Чясть 2. Уроки психологии в cpiqheu школе
Пятый клясс
Шли последние дни первой четверти учебного года. Неласковое солнце тундры, которое и летом-то не баловало жителей этого далекого сурового края по-настоящему теплыми деньками, осенью будто совсем исчезло, спрятавшись за грозными серыми тучами. Однако в эту последнюю перед долгожданными осенними каникулами неделю оно, наверное, решило все же подарить им свои прощальные лучи.
Но Аполлона не радовали игривые солнечные зайчики, забавно прыгавшие по потолку комнаты. Ему не было дела даже до предстоявшей ему сегодня четвертной контрольной работе по математике. Сколько сил положил он на подготовку к ней, сколько бумаги, чернил и времени истратил!
Встал Аполлон, быстро оделся и умылся. Мама позвала его завтракать жареной морковкой, а затем, взяв рюкзак, доверху набитый учебниками и тетрадками, он уныло поплелся в сторону школы.
А огорчен он был вот чем: уже второй день около большого серого дома, который стоял как раз на полпути от дома Штир-лицева к школе, лежала невесть откуда взявшаяся огромная рыжая собака. Как только кто-нибудь приближался к ней ближе чем на 50 шагов, она мгновенно вскакивала с места и начинала бешено лаять, брызгая слюной. При этом глаза у нее становились огромными, словно у глубоководной рыбины, и наливались кровью цвета томатного сока, так что, наверное, даже Шварценеггер сбежал бы без оглядки. Но Штирлицев не был даже Шварценеггером, поэтому вчера, когда он впервые столк нулся с псом, сначала попытался просто пройти краешком, оставшись незамеченным. Обойти злополучную псину было никак нельзя: со всех сторон был забор. Почуяв, что ее боятся и пытаются перехитрить, собака быстро сорвалась с места и на всех парах помчалась к Штирлнцеву. Увидев это, Аполлон повернулся и ускорил шаг, затем пошел быстрее, еще быстрее и еще быстрее. Наконец понял, что просто уйти не удастся, и пустился наутек. Он несся без передышки, не оглядываясь, и остановился лишь за калиткой своего дома. Перед самой калит кой собака все же успела отхватить огромный кусок от его новых синих джинсов и даже надкусить ногу в области голени. Продолжая лаять, взбешенная собака еще долго торчала у за' бора беглеца. Тот мгновенно запер калитку и все двери в доМс и трусливо выглядывал из окна, скрываясь за жалюзи.
Весь вечер Штирлицев ловил на себе укоризненные взгляды потомственной оленеводки мамы. Он соврал ей, что порвал джинсы, когда перелезал через забор во время игры в казаки-разбойники на перемене. Рассказать про псину, от которой убегал, было стыдно. Мама и так называла его трусишкой и тушканчиком, а еще отругала за испорченные джинсы. Штирлицев не мог понять, почему она называет его тушканчиком: ведь тушканчики бегают быстро, а он медленно, раз собаке удалось порвать штаны и оставить следы своих зубов на нем. Больше так продолжаться не могло!
Опечаленный, он вышел из дома и с замиранием сердца направился в школу, не зная, правда, как он до нее доберется. Школа была совсем рядом, всего и надо-то было перейти улицу и пройти мимо злополучного серого дома, у которого уже два дня лежала эта собака. Может быть, она ушла? Но нет, ее лай Штирлицев услышал еще от своего дома.
Обычно путь от дома до школы занимал несколько минут. Так было бы и сейчас, если бы не пес.
Вдруг Штирлицев увидел своего давнего знакомого кота Бази-лио, который жил неподалеку. Базилио был черным как уголь, и только два зеленых глаза выделялись из этой беспросветной черноты. Базилио считал Штирлицева своим другом, а Штирлицев считал своим другом Базилио. Аполлон нагнулся, погладил кота и сказал: «Привет, Вася!» Кот утробно замурлыкал и потерся о ботинки мальчика. Аполлон улыбнулся и пощекотал кота за правым ухом. Базилио забрался на колени к присевшему на корточки Штирлицеву, удобно лег там и закрыл глаза. Солнышко пригревало, и Аполлона тоже потянуло ко сну. Но надо было идти в школу. Как только мальчик подумал о школе, в его голове тут же возникла мысль о злосчастной собаке. Попросить кого-нибудь, чтобы помогли пройти мимо собаки? Но улица была пуста. Мама и папа уже ушли на работу, да и стыдно бояться. Но ведь не пройдешь же так! Она и съесть может!
В отчаянии Штирлицев схватил Базилио и, надев рюкзак, крепко прижал кота к себе, словно надеясь, что он поможет. Как вдруг...
— Что ты меня хватаешь?!
Голос был тонкий и выражал крайнее недовольство. Штирлицев удивленно огляделся. Улица была по-прежнему пуста,
ЧяСТЬ 2. ЫрОКи ПСиХОЛОГии В CPEUHEU ШКОЛ!
Пятый
никого вокруг. Зеленые глаза Базилио смотрели на него возмущенно.
— Отпусти меня! Поспать не дал, так хоть сейчас не хва
тай, — с тем же недовольством повторил голос.
