Вступление. Религия, которая убивает
Библиографическая справка
При разработке курса автор пользовался вероучительными книгами тоталитарных сект, их другими публикациями и материалами (как рекламными, так и для «внутреннего пользования»), сектоведческими исследованиями зарубежных и отечественных авторов, судебными материалами, государственными экспертизами и парламентскими документами, широким кругом публикаций в СМИ, информационными листками Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, материалами международной компьютерной сети «Интернет», информацией, полученной в результате личных встреч с функционерами и рядовыми членами сект, бывшими членами сект, а также близкими и родителями жертв сектантства.
При составлении лекций по соответствующим сектам чаще всего автор обращался к следующим критическим источникам (научным исследованиям, богословским диспутам, свидетельствам бывших членов сект, судебным документам, журналистским расследованиям и т. п.):
Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает.— Sparks J. The Mind Benders. Nashville, 1979; Материалы Международного Диалог-Центра; Breault M. and King M. Inside the Cult. N. Y., 1993; Meldgaard H. Exit Heavens Gate // Spirituality East and West, № 1, 1997; Lamberg L. Psychiatrist Explores Apocalyptic Violence in Heaven's Gate and Aum Shinrikyo Cults // Journal of the American Medical Association, 7/16/97; Щипков А. Во что верит Россия. Курс лекций. СПб., 1998.
Глава2, а также Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Части 1, 2.— Записи публичных выступлений проф. Йоханнеса Огорда, президента Международного Диалог-Центра; Sparks J. The Mind Benders. Nashville, 1997; Hassan S. Combatting Cult Mind Control. Vermont, 1990; Дворкин A. 10 вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995 (2-е издание 1998); Enroth R. The Lure of the Cults & New Religions. Illinois, 1987; Recovery from Cult, Langone M., ed., N. Y., 1993; Giambalvo C. Exit Councelling. Family Intervention, American Family Foundation, 1991; Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста. Новосибирск, 1997; Чалди-ни Р. Психология влияния (3-е международное издание). СПб., 1999; Abgrall J. M. La mecanique des sectes. Documents Payot. Paris, 1996;
Библиографическая справка
Patrick Т., Dulack Т. Let our Children Go! N. Y, 1979; Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса. М., 1999; Dumont L Е., Altesman R. D. A Parents Guide to Teens and Cults. N. J., 1989; Lifton R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of «Brainwashing» in China. N.Y., 1961.
Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны).— Tucker R. Strange Gospels. London, 1989; Ropp, Harry L Are the Mormon Scriptures Reliable? Downers Grove, Illinois, 1987; Where Does \t Say That? (A Research Tool Compiled by Bob Witte), Michigan, б. г.; Материалы Международного Диалог-Центра; Материалы Центра апологетических исследований; Ritchie J. The Secret World of Cults. 1991; Hauth R. Die Mormonen. Freiburg, Basel, Wien, 1995.
Глава 5. «Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы».— Tucker R. Strange Gospels; Швечиков А. Н. Рай земной: новая сказка. СПб., 1997; Франц Р. Кризис совести. М., 1998; Haack F. W. Jehovas Zeugen. Munchener Reihe, 1993; ЕвменовД. Б. История создания и учение «Общества Сторожевой башни» (на правах рукописи/диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия). М., 1998; Манса-нарес С. В. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». Тбилиси, 1995; Ritchie J. The Secret World of Cults.
Глава 6. Сайентология.— Atack J. A Piece ofBlue Sky. New Jersey, 1990; Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии (под редакцией А. Дворкина). М., 1997; Atack J. The Total Freedom Trap. Scientology, Dianeticsand L. Ron Hubbard. EastGrinstead, 1992;Le proces de L'Eglise de Scientologie. Albin Michel, Paris, 1997; Wakefield M. The Road to Xenu (рукопись); Der Geheimdienst der Scientology Organisation Grundlagen, Aufgaben, Strukturen, Methoden und Ziele. Freie und Hansestadt Hamburg, 1987; Corrydon В., Hubbard L R. J. Hubbard: Messiah or Madman? New Jersey, 1987; Miller R. Bare-Faced Messiah. London, 1987; Von Billerbeck L Nordhausen F. Der Secten Konzern. Berlin, 1994; Haack F. W. Scientology — Magie des 20. Jahrhunderts. Munchen, 1982; Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults; Щипков А. Во что верит Россия.
Глава 7. «Движение объединения» Сан Мён Муна..— Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1995; Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults; Sparks J. The Mind Benders; Буайе Ж. Ф. Империя Муна. М., 1990; Champollion С. Affidavit (рукопись); Gandow Т. Mun-Bewegung. Munchen, 1993; Haack F. W. Das Mun-lmperium. Beobachtungen-lnformationen-Meinungen (Findungshilfe Mun-Bewegung. Arbeitsgemeinschaftfur Religions- und Weltanschauungsfragen). Munchen,
Библиографическая справка
1991; Investigation of Korean-American Relations. Report of the Subcommittee on International Organizations of the Committee on International Relations US House of Representatives. October 31, 1978, Washington, D. С; Щипков А. Во что верит Россия; Кузнецова Т. И. Му-низм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999; Hong N. In the Shadow of the Moons. Boston, 1998.
Глава 8. Эволюция индуизма и его современное состояние.— Aagaard J. Who is Who in Guruism? // Haack F. W. Guruismus und Guru-Bewegungen. Munchen, 1992; Elementary Youga. — Documentation from the Dialog Center International; Вишал Мангалвади. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. СПб., б. д.; Елисеев Владимир, свящ. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., 1995; Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубинского А. М. М., 1996; Махарадж Р. Р. Смерть одного гуру. Новосибирск, 1995; Медведев М. Пять дней в Орхусе, или взгляд на «новую духовность». Пермь, 1995; Пименов А. Возвращение к дхарме. М., 1997; Роуз Серафим, иеромонах. Православие и религия будущего. М., 1997; Ткачева А. Ашрам как организационное звено современного индуизма // Индуизм: Традиции и современность. М., 1985; Фаликов Б. 3. Неоиндуизм и западная культура. М.,1994.
