День 3. Слияние со стихией. Q способствовать осознанию своего места в «биосистеме» социальных организмов;

Логика третьего дня:

q способствовать осознанию своего места в «биосистеме» социальных организмов;

q помочь испытать парадоксальное мотивирующее действие дискомфорта, паразитизма, напряжения неразрешенной задачи;

q развить возможности согласования противоречивых побуждений и стратегического мотивационного самоуправления.

План тренинга и каждого из его трех дней, во-первых, зависит от представлений тренера о том, как должен совершаться переход от простого к сложному, от безличного — к более личному, от безопасного — к тому, что бросает вызов.

Во-вторых, план во многом определяется логикой перехода от разминочных упражнений к напряженной работе, а затем к упражнениям, обладающим большой внутренней мотивирующей силой, способной преодолеть усталость и падение работоспособности.

В-третьих, план диктуется необходимостью разнообразить упражнения, формы работы, способы подачи материала и приобретения нового опыта. Без разнообразия тренинг превращается в штудирование или муштру.

Мотивационный тренинг — это пространство, которое постепенно заполняется элементами опыта, как заполняется полотно стежками вышивальщицы или мазками художника. Для того чтобы получилось целостное произведение, необходимо заполнить «стежками» — элементами опыта — все пространство полотна.

Однако опытная вышивальщица может сначала заполнить те элементы узора, которые нужно вышивать нитью одного цвета, затем те, которые вышиваются нитью другого цвета, затем третьего и т. д. Главное, чтобы в конце работы все пространство было заполнено. И художник, повинуясь извивам вдохновения, может прорисовывать то одни, то другие части полотна.

Аналогичным образом, в мотивационном тренинге тренер может идти за нитью опыта, который только что был получен участниками тренинга, вместо того чтобы следовать заранее продуманной последовательности тренинговых процедур.

Всякий раз он должен принимать такое решение заново, памятуя о тех трудностях и том ущербе для тренинга, которые оно может повлечь за собой.

Ощущение структурированности полученного материала — одно из важнейших обретений участников. Не все они способны следить за проворными стежками, появляющимися то в одной, в другой части полотна.

И все же глубина полученного опыта и новых идей — превыше структуры, а постижение нового — важнее систематичности.

2.2. План тренинга День 1. Погружение в стихию

Логика первого дня:

q продемонстрировать действие стихийных мотивационных сил в отвлеченной от реальности игре;

q помочь участникам использовать эти силы в приближенной к реальности игре;

q и в заключение вернуться в мир современного бизнеса с помощью деловой игры с подсчетом и распределением денег.

Таблица.

  Тренинговое действие     Время     Как это сделать     Примечание  
    I. Знакомство     30 мин   Каждый участник отвечает на вопрос: «Что в моей личности помогает мне мотивировать других людей и что — мешает?» Каждый последующий участник сначала повторяет сказанное предыдущим участником, потом говорит о себе     Тренер начинает круг с участника, который сидит недалеко от него, чтобы иметь возможность скорректировать процесс, если участники начинают говорить об отсутствии денег, времени и т. п.  
    2. Обобщение названных участниками преимуществ и проблем     5 мин     Тренер подчеркивает, что одни и те же особенности могут одним людям помогать, а другим мешать мотивировать других людей. Формулирует цель тренинга: овладение методами активизации мотивов     Цитируя те или иные высказывания, тренер должен смотреть на тех участников, которым эти высказывания принадлежат  
  3.Введение норм   10 мин     Тренер предлагает участникам обращаться друг к другу на «ты». Договаривается с тезками о том, как их будут называть в группе. Предлагает 3 нормы: активности, психологической и физической безопасности       На этой стадии тренер проявляет деловитость и твердость, вежливо и с чувством юмора пресекая долгие рассуждения. Все хотят работать, и большинству не нужны объяснения, почему он это делает    

Продолжение таблицы.

