Ейс 1.2 Новые глобальные тенденции производства и потребления.
1. Назовите и обоснуйте причины изменения поведения потребителя?
2. Какова роль рекламы в изменении поведения потребителя?
3. Рационально ли поведение современного потребителя?
4. Какова роль производства в развитии современных рыночных тенденций?
5. Какие возможны изменения динамики производства и потребления в ближайшем будущем? Ответ обоснуйте
6. Актуальна ли для России проблема ускорения производства и потребления. Приведите примеры?
7. Каковы перспективы развития российских компаний в новых условиях? Как изменится доля на рынке?
1. Товары стали приобретаться не столько, как для удовлетворения витальных нужд, а сколько для эмоциональных запросов. Эмоциональные связи между людьми нарушены и их условными эквивалентами начинают выступать вещи. У людей изменилась потребности. Раньше вещи служили для удовлетворения необходимой потребности людей, так пальто – защита от холода, когда сейчас на первый план вышло другое, например: одежда уже является не как защита от холода, а как способ украсить свой внешний вид. Эта одежда зачастую является одноразовой, т.е. используется один сезон, т.к. современный рынок очень разнообразен и каждый раз он преподносит нам что-то новое.
Быстрота реагирования на новинки, обновления компаниями своего ассортимента несколько раз в год. Эти компания делают ставку на разнообразие и моментальную смену продукции (зачастую такая быстрая смена ассортимента ставит на второй план качества продукции). Этим компания обращает на себя внимание потребителей. С каждым новым ассортиментом продукции, у потребителя появляются новые потребности, в зависимости от предложения продукции данной компании (то, что нам предлагает ассортимент рынка, на то и реагирует потребитель). Такие «быстрые» компании существенно и изменили понятия идеального ассортимента. Так раньше более 80% ассортимента занимала «база» - ходовая функциональная одежда «на все случае жизни», и только остальное модель с модными трендами. Сегодня акцент «быстрых» именно на модные коллекции.
Привлечения компании сторонних художников для заинтересованности потребителя. Это используется в качестве рекламы, т. е. с цель заинтересовать лиц своей продукцией (каким-нибудь оригинальным выпуском продукции, сделанным автором сторонним художником). Эта заинтересованность лица не самой продукции фирмы, а продукции данного автора коллекции, например: человек никогда не интересовался продукцией Компании «С», но с того момента, как компания стала выпускать продукцию, приглашенного, известного деятеля, художника или конструктора, эта компания заинтересовала данного человека в своей продукции и он стал их постоянным потребителем. Примером может этому послужить компания Apple: в сознании потребителей, компания Apple тождественна с именем Стива Джобса, т.е если бы он ушел в другую компанию, то он бы увел за собой значительную часть потребителей.
Качество продукта. Есть такие компании, которые не так заинтересованы в быстротечности выхода новой продукции, как в ее качестве. Некоторые потребители отдадут предпочтения более качественному продукту. Так компания Sony Ericsson сделала ставку на качественный и довольно дорогой продукт. В результате сегодня у Sony Ericsson динамика намного выше, чем у лидера Nokia.
Так же хотелось отметить, чем ниже цены, тем выше спрос.
2. В условиях развитого рынка, когда присутствует жесткая конкуренция, и каждый продавец стремиться удовлетворить потребности покупателя, реклама может послужить фактором конкурентной борьбы.
Компания способна оживить продажи с помощью качественной рекламы. Так компания Diesel чтобы оживить продажи, не только разбавила свой скучноватый джинсовый ассортимент китчевыми вещами, но и перестроила рекламную стратегию, сделав акцент на своеобразный юмор и эпатаж и тем самым увеличила свой круг потребителей в частности молодежи. Реклама доносит до людей информацию о продукции. Она создает имидж (лицо) компании, тем самым, рассчитывая на аудиторию своих потенциальных потребителей. Она пытается уловить последние тенденции и передать их в своей рекламной компании в телевидении, в газетах, на рекламных щитах тем самым, привлекая потребителей. Также в качестве психологического воздействия делает акцент на заниженные цены продукции, бонусные акции, качество продукции а также приглашает именитых лиц. Тем самым, призывая клиента к своей продукции.
Реклама также использует тематику продукции, чтобы привлечь аудиторию, на которую данная продукция рассчитана. Например: в рекламе детской продукции используются мульт герои, чтобы привлечь внимание детей.