Глава 9. «Общество сознания Кришны».— Tucker R. Strange Gospels; Sparks J. The Mind Benders; Hubner J., Gruson L Monkey on a Stick. N. Y., 1988; Muster N. Betrayal of the Spirit. Urbana & Chicago, 1997; Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура; Основы религиоведения (под редакцией И. Н. Яблокова). М., 1994; Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь; Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса; Ritchie J. The Secret World of Cults.
Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (ТМ).— Sparks J. The Mind Benders; Haak F. W. und Gandow T. Transcendentale Meditation. Muenchen, 1992; TM in Court. California, 1978; Recovery from Cult, Langone M., ed.; Tucker R. Strange Gospels.
Глава 11. Другие псевдоиндуистские секты.— Gandow T. Guru Chinmoy und die Sri-Chinmoy-Bewegung. Munchen, 1993; Informationen ueber neue religiose und weltanschauliche Bewegungen und sogenannte Psychogruppen. Berlin, 1994; Streifzug durch den Religiosen Supermarkt. Munchen, 1996; Клюев Б. Гуру, «богочеловеки» и «сверхлюди» // Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991; Клюев Б. Кун-далини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. М., 1985; Щипков А. Во что верит Россия.
Библиографическая справка
Глава 12. «Семья» («Дети Бога»).— Материалы Международного Диалог-Центра; Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults; Martin W. The New Cults. Б. м., 1980; Patrick Т., Dulack T. Let our Children Go!; Sparks J. The Mind Benders.
Глава 13. «Церковь Христа».— Материалы Международного Диалог-Центра; Ritchie J. The Secret World of Cults; Chrnologar M. A. Twisted Scriptures. Control Technics, Inc., Tennesie, 1997; Запись лекции С. Глу-шенкова в ПСТБИ; Глушенков С. Я был в «Московской церкви Христа» // Альфа и Омега. № 3 (6), 1995, с. 194-208; № 4 (7), 1995, с. 187-207; Daws В. J. «The Love Bombers». Philadelphia City Paper Interactive, February, 25,1999; Аудиозапись цикла радиопередач о «Международной церкви Христа» радиостанции «Теос» (СПб).
Глава 14. «Всемирная церковь Бога».— Tucker R. Strange Gospels; MacdowellJ., Stewart D. Understanding the Cults. Ca, 1986.
Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли.— Martin W. The New Cults. Santa Ana, 1980; Иванов П. «Свидетель» Ли и его секта // ЖМП. 1996, № 11; Bjornstad James. The Threeness and Oneness of God. Б. м., 1987.
Глава 16. «Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни».— Материалы Международного Диалог-Центра; Материалы Центра апологетических исследований; Chrnologar M. A. Twisted Scriptures.
Глава 17. «Богородичный центр».— Богословский анализ лжеучений «Богородичного центра». М., 1992; Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996, № 8, с. 201-219; Щипков А. Во что верит Россия.
Глава 18. «Белое братство».— Филатов С. Современная Россия и секты; Dvorkin A. The Armageddon in Kiev: Tragedy or Farce? // Update and Dialog № 4, May, 1994; Щипков А. Во что верит Россия.
Глава19. Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета».— Ермишин П. «Виссарион и его лжеучение» (Курсовая работа по кафедре сектоведения ПСТБИ). М., 1996; Филатов С. Современная Россия и секты; Ушакова Ю. В какие времена живем мы? // Альфа и Омега № 4 (18). М., 1998, с. 272-283; Щипков А. Во что верит Россия.
Глава 20. Порфирий Иванов и «ивановцы».— Свящ. Алексий Мороз. Лжеучение Порфирия Иванова. СПб., 1994; Плешаков М. Порфирий Иванов и его учение (рукопись). М., 1998.
Глава 21. Движение «Нью Эйдж».— Tucker R. Strange Gospels; Osborn L. Angels of Light? London, 1992; Baer R. Inside the New Age
Библиографическая справка
Часть первая
Nightmare. Б. м., 1989; Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии): в 2 т. М., 1997; Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста; Дворкин А. Л. Смена парадигм. Новые религиозные движения и христианская цивилиция // Радонеж, № 25-28 (41). Ноябрь, 1996; Дворкин А. Л. New Age // Радонеж, № 29-32 (43). Ноябрь, 1996; МихельсенДт. Обольстительная сторона зла. Новосибирск, 1996; Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса; Marrs Т. Dark Secrets of the New Age: Satan's Plan for a One World Religion. Westchester, 1987; Not Necessarily the New Age: Critical Essays. Ed. R. Basil. N. Y., 1988; Groothuis D. R. Unmasking the New Age. Downers grove, III, 1986; Щипков А. Во что верит Россия.
Естественно, вышеперечисленные материалы являются лишь основными использованными источниками, композиционно легшими в основу рассказа о каждой секте. Ссылки на остальные используемые источники (втом числе и на цитируемые мною сектантские вероучитель-ные книги и материалы, а также внутрисектантские документы) можно найти в основном тексте работы и в сносках к нему.
А. Д.
Глава 1
Введение в сектоведение
Вступление. Религия, которая убивает
Когда первые люди начали падать на землю и корчиться с криками от страшных болей — характерный признак действия цианистого калия, — все поняли, что репетиция наконец перешла в действительность
В ноябре 1978 годавесь мир был потрясен, узнав острашном конце возглавлявшейся Джимом Джонсомсекты «Народный храм».На
жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах лежащие на поляне посреди тропического леса. Мертвые тела. Всего 912 человек. Они уверовали в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших их внутренности, а затем затихнуть навсегда.
