Три состояния души и этапы восстановления
1.Противоестественное – человек как куча осколков падшего образа (обычное наличное, когда человек не работает над собой)
2.Естественное -(человек приходит в себя и обращается к Церкви, покаянию, с помощью благодати изменяется, живет и мыслит по заповедям)
3. Вышеестественное
Духовное зрение: преп. Сергий видел, кого убивают на Куликовом и молился об усопших
Слышание – ангелы давали напевы, которые будоражат душу. Ведут ее к Богу
Послушание твари человеку- звери служили святым.
Доминанта на Собеседнике (по Ухтомскому):
Божественное «Ты» Победа над эгоцентрической доминантой,
освобождение от «Двойника» - видя лицо
Другого, человек обретает свое лицо, становится
личностью. Человек «перестает бредить самим
Духовное «Я» собой » и с этого момента начинается самопознание
диалог и самовоспитание.
Наличное «Я»
«Когда человека вдохновляет Красота Истины…, он прочно и навсегда пойдет за этой красотою, ибо будет забывать себя и уходить постоянно от себя к ней – куда она, туда и он.»
Восприятие Бога как личности позволяют человеку изменить свое естественное отношение к страданию и перестать избегать его любой ценой.
Над страданием становится более глубокое для души чувство – любовь, ответная сыновняя любовь к Отцу Небесному. Тогда заповеди представляются для человека не внешним принуждением, но путем к Богу, путем самоотречения, привлекающим к нему милость Бога и оживотворяющем его сердце.
«В любви к Богу – сила жизни, сила творческая, благодатная, освобождающая человека от оков страстей, сжигающая их своим огнем. Только эта благодатная сила создает в христианской душе сверхъестественное качество – любовь к врагам.
Стремление к богу как к сверхъестественному источнику совершенных Любви, Красоты, Истины является объективным по природе для здоровой человеческой души. Вне этого сердечного влечения религиозное чувство подвергается опасности вырождения в обрядоверие, фанатизм или морализаторство.
Чувство стремления к Богу является побудительной силой человека . Оно принципиально отличаетсяи от стремления к превосходствупо А.Адлеру, и от стремления к самоактуализации по А.Маслоу, и даже от поиска смысла жизни по В.Франклу, тем более оно ни коем образом не связано с сексуальным чувством– либидо, похоть по З.Фрейду.
Формируется диалогичный путь сознания (христианская духовность) оно проявляется в стремлении слышать, видеть , воспринимать другого, не внося это восприятие своих искажений.Такая установка сознания лежит в основе человеческого бытия, подлинного творчества, является условием движения к полноте разнообразия форм жизни.
Средства восстановления личности:
Покаяние, Молитва, Пост, Слово Божие, Таинства.
Противоположный путь - доминанта на себе- монологический тип сознания.
Наличное «Я»
Подавление(сосредоточенность на себе:
Эгоизм, самость, своеволие)
Духовное «Я»