Чясть 2. Уроки психологии в срепнеп школе
Щестоп клйсс
ЗпнятиЕ 5. Агрессия во взаимоотношениях
МЕЖПУ РОйиТЕЛЯМи U QETbMU
«Эпиграф занятия».Вводится понятие эпиграфа к занятию, то есть фразы, которая будет помогать ребятам входить в тему занятия.
«Ребенок точно так же воспитывает и контролирует свою семью, как и она его»*.
Эпиграф учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают его.
«Чем недовольны родители?»Учащимся читаются выдержки из бесед с родителями. Предлагается определить, что общего в позиции этих родителей.
«В последнее время не узнаю своего сына. Кричит, ругается, кривляется, особенно когда его просят что-то сделать (в этом случае начинает плакать)».
«Беспокоит, что все время висит на телефоне. В доме постоянно много его друзей. Слушают музыку, да так громко, что соседи стучат. Со мной ничем не делится, говорит, что все равно не пойму. Я плачу от бессилия, ведь теряю ребенка, он для меня — все, отца-то давно уж с нами нет. Нет, не дождешься от него ни жалости, ни помощи. Что дальше делать, как дальше жить — не знаю». «У сына часто проявляется неуравновешенное поведение, бывает вспыльчив, импульсивен, а иногда обижается без причины. В такие минуты ни с кем не хочет идти на контакт. Часто чрезмерно упрям, даже когда сам понимает, что не прав»-.
«У дочки снизилась успеваемость, пропало желание учиться, появилась раздражительность, агрессивность, неуправляемость. Что бы я ни сказала, постоянно огрызается, грубит. Я всегда не права бываю. Что бы я ни посоветовала, все делает наоборот. Порой кажется, все у нее нор-
* Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 105.
мально, вдруг обидится ни с того ни с сего, уйдет в свою комнату, весь вечер просидит. Порой кажется, что я теряю дочь. Просто не могу понять, что случилось».
«Чем недовольны подростки?»Читаются выдержки из протоколов бесед с подростками. В позициях подростков также определяется общность.
«Все просто. Родители нас не понимают, закрывают глаза на наши желания. Они же знают про нас все наперед. Доказывать им что-то бесполезно. Как им объяснить, что я тоже имею право на свою жизнь, что не нужно контролировать каждый мой шаг? Я, может быть, сам знаю, что для меня лучше».
«Я очень хочу, чтобы родители не ссорились и чтобы у нас было все хорошо, чтобы я ничего не боялась, не прятала книжки, которые не нравятся маме, под подушку. Я живу как под рентгеном — надоело. Идешь куда-нибудь — куда? Мне больше всего хочется, чтобы меня оставили в покое, чтобы мама пыталась понять причину, почему человек так делает...»
«Между мной и отцом стена. А можно еще натянуть колючую проволоку. Он считает, что заботится обо мне. Да, мама и он покупают мне кучу всего и вечно лазают в мой рюкзак, но весь интерес отца ко мне — это посмотреть дневник и спросить: "Ну, как дела?" "Оставьте меня в покое", — ежедневно говорю я им. А они говорят, что я грублю и хамлю. В общем, они держат меня на поводке».
После обсуждения выдержек делается вывод, что часто во взаимоотношениях родителей и детей присутствует агрессия. Основной причиной ее возникновения является непонимание между детьми и родителями.
«Подростки не понимают... Родители не понимают...»Ве-
Дущий бросает подросткам поочередно то синий, то красный
Мячик. Те, кому попадает в руки синий мячик, заканчивают
предложение «Подростки не понимают, что родители...». Те,
Кому попадает красный — «Родители не понимают, что под-
Ростки...». ......