Так мир воочию увидел исходящую от тоталитарных сект смертельную опасность. И до этого родители и близкие новообращенных членов новых религиозных движений жаловались на секты, «промывшие мозги» членам их семей и изменившие их до неузнаваемости. Уже появлялись публикации о криминальной деятельности ряда новых сект и о происходящих в них вопиющих нарушениях прав человека. Уже были проведены первые парламентские расследования деятельности той или иной секты, вызвавшей озабоченность общественности и правительства страны. Уже прозвучали первые судебные процессы, как развязанные сектами, так и инициированные против них.
Но все это было достаточно отвлеченно и могло быть воспринято с недоверием или скепсисом. Теперь мир воочию увидел, что секты убивают. Кадры жертв Джонстауна стоят в одном ряду с фотографиями из
Часть первая. Глава 1
ГУЛАГа или Освенцима и со снимками «полей смерти» камбоджийского диктатора-убийцы Пол Пота.
Интересно, что отечественный агитпроп, интуитивно почувствовав родство секты «Народный храм» с советским коммунизмом, опубликовал ряд статей о «социалистической коммуне» прогрессивного деятеля Джима Джонса, которая, дескать, хотела эмигрировать в СССР, за что и была зверски умерщвлена агентами ЦРУ. Впрочем о религиозно-сектантском характере марксизма-ленинизма писалось уже достаточно много.
Собственно и Джим Джонс, использовавший в построении своей «истинно христианской» религиозной системы многие элементы марксизма вкупе с оккультными практиками и обрывками восточных религий и обещавший боготворившим его последователям своей секты рай на земле и вечное блаженство на небесах, не смог придумать ничего лучшего, чем тот же самый ГУЛАГ с хорошо знакомыми нам приметами.
Началось все в Миннеаполисе, а затем продолжилось в Сан-Франциско, где «евангелическую группу» Джонса очень полюбили разные либеральные протестанты за ее «социальную» направленность и обращенность к бедным и обездоленным слоям населения. Даже левое правительство города поначалу поддерживало «Народный храм» и назначало его лидера на ответственные социальные посты.
Лишь по прошествии нескольких лет наружу начали просачиваться слухи об установившемся в секте Джонса суровом контроле над верующими, о финансовых поборах, обожествлении лидера, жестоких наказаниях, сексуальном насилии и других нарушениях прав человека. Запахло скандалом, и Джонс объявил о новом, вдохновленном свыше решении — всем нужно покинуть этот растленный город и ехать в Латинскую Америку, в Гайану, где в прекрасном теплом климате, в девственных лесах, на свежем воздухе, вдали от грязи, разврата, расизма и социальной несправедливости американских городов истинные верующие построят себе рай на земле. Большая часть верующих, одурманенная и запуганная своим богоподобным лидером, последовала за ним.
К тому времени Джонс уже открыто провозгласил себя реинкарнацией Христа, Будды, пророка Баба (основателя бахаизма), Ленина и Самого Всемогущего Бога (естественно, Христа он считал не Богом, а великим социальным реформатором). На собраниях секты адепты, пританцовывая, хором распевали незамысловатые стишки, доводя себя до экстаза:
Я должен тебе сказать,
Я должен тебе сказать,
Я должен тебе сказать,
Вступление. Религия, которая убивает 17
Я должен тебе сказать, как Джим Джонс изменил мою жизнь,
Я должен тебе сказать,
Я должен тебе сказать,
Я должен тебе сказать, как Джим Джонс изменил мою жизнь.
Раньше я был раздавлен,
Я был исполнен отчаяния.
Но пришел пророк,
И он избавил меня.
Я должен тебе сказать.
Я знаю, что он Бог, Бог Всемогущий,
Я знаю, что он Бог, Бог Всемогущий,
Я знаю, что он Бог,
Я знаю, что он Бог,
Я знаю, что он Бог Всемогущий, Бог Всемогущий, Бог Всемогущий, Бог!
«Всемогущий Бог» начал с того, что обнес место строительства идеального города колючей проволокой и поставил по периметру вышки с вооруженными до зубов охранниками. Он называл их своим «ангелами» и предупреждал: «Если кто захочет покинуть земной рай, мои ангелы о нем позаботятся». Теперь, среди непроходимых джунглей, в окружении вооруженных «ангелов», он мог на все 100 % контролировать своих последователей.
Рабочий день под палящим тропическим солнцем и в удушающей влажности болотистой малярийной местности продолжался 12 часов под присмотром тех же охранников и под аккомпанемент истерических выкриков Джонса, в записи передававшихся по громкоговорителям. Жили люди в бараках на двух-трехэтажных нарах. Женатые пары (если им позволялось жить вместе) отгораживались от других, завешиваясь одеялами. Кормили рисом с подливкой из бульонных кубиков и муки, а в особые дни добавляли немного бобов. Это при том, что на заграничных банковских счетах Джонса лежали десятки миллионов долларов, полученных им от последователей, которые обязаны были отдавать ему всю свою собственность, а затем бесплатно работали на него.
Сам Джим Джонс жил в отдельном домике, специально построенном для него, сладко ел, долго спал и занимался сексом с поставлявшимися для него членами секты — женщинами и мужчинами. К окончанию рабочего дня он, изрядно накачавшись алкоголем, выходил наружу и начинал молитвенное собрание, которое продолжалось до двух-трех часов ночи. Подъем для членов секты был с восходом солнца. Естественно, самого Джонса это не касалось.
Часть первая. Глава 1
За малейшее нарушение правил полагались жестокие наказания, зачастую включавшие в себя физические избиения и пытки. Не освобождались от истязаний даже дети, которых в качестве наказания, например, опускали в колодец, покуда они не начинали захлебываться. После завершения наказания полуживой человек должен был громко и долго выкрикивать, обращаясь к Джиму Джонсу: «Благодарю тебя, Отче!»
