Етодические рекомендации по выполнению. етодические рекомендации для обучающихся

етодические рекомендации для обучающихся

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовки сообщений к практическим занятиям необходимо введение изучить различные литературные источники, проанализировать их, и на основании этого сформировать и изложить свою точку зрения по видению данной проблемы.

етодические рекомендации по выполнению

курсовой работы

Методические указания предназначены для оказания практической помощи студентам – бакалаврам и руководителям курсовых проектов.

Объем курсового проекта– 30-35 станиц. Приложения в указанный объем курсового проекта не входят.

Курсовой проект по психологии личности в обязательном порядке должен содержать:

титульный лист;

содержание;

введение;

основную часть (две главы);

заключение;

список научной литературы, статей, Интернет-источников, используемых при написании работы;

приложения.

Основная частьдолжна состоять:

из двух глав (теоретическо-аналитической и опытно-экспериментальной) и двух параграфов в каждой главе;

В каждом параграфе должно быть не менее восьми-десяти страниц.

Количество страниц во введении - две-три.

Количество страниц в основной части – 26-29.

Количество страниц в заключении - две-три.

Количество страниц в первой и второй главах курсового проекта должно быть примерно одинаковым.

Конкретное содержание курсового проекта определяется темой исследования.

Во введении раскрывается актуальностьисследуемой темы, которая отражает суть проблемной ситуации, место и значение изучаемой проблемы в психологической науке и/или психологической практике.

Далее во введении отражаются цель, объект, предмет, гипотеза, задачиисследования, теоретическая основа, используемые методы и методики, база, выборка, практическая значимость. Все методологические категории выделяются жирным шрифтом.

Цель исследования –это предполагаемый результат исследования.

Задачи исследованияформулируются на основе цели, гипотезы, составленного плана работы.Каждый из пунктов плана должен найти отражение в задачах. Задачи решаются в первой и второй главах работы.

Объект и предмет исследованиякак категории методологического аппарата соотносятся между собой как общее и частное. Предмет является одним из множества элементов объекта исследования. В качестве объектапсихологического исследованияможет выступать какой-либо психологический процесс, свойство, состояние или иное психологическое образование. В предметеуказывается, какие именно аспекты, свойства, функции, стороны изучаемого объекта исследуются в работе.Предмет определяет тему исследования и название курсового проекта.

Гипотеза исследования – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее подтверждения в опытной работе и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным знанием. Гипотеза – это научное предложение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Как правило, она формулируется в виде сложноподчиненного предложения с использованием союза «если - то». Гипотеза, будучи средством перехода от старого знания к новому, неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. То, что всем и так очевидно – не гипотеза.

Теоретическую основуисследования составляют научные работы, теории, концепции конкретных ученых.

При перечислении используемых в работе методов и методик целесообразно брать за основу одну из классификаций методов.

При выборе конкретных методик исследования необходимо четко ориентироваться на предмет исследования. При перечислении методик следует, по-возможности, для каждой из них указать название, автора, цель.

При описании базы исследования необходимо указать полное название учреждения и город, где проводилась опытно-экспериментальная работа.

Выборку исследования составляют экспериментальные и контрольные группы испытуемых, принявших участие в эксперименте. При описании выборки указывают контингент, возраст, пол, численный состав выборки, способ ее формирования и др.

При определении практической значимости работы, необходимо указать, где, кем и какие конкретно разработанные автором материалы могут использовать на практике.

Впараграфах первой главыописываются научные теоретико-психологические основы исследуемой темы. Здесь необходимо проанализировать основные понятия, выявить их сущность, виды, рассмотреть их классификации, функции, свойства, дать характеристику объекта и предмета исследования, раскрыть и проанализировать его фактическое состояние на момент исследования, показать основные закономерности и возрастные особенности его развития. Для иллюстрации описываемых явлений можно использовать грамотно оформленные рисунки (схемы, модели), таблицы и т.д.

Результаты проведенного теоретического анализа отражаются в выводах по первой главе и являются основой для написания практической части работы.

Вовторой главе курсового проекта по психологии профессионального образования в двух параграфах описываются практические аспекты изучения предмета исследования. Вторая глава должна отражать содержание и ход проведения констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Она может носить название, начинающееся со слов «Диагностика и развитие …», «Исследование процесса …», «Опытно-экспериментальная работа по изучению и формированию …»

В первом параграфе второй главы курсового проекта по психологии профессионального образования сначала описываются условия проведения эксперимента (база исследования, выборка, время и продолжительность исследования, и задачи цели каждого из этапов), затем раскрываются диагностическая и формирующая программы исследования.Для каждой программы указываются цель, задачи.

Необходимо для каждого типа данных (L, T, Q) подобрать диагностические методики в соответствии с предметом исследования и составить из них диагностическую программу. В качестве диагностических методик могут использоваться различные тесты, проективные методики, стандартизированное наблюдение, анкеты, беседы и др. Далее каждую из методик необходимо описать по схеме:

· название,

· автор,

· цель,

· необходимый (стимульный) материал,

· возраст, для которой она предназначена,

· ход проведения (начиная с инструкции),

· особенности обработки и интерпретации полученных результатов.

Большое внимание следует обращать на количественные методы обработки и способы интерпретации полученных данных.

Сам материал методик (тексты тестов и опросников, образцы бланков, стимульный материал и пр.) размещается в приложении. Целесообразно подобрать и описать 3-5 методик исследования.

Диагностическая программа проводится с испытуемыми дважды: на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, т.е. до и после проведения формирующей программы.

Затем предлагается программа формирующей (развивающей, коррекционно-развивающей) работы. Раскрываются условия и средства формирования (развития, коррекции) изучаемого психического свойства, процесса или состояния, объясняется порядок введения экспериментальных переменных и пр. Описания конкретных конспектов занятий, игр, упражнений, сценарии проведения тренингов размещаются в приложении.

Во втором параграфе второй главы курсового проекта по психологии профессионального образованияпроводится качественный и количественный анализ полученных результатов, сравнение данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Используются методы математической статистики. Желательно подсчитывать средние значения по группам, приводить ход вычисления коэффициентов и т.д. Для представления полученных данных используются таблицы, гистограммы, графики и т.д. На основании сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента делается вывод об эффективности проведенной экспериментальной работы.

После второй главы пишутся выводы, в которых отражаются основные результаты проведения диагностических методик и общий вывод об эффективности формирующего этапа эксперимента.

После каждой главы формулируются общие выводы. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах. Однако выводы — это не перечисление того, что сделано, не организационные итоги: все поставленные в исследовании задачи решены или часть их. Выводы - это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты.

Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не следует. В выводах излишни также упоминания конкретных методик, с помощью которых получены доказательства. Не следует приводить имена или псевдонимы испытуемых, коэффициенты корреляции и другие детали. Выводы - это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной работы.

Рекомендуется писать выводы в такой форме, таким языком, который понятен не только специалистам, имеющим опыт научных психологических исследований, но и психологам-практикам, а также специалистам, работающим в других областях (педагогам, социальным педагогам, социальным работникам, врачам и т. д.).

Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное 4-6. Отсутствие выводов значительно снижает уровень представленной работы.

Наши рекомендации