Общая характеристика работы. Бадмаева Наталья Цыденовна
На правах рукописи
УДК 152.3
Бадмаева Наталья Цыденовна
Мотивационная основа развития
Общих умственных способностей
19.00.01 – Общая психология, психология личности,
история психологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук
НОВОСИБИРСК – 2006
Работа выполнена на кафедре общей психологии и истории психологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»
Научный консультант: доктор психологических наук, профессор
Леонтьев Владимир Григорьевич
Официальные оппоненты:доктор психологических наук, профессор
Алексеева Людмила Фоминична
доктор психологических наук, профессор
Агавелян Оганес Карапетович
доктор психологических наук, профессор
Нургалеев Владимир Султанович
Ведущая организация:государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет»
Защита диссертации состоится «_______» __________________ 2006 года в _______ часов на заседании диссертационного совета Д 212. 172. 01 при Новосибирском государственном педагогическом университете по адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, конференц-зал факультета начальных классов. Тел.: 2681191.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.
Автореферат разослан «_______»___________________2006 года
Ученый секретарь
диссертационного совета С.П.Беловолова
Общая характеристика работы
Актуальность и постановка проблемы исследования. Актуальность изучения мотивационной основы развития общих умственных способностей обусловлена, во-первых, особенностью современной быстро меняющейся жизни общества, заключающейся в повышении требований к интеллектуальной активности человека, к его умственной работоспособности, к умению быстро ориентироваться и действовать в сложных и эмоционально напряженных ситуациях. Во-вторых, рационально-логическая форма решения возникающих перед человеком задач не всегда оказывается эффективной, поскольку на продуктивность интеллектуальной деятельности непосредственно влияют эмоционально-мотивационные компоненты. В-третьих, несмотря на то, что к настоящему времени накоплено достаточно много данных о природе общих умственных способностей, еще недостаточно изучены эмоционально-мотивационные факторы, влияющие на их развитие. Кроме того, в социальной практике больше внимания уделяется формально-логической стороне развития умственных способностей, а эмоционально-мотивационная сторона этого процесса формируется в основном стихийно. В-четвертых, анализ классических представлений и результатов современных исследований в области способностей, показал, что, несмотря на значительный эмпирический материал и многообразие попыток создать общую концепцию развития способностей, на сегодняшний день нет единой теории и четко сформулированных закономерностей развития познавательных способностей в онтогенетическом плане. И, в-пятых, не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения и деятельности человека, нечетко сформулированы основные понятия, недостаточно изучено соотношение продуктивности общих умственных способностей и личностно - мотивационного компонента интеллектуальной деятельности. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что изучение мотивационной основы развития общих умственных способностей относится к разряду наиболее сложных и недостаточно решенных вопросов психологической науки.
Цель исследования - разработка и обоснование концепции мотивационной основы развития общих умственных способностей.
Объект исследования- развитие общих умственных способностей.
Предмет исследования - мотивационная основа развития мыслительных, мнемических и перцептивных способностей.
Гипотеза исследования сформулирована нами в виде нескольких допущений:
1. Развитие общих умственных способностей зависит от содержательной и динамической сторон мотивации умственной деятельности и обусловлено не отдельными мотивационными факторами, а системой мотивационных факторов. В качестве базовых мотивационных факторов развития общих умственных способностей выступают коммуникативная, учебно-познавательная и творческая мотивации.
2. Развитие общих умственных способностей зависит от интенсивности самих умственных процессов, которая обусловливается значимостью для личности и результатов ее деятельности. Повышение динамического уровня мотивации способствует общему повышению активности индивида в других областях жизнедеятельности.
3. Побудительной силой активности личности выступают мотивационные механизмы. Если «внешняя» мотивация достижения угасает вместе с достижением цели, то специфически познавательная мотивация («внутренняя» мотивация) постоянно энергетически подкрепляется действием психологических механизмов и ведет к формированию и развитию общих умственных способностей.
Исходя из цели исследования и допущений гипотезы, нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую природу общих умственных способностей и проблему их развития.
2. Изучить мотивационную основу умственной деятельности и мотивационные механизмы развития общих умственных способностей.
3. Провести теоретический анализ ведущих концепций о влиянии мотивации на развитие общих умственных способностей.
4. Выявить влияние мотивации на развитие базовых умственных способностей: мыслительных, мнемических, перцептивных.
5. Выявить закономерности влияния разных видов мотивации на развитие общих умственных способностей.
Методологической основойисследования явились положения, сформулированные в трудах: С.Л.Рубинштейна - о взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений материального мира (принцип детерминизма) и о единстве интеллектуального и эмоционального; Б.Ф.Ломова - о системном подходе к изучению психического; А.В.Брушлинского - о непрерывности психики и основных тенденциях развития когнитивной психологии; Л.С.Выготского - о культурно-исторической основе высших психических функций; Ж.Пиаже - о возрастной периодизации психики и единстве аффективной и когнитивной жизни ребенка.
При обосновании теоретической основы исследования мы опирались на следующие теории и концепции отечественных и зарубежных ученых:
- на основные положения теории способностей и представления о свойствах нервной деятельности в рамках дифференциальной психофизиологии Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Н.С.Лейтеса, А.Н.Леонтьева, В.Д.Небылицына, В.М.Русалова, О.К.Тихомирова, В.Л.Голубевой, С.А.Изюмовой, В.Д.Шадрикова, М.А.Холодной и др.;
- на представления о мотивации достижения и полимотивации деятельности, разработанные в трудах Дж.Аткинсона, X.Хекхаузена, Д.Макклелланда, А.Маслоу, И.В.Имедадзе, на представления о функциональной системе как нейропсихологической основе перевода потребностей в мотивацию деятельности (Н.А.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Р.Лурия и др.);
- на представления о внутренней и внешне выраженной мотивации (М.Г.Ярошевский, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский и др.);
- на положения В.Г.Леонтьева о мотиве и мотивации как сложных динамических образованиях, о мотивационных механизмах умственной деятельности.
Изучение мотивации велось на основе методов психодиагностических измерений В.Г.Леонтьева, Г.А.Аминева, М.В.Матюхиной, М.Р.Гинзбурга, М.Д.Шмальта, Е.П.Ильина, Н.Г.Лускановой, В.Г.Асеева, А.К.Марковой, В.К.Вилюнаса. Исследование индивидуально-психологических параметров проводилось с помощью методик Р.Кеттелла, Дж. Роттера, М.Рокича, М.Люшера, теста MMPI, методики репертуарных решеток Дж.Келли и др. Для изучения особенностей интеллектуальной деятельности применялись тесты Р.Амтхауэра, Д.Векслера, Г.Айзенка, Дж.Равена, Джекобсона, Е.П.Торренса, школьный тест умственного развития (ШТУР) и др. Методы математико-статистической обработки данных включали корреляционный,дисперсионный,факторный и кластерный анализы. Объемные математические расчеты производились с помощью статистического пакета «STATISTICA 6.0».