Все контакты с внешним миром строго контролировались. Переписка перлюстрировалась, а немногочисленных посетителей, если их вообще впускали в Джонстаун, ни на секунду не оставляли без сопровождения. И все же новости об истинном положении дел просочились наружу. Многие отказывались в них верить (вспомним, как долго Запад отказывался поверить в реальность сталинского ГУЛАГа). Но все же в конце концов в Джонстаун была направлена инспекционная группа из США, состоявшая из журналистов и адвокатов. Возглавлял ее конгрессмен Лео Райан.
Вначале членам группы очень понравилось увиденное. Чисто выметенные улицы, приветливые люди, наперебой уверяющие, что они очень довольны своей жизнью, скромный, но питательный обед (для такого случая Джонсу пришлось разориться на показательную кормежку), замечательный детский концерт и неподдельный энтузиазм всех встреченных людей. Конгрессмен Лео Райан просто негодовал на клеветников, написавших всякие ужасы о такой замечательной коммуне.
Лишь поздно ночью, когда он уже готовился ко сну, он нашел в своей хижине несколько записок, повествующих о подлинной жизни в Джонстауне. Еще несколько человек, пользуясь темнотой, проползли к нему в жилище и рассказали ему такое, от чего конгрессмен уже больше не смог заснуть. Утром он попросил Джонса построить людей. «Кто хочет со мной уехать? — спросил Лео Райан. — Не бойтесь, пока я тут, с вами ничего не случится». Вперед шагнул один человек. За ним еще один и еще и еще...
«Заберите нас отсюда, — просила целая толпа. — Мы не можем тут оставаться, мы погибнем, нас убьют». Людей было гораздо больше, чем могло вместиться в два самолета Райана. Он отобрал самых больных, переписал имена остающихся и обещал вернуться за ними через день. Но и тех, кого отобрал конгрессмен, было слишком много для двух маленьких самолетов, находящихся в нескольких километрах от Джонстауна. Тем не менее все они направились ко взлетной полосе.
И туту Джонса сдали нервы. Забившись в истерике, он послал погоню за «предателями». Самолеты еще не взлетели, Лео Райан рассаживал в них беженцев, стараясь поместить всех. Группа преследования немед-
Вступление. Религия, которая убивает 19
ленно открыла огонь. Райан и несколько журналистов были убиты, но летчики под шквальным огнем все же смогли поднять самолеты в воздух.
Джонс понял, что для него все кончено, и, созвав народ на главную площадь названного его именем поселения, объявил о последнем акте веры, который принесет всем спасение от наступающих агентов капитализма, расизма и мирового зла. Всем нужно выпить «эликсир жизни» и забыться сладким сном. «Умереть в революционном самоубийстве — значит жить вечно», — проорал он сорванным голосом в громкоговоритель. Эта сцена репетировалась уже много раз: Джонс по тревоге созывал народ, разогревал их проповедью, призывал сохранить верность ему до конца и выпить предложенное. В стаканчики половником из большой кастрюли разливался растворимый сладкий напиток красного цвета «Кул Эйд», и люди пили его, готовясь умереть. Потом Джонс объявлял, что это была лишь проверка, и все смирно расходились по своим баракам.
И на этот раз никто не знал, репетиция ли это. Люди выстроились в молчаливую очередь к кастрюле с напитком, у которой вооруженные охранники выдавали каждому подходившему по стаканчику. Лишь когда первые люди начали падать на землю и корчиться с криками от страшных болей — характерный признак действия цианистого калия, — все поняли, что репетиция наконец перешла в действительность. Если человек проявлял нерешительность, ему насильно впрыскивали яд шприцом в рот или стреляли в затылок. Лишь нескольким удалось спрятаться или убежать. Джонс и охранники были последними, покончившими с собой. По некоторым сведениям, Джонс пытался скрыться и был застрелен своим охранником.
Когда на следующий день к месту трагедии прибыл отряд морских пехотинцев, было уже поздно: над поляной, усеянной трупами, стоял сладковатый тошнотворный запах разлагавшихся тел... Патологоанатомы установили, что не менее 700 из 912 погибших были убиты и лишь остальные ушли из жизни «добровольно». 276 жертв «Всемогущего Бога» Джонса были детьми. Многие из них так и не были опознаны и были похоронены в братской могиле.
Это был первый ставший широко известным в современном мире случай, продемонстрировавший смертоносность религиозного тоталитаризма. Первый, но, к сожалению, далеко не единственный...1}
I
1) В течение нескольких месяцев после этих событий многие из членов секты, которым удалось выжить, совершали самоубийства. Одна женщина, прежде чем покончить с собой, перерезала горло трем своим детям. Еще через год были зверски убиты бывшие члены секты Джин и Эл Миллс и их малолетняя дочь Линда. Миллсы, выйдя из секты, открыто рассказывали о пережитых ужасах и помогали другим бывшим сектантам вернуться к нормальной жизни. За это им отомстили...
Часть первая. Глава 1
Вместе с Дэвидом Корешем в огне погибло около ста человек. Не менее 25 из них были детьми
В 1993 годумир узнал название дотоле никому неизвестного техасского городка Уэйко,где лидер секты адвентистского толка
«Ветвь Давида» Дэвид Кореш(настоящее имя Верной Уэйн Хауэлл)взорвал штаб-квартиру своей группы вместе с собой и со всеми своими последователями.
И в этой вышедшей из адвентизма секте была установлена диктатура лидера. И тут адепты мало ели и мало спали, отдавали всю свою собственность организации, работали на нее и принимали участие в бесконечных библейских занятиях, которые проводились «харизматическим» Дэвидом Корешем, провозгласившим себя последним пророком и мессией. Этот несостоявшийся рок-музыкант, в молодости мечтавший о звездной славе на эстраде, но так и не обретший признания в этой области, проповедовал неизбежный и скорый конец света. Ввиду приближающегося апокалипсиса Кореш объявил, что все женщины-члены секты начиная с самого раннего возраста являются его собственностью, вне зависимости оттого, чьи они были жены и дочери. Каждую ночь он выбирал себе новую подругу, иногда 10-12-летнего возраста.