Теперь Штирлицев ясно понял, что это сказал Базилио, сидевший у него на руках. Штирлицев недоуменно отпустил кота.
— Заговоришь тут от вас, — уже смягчаясь, но все еще оби
женно проворчал кот, умывая лапками мордочку.
Озадаченный всем этим, Штирлицев опустился на землю. Васька сел рядом. Так прошло 2, 3, 5, может быть, больше минут. Аполлон посмотрел на часы. Через 3 минуты он должен был сидеть за партой и писать четвертную контрольную. Он успел бы дойти до школы, если бы не эта собака, чей лай опять стал слышен. Штирлицев чуть не заплакал от безысходности. Он не знал, что делать.
— Так и будешь сидеть здесь из-за этой псины до ночи? У
тебя же контрольная, — продолжая умываться, сказал кот.
Штирлицев поднял на него глаза.
— А что мне делать? Вон она как зло лает за этим серым
домом, слышишь?
— Слышу. Но ты же не собираешься пропустить из-за нее
контрольную, к которой так долго готовился?
Штирлицев в отчаянии вскочил на ноги и снова сел на землю, обхватив голову руками.
— Ну что же теперь делать?!
— Вначале успокойся. Просто пройди мимо, как ходишь
всегда. Она тебя не тронет. А страх — он хуже смерти, — не
оставляя своего занятия, посоветовал Базилио.
— Ну да, она знаешь какая злющая! Я боюсь, — сказал
Аполлон.
— Раз боишься — сиди здесь и пропускай контрольную.
Или иди домой и вообще не ходи в школу, — равнодушно
сказал кот.
— Нет, что ты, нельзя. Как я могу пропустить четвертную
контрольную?!
— Тогда иди и не бойся. — Базилио начал мыть лапки.
— Но я боюсь, — сказал Штирлицев.
— Тогда сиди здесь или иди домой.
Школа была совсем рядом. Штирлицев и Базилио слышали, как прозвенел звонок на урок. Весь класс, наверное, уже сел
за парты, приготовил тетради и ручки, а учитель написал на доске задание.
Отчаянию Штирлицева не было предела. Не было на Земле в тот момент человека более несчастного, чем он. На глаза мальчика навернулись слезы.
— Слезами делу не поможешь, — сказал Васька.
— Слушай, Вася, а может быть, вместе пройдем мимо соба
ки, а? — умоляюще попросил Штирлицев.
— Нет. Я тебе, конечно, друг, но об этом даже не проси. Я
этих псов на дух не переношу. Мне в апреле ротвейлер с ули
цы Карла Маркса клок шерсти прямо с затылка выдрал. И
вообще... Так что иди один. Главное — не бойся. Все будет в
порядке. Страх — он хуже смерти. А я к тебе вечером зайду,
кефирчика выпьем.
Бедняге Штирлицеву ничего больше не оставалось делать. Он встал, взял рюкзак и мелкими шажками направился к школе. Вскоре он заметил собаку. Она лежала на привычном месте и грызла кость. «Загрызла, наверное, прохожего какого-то», — подумал в ужасе Аполлон. Он остановился как вкопанный. Завидя его, собака, как обычно, вскочила и угрожающе зарычала. Штирлицев отошел было на несколько шажков назад, но затем сделал несколько больших шагов навстречу собаке. Он шел все быстрее и быстрее, а в голове стучали слова Базилио: «Главное — не бойся, главное — не бойся, главное — не бойся!»
Так незаметно для самого себя он прошел мимо собаки!
Уже почти подойдя к школе, он словно очнулся от сна — так велико было его напряжение. Штирлицев оглянулся — собака спокойно лежала и грызла кость. Она не тронула его. Она даже не обратила на него внимания.
«Страх хуже смерти», — вспомнил Штирлицев слова кота Васьки через 40 минут, сдавая выполненную контрольную работу.
Вопросы Эля обсуждения
— Что чувствовал Штирлицев в начале сказки?
— Почему он никак не мог побороть свой страх?
~ Кто и как помог ему? ,
"~ Как понять слова «страх хуже смерти»? . л
ЧЯСТЬ 2. УРОКи ПСиНОЛОГии В CPSQHEU ШКОЛ|
Пятый кпясс
|Uj|,
ЗйнятиЕ 10. Стыпно ли бояться?
«Отгадай чувство».Водящий при помощи кисти руки изображает какое либо чувство. Остальные отгадывают.
«Страшный персонаж».Ведущий просит подростков задумать одного из наиболее страшных персонажей для детей (Годзилла, Кинг-Конг, Зомби и т.п.), записать его имя на листе бумаги. Листочки собираются вместе, тасуются. Затем подростки по очереди вытягивают один из них, изображают доставшегося им персонажа, а остальные определяют, что было написано на листочке.
«Страхи пятиклассников».Подростки обсуждают свое понимание страхов, делается вывод о том, что все люди в той или иной ситуации испытывают страх и это не всегда плохо. Затем подростки делятся на две команды, каждой из которых нужно за три минуты придумать и записать типичные страхи пятиклассников. Побеждает команда, записавшая большее количество страхов.
Работа со сказкой.