  Тренинговое действие     Время     Как это сделать     Примечание  
    4. Лекция, структурирующая представления участников о мотивации       30 мин     Предлагаемая в лекции структура должна быть тщательно продумана тренером, буквально им выстрадана. Он должен уметь ответить на любой вопрос по поводу этой структуры, проиллюстрировать любой ее элемент. Лучше, если тренер сам ее создаст. Подходящие материалы и конспект моей лекции даны в разделе 3.1     Обязательно использование иллюстраций из книг, кинофильмов, из жизни. Необходимо рисовать схему на флипчарте. В раздаточные материалы включать схему не рекомендуется. Структура должна буквально «родиться» на месте, а участники должны почувствовать желание все это немедленно записать  
    5. Командная работа по установлению мотивационных групп       40 мин     Материал о мотивационных группах рекомендуется включить в брошюру для участников. Техника проведения командной работы описана в разделе 4.2.1     Результаты командной работы должны быть записаны тренером на флипчарте  
    6. Обобщение работы по установлению мотивационных групп       10 мин     Можно просто подсчитать, какие группы большинству участников труднее всего мотивировать. Можно указать, с какими из групп мы будем работать в процессе тренинга. Можно сформулировать те выводы, которые невозможно предусмотреть заранее     Распределение частот упоминания разных мотивационных групп должно быть представлено на доске  
    7. Ролевая игра-омнибус «Два племени»       30 мин     Это игра по гипотетическому сценарию тренера. Материалы даны в разделе 4.1. 1а. Игра потребует от тренера вдохновения, артистизма, личностной силы и... звучного голоса     В процессе игры участники должны почувствовать силу природной стихии территоризма и невольно поддаться ей — именно такая игра может с читаться успешной  
    8. Введение первого понятия мотивационной лаборатории — территоризма     10 мин     Эта краткая речь должна звучать как страстный призыв увлеченного исследователя природных стихий и в то же время — как обобщение наблюдений, сделанных в процессе игры «Два племени». Материалы даны в разделе 3.2 и в Приложении 3     Определение территоризма должно быть записано на флипчарте  

Продолжение таблицы

  Тренинговое действие     Время     Как это сделать     Примечание  
    9. Ролевая игра-омнибус «Два отдела»       50 мин   Это игра с гипотетическим сценарием тренера. Взаимодействие должно происходить внутри каждой из двух команд, а не между ними, чего нелегко добиться. Описание игры дано в разделе 4.1.3 а   В процессе инструктирования участников тренер еще раз повторяет сними основные закономерности территоризма и выдает им соответствующие Алгоритмы из Приложения 3  
  10. Подведение итогов игры «Два отдела»       10 мин     Тренер должен суммировать способы территористического и антитерритористического мотивирующих воздействий     Можно при анализе игры дополнительно записывать в Алгоритмы находки группы и вообще изменять Алгоритмы  
  11. Ролевая игра «Территоризм в действии»     40 мин     Это — ролевая игра по гипотетическому сценарию участников. Техника проведения дана в разделе 4.1.2а     Все находки должны фиксироваться на флипчарте  
  12. Деловая игра «Распределение окладов в фирме»     40 мин     При распределении задач командам рекомендуется использовать обращение ролей: тем, кто в жизни является Генеральным директором, в игре лучше быть офис менеджером, и наоборот. Игра должна вывести группу к обсуждению мотивирующей и контролирующей силы денег, приоритетности различных видов деятельности в форме, соотношения значимости деятельности с объемом ее компенсации. Описание дано в разделе 4.3     Результаты должны быть тщательно зафиксированы на флипчарте. После игры можно устроить перерыв, чтобы быстро подсчитать, какую сумму выделила каждая из групп на функции производства, маркетинга, развитие персонала, бухгалтерию, офис. Лучше рассчитывать средние значения, тогда легче производить сопоставления  
  13. Обсуждение деловой игры «Распределение окладов в фирме     20 мин     Тренеру рекомендуется проанализировать различия в представлениях разных групп о том, какая компенсация будет пропорциональной вкладу каждой из групп. Эти различия помогут определить, какие функции фирмы кажутся участникам самыми важными, заслуживающими наибольшей компенсации     Игра должна быть также иллюстрацией того, как процесс дележа (распределения) денег автоматически повышает уровень вовлеченности участников  
  14. Выдача домашнего задания «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни»       15 мин     Домашние задания особенно хороши, когда участникам еще хочется заниматься, а время уже истекло. Кроме того, домашние задания позволяют справиться с растревоженными чувствами. Инструкция дана в разделе 4.4.1     Можно выдать бланки домашнего задания отдельно от брошюры, так как многие участники предпочитают не брать брошюру домой, а оставлять ее в ком нате для занятий  

Продолжение таблицы.

  Тренинговое действие     Время     Как это сделать     Примечание  
    15.Обмен впечатлениями о первом дне       20 мин     Тренер задает вопрос: «Что было самым важным для меня в течение сегодняшнего дня?»     Мой опыт показывает, что эти высказывания можно записывать. Если все было сделано правильно, это не вызовет настороженных реакций, а скорее будет воспринято как стремление тренера совершенствовать свою работу(на самом деле, так оно и есть).  
  Итого:     360 мин          

Программа первого дня рассчитана на 360 минут, то есть на 6 часов чистого рабочего времени. При 8-часовом рабочем дне (10.00—18.00) 1 час уйдет на обеденный перерыв и около 30 минут — на перерывы. 30 минут оказываются «свободными». Их необходимо предусмотреть для ответов на спонтанно возникающие вопросы и дискуссии.

Наши рекомендации