И тут ранчо, на котором размещалась секта, охраняли вооруженные «воины Господа», чтобы никто из братьев и сестер не поддался искушению и не отказался от своего спасения. Кое-кому все же удалось бежать, и в конце концов американские правоохранительные органы прибыли к ранчо и потребовали сдать незаконное оружие. В ответ раздалась стрельба. Несколько полицейских погибло. Началась регулярная осада сектантского центра, в конце концов приведшая к огненному апокалипсису для самих сектантов. Дэвид Кореш слишком долго пророчествовал о нем своим последователям, и пророчество должно было сбыться. Естественно, и этот несостоявшийся мессия не хотел уходить в одиночку. Когда пожар закончился, его обгоревший труп был извлечен из-под развалин. Вместе с ним в огне погибло около ста человек. Не менее 25 из них были детьми.
Когда их обнаружили, обгоревшие тела погибших были размещены в виде звезды, ногами к центру, где чернели остатки погасшего костра
В 1994 годупроизошло новое массовое самоубийство/убийство сектантов. На сей раз это была респектабельная экологическая организация «Храм солнца»,возглавлявшаяся презентабельным и вальяжным швейцарцем Люком Жюре.Жюре был очень любим дамскими
Вступление. Религия, которая убивает 21
клубами, которые приглашали его прочесть лекцию о глобальном загрязнении, здоровом образе жизни или о преимуществах вегетарианского питания. Мало кто подозревал, что внутри свободно-аморфной экологической организации находится жесткое ядро фанатичных «посвященных», с ужасом ожидающих скорого конца света. В отличие от предыдущих двух сект, занимавшихся вербовкой главным образом среди низших слоев общества или неприкаянной молодежи, большинство членов «Храма солнца» были представителями высокооплачиваемых профессий. Они не жили постоянно в единой общине, но тем не менее нити, привязывавшие их к Люку Жюре, были чрезвычайно прочны. Даже не уезжая в такие экзотические места, как Гайана, они все более изолировались от внешнего мира, который, по их представлениям, в ближайшее время должен был погибнуть в огне.
Наконец, Люк Жюре нашел решение: они тоже должны скончаться в огне, чтобы достичь блаженного существования в иных мирах. Жюре открыл, что «Смертное путешествие», совершаемое при помощи ритуализированного самоубийства, приводит человека к перерождению в некоем месте под названием «Сириус». Теперь оставалось только ждать знака «свыше».
Сигнал был дан накануне зимнего солнцестояния 1994 г. В эти дни 53 члена секты (в том числе и сам Жюре) совершили массовые убийства и самоубийства в двух швейцарских деревушках в кантонах Фрибур и Вале, а также в лыжном курортном поселении в канадской провинции Квебек. Не менее десяти погибших были детьми. Смерть сектантов сопровождалась мрачным ритуалом, в ходе которого сектанты принимали наркотики и впадали в беспамятство. Затем им на головы надевали пластиковые мешки и убивали выстрелами из пистолета. В некоторых «для верности» стреляли по 9 раз. После этого тела ритуально сжигались.
Через год, в декабре 1995 г., в день зимнего солнцестояния 16 сектантов, в том числе несколько детей, расстались с жизнью на отдаленной лесной поляне во французских Альпах. Ритуал был повторен до мельчайших деталей. Когда их обнаружили, обгоревшие тела погибших были размещены в виде звезды, ногами к центру, где чернели остатки погасшего костра. В марте 1997 г. (в день весеннего равноденствия) еще пять членов «Храма солнца» совершили коллективное самоубийство в провинции Квебек.
Итак, на сегодня число жертв этой секты составляет 74 человека. 48 из них были застрелены. Швейцарская полиция заявляет, что не исключает возможности новых самоубийств.
Часть первая. Глава 1
Асахара, уже готовивший в то время своих боевиков на базе российского спецназа, нашел способ приобрести рецепт изготовления зарина и боевой вертолет, предназначенный для распыления газа над Токио
К 1995 годуосознание того, что тоталитарные секты могут привести своих адептов к массовому самоубийству, стало уже повсеместным. О том, что секты могут убивать своих членов в качестве наказания или акции устрашения,
или чтобы заставить человека замолчать, тоже было известно. Общественное мнение знало и о том, что секты зачастую предпринимают самые жесткие меры — вплоть до физического устранения — против своих врагов.
И тем не менее события, связанные с именем «Аум Синрикё»,явили миру новую грань тоталитарного сектантства. Эта возглавлявшаяся полуслепым гуру и поддерживавшаяся далай-ламой и высшими чинами российского правительства «миролюбивая буддийская организация» заняла свое место в истории в качестве организатора первой акции гражданского терроризма, предпринятой религиозными лидерами.
Основатель секты Сёко Асахара(настоящее имя Чизуо Мацумото)начинал свою карьеру в качестве махинатора с элементами мании величия. Еще в детстве, обучаясь в школе для слепых (сам будущий гуру был слеп на один глаз, а другим видел лишь на 20 %), Асахара издевался над видевшими хуже его детьми и эксплуатировал их беспомощность. Еще тогда он заявлял, что станет премьер-министром. Когда он вырос, он пустился в финансовые аферы. Несколько раз прогорев, он решил попробовать себя в политике. Потерпев сокрушительное поражение на выборах в парламент, Асахара в конце концов нашел себя в религиозной сфере. Разработанная им взрывоопасная смесь из элементов буддизма, псевдонауки и апокалиптики принесла ему 40 тысяч адептов в Японии, России и других странах и больше миллиарда долларов. Члены секты, отдававшие своему великому гуру все сбережения, должны были платить за каждый новый курс, приближающий их к познанию «Верховной Истины Аум» и к конечному просветлению. Особых денег стоила возможность испить воды, в которой искупался гуру, или принять в себя каплю его крови или спермы.