3. Поведение современного потребителя не рационально, т.к. потребитель останавливает свое внимание не на действительных нуждах (пальто – защита от холода, машина – средство передвижения), а на эмоциональных запросах, а также потребитель обращает внимание не на качество, практичность и долговечность, а на цену и последнего тенденции. Из-за последнего срок потребления приблизился к минимуму.
Реклама также способствует не рациональности поведения. Она призывает купить человека вещь, которая ему не нужна. И человек привлеченный рекламой тратит свои средства на ненужную ему продукцию.
4. Из-за быстротечности новинок, производству приходится подстраиваться под современный рынок. Совершенствование технологий производства позволяют выпускать большие товары за меньшие сроки.
Развитие технологий и глобализации позволяют компании существенно экономить на производстве. Однако с другой стороны, у компании начинают расти издержки в других частях бизнеса. В последние годы увеличилась стоимость интеллектуальной разработки продукта (ведь на многих рынках модели постоянно усложняются). Международное разделение труда, интеллектуальная и креативная работа в основном сосредоточенна в Западной Европе и США. Выросла стоимость научной разработки моделей. Из-за географической экспансии компаний, глобального разделения труда увеличились и на логистику (некоторые компаниям удается решить эту проблему, запуская производство на локальных ранках). В конечном итоге общие издержки создания практически всех товаров неуклонно возрастают. Производителям ничего не остается делать, как экономить на самом продукте. Компаниям приходится идти на всякие ухищрения. Например решить задачу выпуска новинок. Компания выпускает не похожие внешне, но имеющие идентичную технологичную базу продукции или изменяет, какие-то детали в своей продукции и выпускает, как совершенно новый товар. А принципиальные инновации появляются редко, где-то раз в десять лет.
5. В ближайшее будущее компании будут озадаченны созданием новой ассортиментной матрицы – более оптимальной и жесткой. Сегодня многие из них признают раздутость ассортимента. Люди просто дезориентированы в выборе. Поэтому модельный ряд вряд ли кто-то будет наращивать. А вот сокращать, делать его более целевым, более продуманным — это да. Регулярные новинки будут появляться только в круглогодичном ассортименте, сезонный же модельный ряд производителей постепенно оптимизируется и будет оставаться год от году без существенных изменений». К сокращению и оптимизации модельного ряда есть и другая предпосылка — рост стоимости товаров, т.к конкуренция ужесточается, прибыли компаний растут медленнее, чем их издержки. В этих условиях производители понимают необходимость расширения в своем ассортименте доли более дорогого продукта. Но тогда нужно предложить рынку новое, лучшее качество. А это возможно, только сделав адресный продукт с большей добавленной стоимостью — то есть, уйдя в ниши.
6. Ускорение производства и потребления в последние годы неизбежно становится актуальным и для России. В нашей стране уже есть игроки, которые намерены в перспективе работать в режиме fast fashion и для этого выстраивают необходимую производственную инфраструктуру. Это самые продвинутые производители, лидеры в своих отраслях. Эти компании намерены обновлять ассортимент не реже, чем транснациональные конкуренты. Однако таких компаний в России немного. В целом отечественные игроки пока движутся в самом хвосте fast fashion. Причины разные: отсутствие производственной инфраструктуры, проблемы с таможней, сырьем. Кроме того, отечественным компаниям предстоит еще работать над своими технологиями. Мы пока значительно проигрываем транснациональным компаниям в качестве и обновлении ассортимента, реакции на изменения потребителя.
7. У российских компаний сегодня есть хороший задел, чтобы воспользоваться возможностью создавать нишевые продукты. Наши отнчествееные компании не всилах бороться с конкуренцией иностранцев, т.к у нас не налажено производство и российскому производству не успеть за производством иностранцев. Поэтому России ничего не остается делать, как сконцентрироваться на производстве продукта с более высокой интеллектуальной составляющей.
Успешный пример спровоцировал появление два-три года назад волны компаний, сделавших ставку на качество продукта. В производстве одежды это Glance или Ketroy, молочной продукции — «Рузское молоко», мебели — «Дятьково». Есть основания считать, что нишевых компаний будет только больше. Бесспорно, на этом пути отечественных игроков ждут сложности — у нас нет культуры производства качественных товаров, нет кластерной организации бизнеса, нет инфраструктуры. А это значит, что издержки наших компаний будут велики. Быстрых же дивидендов нишевая стратегия, в отличие от стратегии, ориентированной на массовый рынок, не приносит.