во внимание все существенные аспекты проблемы?
□ Можете ли вы выделить отдельные шаги в процессе решения проблемы? Можете ли вы определить правильность каждого шага?
□ Какие техники творческого мышления вы можете использовать для генерации идей? Сколько различных техник?
□ Можете ли вы видеть результат? Сколько различного рода результатов вы можете видеть?
□ Сколько различных способов решения проблемы вы использовали?
□ Что делали другие люди?
□ Можете ли вы интуитивно найти решение? Можете ли вы проверить результат?
□ Что нужно сделать? Как это должно быть сделано?
□ Где это должно быть сделано?
□ Когда это должно быть сделано?
□ Кто должен это сделать?
□ Что вы должны делать в это время?
□ Кто и за что будет отвечать?
Q Можете ли вы использовать эту проблему, чтобы решить какую-нибудь другую проблему?
Q Каков уникальный набор качеств, который делает эту проблему особенной?
Q Какие вехи могут лучше всего показывать ваш прогресс?
Q Как вы узнаете, что добились успеха?
182 □ Часть 2. Линейные игры для ума
Попробуйте использовать контрольный список вопросов, чтобы решить следующую трудную задачу, известную как Греческий крест. Разложите на столе десять монет в соответствии со следующим рисунком. Переложите только две монеты в другое место, чтобы получились два ряда по шесть монет каждый, если складывать или горизонтально, или вертикально.
Решение находится в резюме этой главы.
Предположим, что вы определили «розу» как красный, розовый или белый цветок, который дарят красивой женщине, хорошей хозяйке или умершему другу. Обозначение сложного цветка одним ярлыком («роза») и одним описанием не будет стимулировать ваше любопытство. Однако если вы бы задали ряд вопросов о розах, то могли бы лучше описать цветок, как он вырос, его шипы, цветки, аромат, как его использовали другие люди и как лучше его оформить и использовать.
Обозначение любого предмета одним ярлыком и описанием подавляет любопытство и ограничивает воображение. Рассмотрим сталелитейную промышленность. Администраторы обозначали этот сложный процесс одним ярлыком («большая сталь») и одним описанием (процесс с полным металлургическим циклом), и в течение многих лет это была неэкономичная отрасль промышленности. Наконец, одна группа молодых людей поставила ряд вопросов, которые изменили эту отрасль.
Процесс с полным металлургическим циклом был неэкономичен, так как он был изобретен в 1870-е годы, — он начинается с обработки железной руды, требует четырехкратного разогрева до очень высоких температур и транспортировки больших масс металла на дальние расстояния. Эта отрасль работала успешно
Глава 14. Птица феникс □ 183
только в военное время — лучшее время, чтобы легко заработать кучу денег в Америке.
Группа новых молодых менеджеров задавала смелые вопросы, касающиеся каждого этапа процесса производства стали, и обнаружила, что процесс с полным металлургическим циклом противоречит основным законам экономики.
Они обнаружили, что с начала 1970-х годов спрос на сталь повышался. Однако, для того чтобы заводы с полным металлургическим циклом удовлетворяли этот спрос, они должны были добавить новые агрегаты, которые требовали существенных инвестиций. Поскольку спрос рос постепенно, расширение было нерентабельным, пока спрос не достиг новой мощности завода. Если бы завод решил не расширяться, он потерял бы потребителей. В сталелитейном бизнесе, если вы не можете вовремя выполнить заказы, потребители не ждут. Поставленные перед этим выбором, компании расширялись. Следовательно, компании были рентабельны в течение только того времени, когда спрос достигал новой мощности. Когда спрос превышал эту мощность, заводы с полным металлургическим циклом были вынуждены снова расширяться. Это открытие привело к решению.
Идея: молодые менеджеры предложил перейти от гигантских, постоянно расширяющихся заводов «с полным металлургическим циклом» к «минизаводам». Конечные цели минизавода те же самые, что и у завода с полным металлургическим циклом, но затраты существенно ниже. Минизавод можно построить за одну десятую часть стоимости завода с полным металлургическим циклом, разогрев требуется только один раз и без охлаждения, процесс начинается со стального скрапа вместо руды и заканчивается одним конечным продуктом (например, брусом, прутом и т. д.). Минизаводы предполагают современную технологию, низкие затраты на рабочую силу и наличие целевых рынков.
Один руководитель заявил, что, если бы эти молодые люди не задавали правильные вопросы, мы бы все еще производили сталь по старинке.
Контрольный список вопросов также помогает развить наблюдательность и ассоциативные способности.
Автомобильная сигнализация не мешала ворам разбивать стекло «Порше» одного предпринимателя и воровать его радио-
184 □ Часть 2. Линейные игры для ума
приемник. Используя контрольный список вопросов, он решил, что реальной задачей было спрятать приемник, а не искать надежную сигнализацию. Вопрос «Предположим, вы нашли проблему, родственную вашей, которая уже решена. Можете ли вы использовать ее? Можете ли вы использовать способ ее решения?» навел его на размышления о том, как военные маскируют объекты, которые они хотят скрыть. Эта ассоциация навела его на нужную мысль.