В ежедневную практику веры Аум входили ритуалы, составной частью которых были шлемы с подключавшимися к голове электродами (их нужно было носить не снимая по много суток), обязательные к приему «сыворотка истины» и барбитураты, а также методы, сходные с методами Джима Джонса, Чарльза Мэнсона (глава секты сатанинского толка, со-
Вступление. Религия, которая убивает 23
вершавшей кровавые ритуальные убийства. — А. Д.) и мафии. Хотя финансовая структура Аум напоминала японскую кейретцу (корпорацию-семью), под контролем которой находилось 37 компаний в разных странах с капиталом, превышающим миллиард долларов, она также занималась незаконными спекуляциями недвижимостью и подделкой страховых полисов, махинациями в области медицины, рэкетом, похищениями людей и убийствами. Несколько человек, которых секта считала своими врагами, были зверски убиты по приказу Асахары, а их тела спрятаны.
В своей постоянно охранявшейся штаб-квартире, расположенной у подножия Фудзиямы, сектанты неуклюже и безуспешно экспериментировали с бактериями — распространителями сибирской язвы, ботулизма и других смертельных эпидемических болезней. Они распыляли бактерии близ японского парламента, императорского дворца и американской военной базы в Йокосука. Однако из-за недостатка научной и практической подготовки сектантов возбудители болезней погибали, не успев причинить вреда.
В конце концов аумовцы узнали про разработанный в нацистской Германии нервно-паралитический газ зарин. Воспользовавшись своими связями с российскими высшими политическими кругами, Асахара, уже готовивший в то время своих боевиков на базе российского спецназа, нашел способ приобрести рецепт изготовления зарина и боевой вертолет, предназначенный для распыления газа над Токио. Идея была в том, чтобы выморить всю центральную часть Японии, начав таким образом предсказывавшийся Асахарой апокалипсис, а затем «великий гуру» воссел бы на трон императора и установил бы правление Аум Синрикё над всей Японией, а затем и над всем миром. Секта активно готовилась к грядущим событиям и даже создала теневое правительство для скорого прихода к власти.
Когда зарин был создан, сектанты решили опробовать его на людях. Первая проба, проведенная в июне 1994 г. на открытом воздухе в окрестностях города Мацумото, унесла жизни семи человек и оставила больными сотни. Тогда полиция не обнаружила виновных. Следующий раз газ был применен в токийском метро в марте 1995 г. 12 человек погибли и более пяти с половиной тысяч оказались в больницах. Лишь благодаря счастливой случайности число жертв не оказалось значительно выше.
После этих событий полиция быстро вышла на след Асахары. Все руководство секты было арестовано, а имущество конфисковано. Судебные процессы продолжаются до сих пор. Многие сектанты признались в содеянном и уже получили длительные сроки. Сам Асахара ведет себя вызывающе-деструктивно, отказывается сотрудничать с судом, призна-
Часть первая. Глава 1
ваться в чем-либо или раскаиваться. Впрочем, Аум Синрикё уже оправилась от первоначального шока и вновь начала расти и распространяться. К концу 1997 г. секта располагала 26 центрами в Японии, в которых проживало не менее 500 человек. Еще около 5 тысяч членов секты проживало самостоятельно. Финансовая мощь секты возрождается очень быстро1).
В России еще во время своей «легальной» деятельности «аумовцы» сумели наоткрывать множество подставных фирм и сейчас действуют через них. Интернетовский сайт «Аум» на русском языке (кстати весьма грамотно и привлекательно оформленный) потрясает своими размерами. В любой момент секта может вырваться из подполья на поверхность и приступить к открытой деятельности, так что повторение газовой атаки не исключено.
Позднее официантки вспоминали, что, Но, МОЖвТ быть, СЭМОв страшное
увидев 39 абсолютно одинаковых болезненно ИЗ-ЗЭ СВОвЙ ОбЫДвННОСТИ секТЭНТ-
бледных людей в мешковатых СКОв самоубийство ПРОИЗОШЛО
комбинезонах, они решили, что это группа ВвСНОЙ 1997 ГОДЭ. Тогда ПОЛИЦИЯ,
смертельно больных из какой-то ВЫЗВЭННаЯ В РОСКОШНЫЙ ОСОбНЯК
онкологической больницы — ранчо Санта-Фе — в элитном
пригороде южно-калифорнийского города Сан-Диего, обнаружила в нем 39 трупов. Они принадлежали мужчинам и женщинам в возрасте от 26 до 72 лет. Каждый из них аккуратно лежал на своей кровати, вытянув руки вдоль туловища. Каждый был одет в черную футболку, черные брюки и в абсолютно новенькие черные кроссовки «Найк». На голове у каждого был надет пластиковый мешок, а лицо и верхняя часть туловища были покрыты ромбовидным лиловым платком. Возле каждой кровати стояла аккуратно собранная сумка с дорожными принадлежностями, а в кармане у каждого трупа было по пятидолларовой банкноте и по несколько двадцатипятицентовых монет. Те, кто носил очки, положили их рядом с собой на кровать. Осмотр трупов показал, что 6 мужчин-членов секты были кастрированы хирургическим путем.
Все эти люди, жившие единой общиной, были высококлассными программистами, много работавшими в Интернете и занимавшимися разработкой компьютерных сайтов. У них был и собственный сайт, на-
1) Лишь 19 ноября 1999 года японский парламент принял закон о запрете деятельности «Аум Синрикё».
Вступление. Религия, которая убивает 25
зывавшийся так же, как и их община — «Небесные врата»;на нем они много писали о НЛО, о вероятной скорой гибели Земли, о внеземных цивилизациях, призванных спасти наш мир, и о других темах, интересовавших их гуру и учителя — создателя секты с уфологической направленностью Маршалла Эпплуайта,которого сектанты называли До. «Хочешь ли ты попасть на небо? Я был послан, чтобы исполнить эту миссию». «На чьей ты стороне? Хочешь ли ты продолжить движение на следующий уровень, или ты предпочитаешь превратиться в пыль?» «Я отчаянно стремлюсь помочь тебе убраться отсюда». — Такие и подобные им вопросы задавал Эпплуайт потенциальным обращенным на своей страничке.
Когда-то давным-давно Маршалл Эпплуайт преподавал музыку, но затем был изгнан из университета из-за гомосексуальной связи со своим студентом. В 1970 г. он попал в психиатрическую больницу с галлюцинациями: он видел «сексуальных демонов» и слышал разные голоса. Эпплуайт уверял, что пережил опыт выхождения из собственного тела. В больнице он познакомился с медицинской сестрой Бонни Лу Неттлз, которая позже сделалась его платонической женой. Они называли себя До и Ти (Си), уверяя, впрочем, что имена не имеют никакого значения. Вдвоем они разработали сложные теории о жизни на Земле и о том, как можно отсюда удалиться в иные миры. Они считали себя пришельцами из иных миров, лишь внешне напоминающих людей. Их послал сюда космический корабль со «следующего надчеловеческого уровня», из Царства Небесного. Их миссия состояла в том, чтобы забрать как можно большее число людей назад, «домой».
До и Ти постоянно публиковали статьи о своих видениях в различных уфологических журналах. Оба они очень много путешествовали и проводили беседы об уфологии, экологическом кризисе и т. п. Они вступали в контакты с самыми различными людьми, пытаясь их завербовать. Человек, пожелавший вознестись с ними вместе на небеса, должен был отказаться от всего, что привязывало его к жизни на земле. Среди прочего это включало кастрацию (первым кастрировался сам Эпплуайт — по всей видимости, он пошел на такое радикальное решение, терзаясь совестью по поводу своего гомосексуализма. Но мы уже видели, что такие люди ничего не любят делать в одиночку) и чрезвычайно аскетический образ жизни, правила которого были разработаны самим До.
Правила в секте были такими: все заработанные деньги — и немалые — поступали в распоряжение Эпплуайта. Жизнь все вели самую спартанскую — в роскошном особняке с громадным садом и бассейном жили все 39 человек, по несколько человек в каждой комнате, спали на
Часть первая. Глава 1
Вступление. Религия, которая убивает 27
одно- и двухэтажных узких кроватях, мужчины и женщины отдельно. Питание было строго вегетарианским, в основном фруктовые соки и злаки. Бассейном никто не пользовался, и он стоял без воды. В тени садовых деревьев никто не отдыхал. На дневной свет сектанты не выходили почти никогда.
Члены секты работали за компьютерами по много часов в сутки — нужно было зарабатывать деньги. Подъем был около двух-трех утра, после чего все шли в сад — смотреть на звезды и высматривать приближающийся НЛО. (Соседи вспоминали, что иногда ночью они видели всю группу в саду, напряженно всматривающуюся в звездное небо.) С рассветом завтракали соком с водой, после чего обычно до позднего вечера приемов еды не было. Иногда, по праздникам, Эпплуайт позволял сектантам какое-нибудь излишество — типа кусочка вегетарианской пиццы. Иногда сектанты угощали своих соседей очень вкусными самодельными ромовыми печеньями и пирожными, однако сами не ели их никогда. После ужина ученики Эпплуайта рыскали в Интернете, ища упоминаний о появлении космических пришельцев.
Сектанты, считавшие себя «кибермонахами» и «кибермонахинями», одевались абсолютно одинаково — подчеркнуто бесполо — в мешковатые брюки или комбинезоны. Стриглись коротко — ежиком. По мнению Эпплуайта, секс был страшным злом, и нужно было сделать все возможное, чтобы искоренить всякую возможность каких-либо половых импульсов в человеке. Мужчина должен внешне ничем не отличаться от женщины, а та — от мужчины. И, действительно, на последних предсмертных фотографиях небесновратовцев зачастую невозможно с уверенностью сказать, кто на них изображен — мужчина или женщина. Отвыкшие от дневного света, сектанты были чрезвычайно бледными. Эпплуайта часто называли «бледным богом».
Небесновратовцы считали, что существо, живущее в киберпрост-ранстве, освобождается от своей телесности. Даже их души не принадлежали им, но посылались в их тела «Старшим Членом со следующего надчеловеческого уровня». Физическое тело считалось контейнером или кораблем, в котором человек обитал лишь временно. Сектанты называли себя «захватчиками тел», так как «души» могли в любое время вселиться в них и захватить их физические тела. Сам Эпплуайт считал, что новая душа вселилась в его тело в 1975 г. Вообще же, в разработанной им доктрине реинкарнация не была связана с новым рождением.
Как руководители, так и рядовые члены секты считали себя представителями внеземных цивилизаций, посланными на Землю в качестве учителей и просветителей человечества. Но, помимо этого, До и Ти вери-
ли, что они уже посещали Землю в начале христианской эры. Тогда они якобы оставили туг запасы энергии для использования их теперь — в последний период их земной жизни. «Естественно», Эпплуайт идентифицировал себя со Христом, который вновь был послан на землю «Царством Небесным». «Никто не попадет к Моему отцу и не войдет в царство небесное кроме как через Меня», — писал Эпплуайт о самом себе, начиная личные местоимения с заглавных букв. Разработанная им мифология «Небесных врат» являет собой гремучую смесь из неоиндуистских идей и популяризированного гностицизма, замешенную на уфологических концепциях, — типичная постмодернистская эклектика в духе движения New Age.
Члены «Небесных врат» верили, что мир, который мы знаем сегодня, подошел к концу длительного циклического развития. В 2000-м году нас ожидает уничтожение Земли и ее переработка для вторичного использования. Человечество погибнет вместе со своей планетой. Единственный шанс избежать такого конца — это послушаться представителей внеземных цивилизаций (то есть Эпплуайта) и «выйти» вместе с ними. Без контакта с ними все будет потеряно.