Идея: Сделать фальшивую переднюю панель с торчащими наружу проводами и сломанным каркасом. Прикрепленная липучкой к настоящему радиоприемнику, она создает иллюзию, что приемник уже украден.
Резюме
Решение задачи «Греческий крест»:
Эту задачу можно решить, только переложив одну монету с правого конца в левый и положив дополнительную нижнюю монету на монету в центре.
Большинство подобных задач решают, передвигая монеты туда-сюда, но чтобы решить эту, вы должны были действовать в трех измерениях.
Возможно, здесь могли бы помочь следующие вопросы контрольного списка:
а Где границы проблемы? (Ничто не мешает вам действовать в трех измерениях.)
Глава 14. Птица феникс □ 185
□ Вам знакома похожая проблема? (задача с точками в главе «Фальшивые лица»)
р Можете ли вы интуитивно найти решение? (Подвигав монеты, вы можете догадаться, что задачу нельзя решить в двух измерениях, и это может навести вас на размышления о третьем измерении.)
р Каков уникальный набор качеств, который делает эту проблему особенной? (Вы решаете задачу с монетами, которые можно не только передвигать, но и складывать одну на другую.)
Решение задачи похоже на ходьбу по натянутому канату. Если канат натянут слишком слабо, вы упадете; если он натянут слишком сильно, у него не будет упругости, и вы также упадете. Следует постоянно поддерживать нужное натяжение каната в самой слабой точке. Таким же образом, задавая вопросы, вы будете постоянно регулировать и поддерживать направление мысли по мере приближения к решению.
Компания «Великие транстихоокеанские авиалинии»
Если в армии нет порядка, она обречена на поражение. Недаром говорят: армия без дисциплины — побежденная армия.
Сунь Цзы
М |
ы не видим, как движутся звезды, хотя их скорость составляет более миллиона миль в сутки. Мы не видим, как растут деревья или как сами мы стареем с каждым днем. Мы даже не замечаем движения стрелок на часах.
Мы привыкли думать статично, нередко удивляемся, а то и неприятно поражаемся происходящим в мире изменениям. Все вышесказанное справедливо и по отношению к бизнесу: очень трудно поколебать наши представления о бизнесе и рынке сбыта. Вот почему столь многое делается по старинке.
Компании, не замечающие происходящих изменений, беспомощно барахтаются в море бизнеса и порой готовы ухватиться за самые безнадежные идеи.
И все же не часто встречается деятельность более бессмысленная, чем работа компании «Великие транстихоокеанские авиалинии».
Чтобы успешно реализовать новые идеи, вы должны хорошо представлять себе сегодняшний и завтрашний день вашего бизнеса. Только уяснив эти вещи, можно адекватно воспринимать перемены в деловом мире.
Глава 15. Компания «Великие транстихоокеанские авиалинии» □ 187
В чем состоит ваш бизнес?
На первый взгляд нет ничего проще ответа на этот вопрос. Железнодорожная компания организует движение поездов, издательская — выпускает книги, автомобилестроительная — производит автомобили и т. д. В действительности же вопрос «В чем состоит ваш бизнес?» не так прост, и верный ответ на него не всегда очевиден. Обратимся к истории компании «Белл телефон». Что в конце XIX века могло быть для нее более естественным, чем производство телефонов?
Теодор Вайль был уволен из «Белл телефон» в 1890 году, после того, как осмелился задать руководству вопрос: «В чем состоит ваш бизнес?» Вайль был вновь приглашен в компанию спустя десять лет, когда результаты отсутствия у руководства ответа на его вопрос стали очевидными, то есть когда «Белл телефон», действуя без ясного понимания своих целей, оказалась в таком глубоком кризисе, что правительство стало подумывать о том, чтобы поставить ее под государственный контроль. Теодор Вайль сам ответил на свой вопрос: «Наш бизнес состоит не в производстве телефонов, а'в сервисном обслуживании». Это вызвало радикальное обновление всей деловой политики компании. Необходимо было заняться переобучением персонала, организовать дополнительную рекламу, потребовалось изменить всю финансовую политику, стержнем которой явилось предоставление услуг в любом месте, где клиент был готов за них заплатить, а главной заботой финансовых менеджеров стали поиск свободных средств, вложение их в развитие и получение прибыли.
Пассивно ожидать, что вас и ваш бизнес минуют неприятности, — это все равно что играть в «русскую рулетку». Возьмем, к примеру, телевидение. В то время как ведущие американские телекомпании безмятежно почивали на лаврах, Тэд Тернер сосредоточил свои усилия на создании наиболее успешно действующей и влиятельной компании кабельного телевидения. Среди достижений Тернера — создание общенациональной станции кабельного телевидения. «Си-эн-эн» (CNN)— один из ведущих в мире каналов теленовостей, «Тернер нетвэк телевижн» (TNT) — крупнейший развлекательный канал на кабельном телевидении. Тэд Тернер постоянно задавал себе вопросы о том, что он делает и что ему следует делать, чего нельзя сказать о многих его конкурентах. Если вы не знаете, в чем состоит ваш бизнес, вас, возможно, ждут тяжелые времена.
188□ Часть 2. Линейные игры для ума