Характерно прощальное послание Эпплуайта перед самоубийством: «Мы прибыли из следующего Надчеловеческого Уровня из далекой космической страны, и теперь мы вышли из тел, которые мы носили, чтобы вернуться в мир, откуда мы пришли. Наша миссия завершена». В другом его послании мы читаем: «Мы живем в конце Эры, или в конце иной цивилизации... в судное время... Наши аккумулированные выборы во время нашего пребывания здесь определяют решение суда».
Члены «Небесных врат» стремились к выходу из этого мира, а не к его возрождению. Они хотели оставить земную жизнь далеко позади, а не спасать ее. Сектантам виделось много знаков, что время пришло. Например, в 1994 году некоторые из них раздавали листовки с сообщением о скором конце земной цивилизации на улицах Лос-Анджелеса. По иронии судьбы спустя несколько дней в городе произошло землетрясение. Через несколько часов после начала землетрясения сектанты вновь были на улицах. На сей раз на листовках было написано: «Мы вас предупреждали!!!»
Мысли Эпплуайта стали вертеться вокруг скорой неизбежной гибели после 1985 г., когда его верная подруга Ти скончалась от рака. Будучи человеком болезненно мнительным, он решил, что и он смертельно болен. Уходить в одиночку ему не хотелось — его «космическая команда» должна была последовать за ним. Оставалось ждать знака свыше от «улетевшей на космическом корабле» Ти.
Часть первая. Глава 1
Когда с земли стала заметна комета Хейла-Боппа, приближающаяся к нашей планете, какой-то интернетовский шутник написал, что в ее хвосте скрывается громадный космический корабль. Небесновратовцы заметили это сообщение и сообщили о нем своему лидеру. Эпплуайт, не колеблясь, сказал: «Пора! Мы, наконец, дождались своего часа». На интернетовской странице секты появилось сообщение: «Мы счастливы, что наш Старший Член на Эволюционном Надчеловеческом Уровне ясно дал нам понять, что приближение кометы Хейла-Боппа — это тот знак, которого мы ждали... Мы счастливы и готовы покинуть этот мир и улететь вместе с командой Ти».
Накануне назначенного дня члены секты погрузились в несколько микроавтобусов и направились к ближайшему кинотеатру, где шел их любимый фильм «Ответный удар империи» (вторая часть популярного космического боевика «Звездные войны»). Посмотрев фильм в 48-й раз, сектанты поехали в пиццерию, где устроили себе праздник: каждый заказал по целой вегетарианской пицце. (Позднее официантки вспоминали, что, увидев 39 абсолютно одинаковых болезненно бледных людей в мешковатых комбинезонах, они решили, что это группа смертельно больных из какой-то онкологической больницы.) Поев, каждый член «Небесных врат» заплатил по 7 долларов 39 центов (включая чаевые) и уселся на свое место в микроавтобусе.
Вернувшись на свою роскошную виллу, сектанты приступили к ритуалу «улета на другие планеты». Каждый из них написал прощальную записку в Интернете и записал свое последнее выступление на видеокамеру. На видеопленке небесновратовцы выглядят очень спокойными и даже шутят (правда, если эти шутки и казались кому-либо смешными, то только им самим).
Уходили партиями по пятнадцать человек. Каждый съедал по порции сладкого крема, начиненного раствором барбитуратов (мощных снотворных средств) и запивал его водкой — чтобы лучше подействовало. Затем галактические путешественники ложились на свои кровати. Когда они засыпали, их братья надевали им на головы пластмассовые мешки и накрывали их шелковыми платками.
На следующий день «улетели» еще пятнадцать человек. Через сутки — еще семеро. Последних двух, покончивших с собой на четвертый день и, наверное, уже задыхавшихся от трупного запаха, нашли без мешков на голове. Надеть мешки на их головы было уже некому...
Вступление. Религия, которая убивает 29
Выдающийся ПСИХОЛОГ Роберт Убийство и самоубийство очень часто соседст-
Лифтон,еще в начале 60-х гг. вуют друг с другом впервые сформулировавший законы промывания мозгов и контролирования сознания 1), в одной из своих работ пытался, сравнивая Асахару и Эпплуайта, понять, что приводит лидеров сект к тяжким преступлениям.
Согласно Лифтону, одним из главных условий формирования будущего гуру является принятие им на себя функции мифологического героя. Гуру должен пройти через борьбу со смертью и просветить учеников новым видением смерти, чтобы укрепить их жизненные силы. Когда гуру формирует свою собственную мифологию, в ней непременно должен присутствовать рассказ о религиозном пробуждении и просветлении. Например, Асахара говорил, что в его молодости у него возникали конфликты с законом всякий раз, когда его искушали сомнения, а когда ему исполнилось тридцать лет, ему явился индуистский бог Шива. Шива — бог разрушения и созидания — призвал Асахару возглавить армию богов в их борьбе против сил тьмы. По словам Лифтона, у Асахары был определенный талант: он привлекал своих учеников, предлагая им мистические построения на некой буддийской почве, которые казались им живее всего, что они знали ранее. Он обещал своим ученикам, что они могут достичь бессмертия, взойдя на высокий духовный уровень. Эпплуайт с той же манией величия утверждал о своей тождественности со Христом и об исключительности и спасительности своей миссии.
Такая же мания величия, выражающаяся, в частности, в создании «героического мифа», присуща и другим лидерам тоталитарных сект, описанных на этих страницах. Это, в конце концов, сделало «Аум Синрикё» сектой-убийцей, стремящейся уничтожить весь мир и оставить в живых лишь своих членов секты как некую высшую расу. Целью Эпплуайта было создать новую эволюционную ступень, чтобы позволить людям возвыситься над собственной человечностью. Для описания мира как места зла и пустоты он и его сторонники использовали такие интересные экологические образы, как «человеческие сорняки, которые заглушают сад». Сектанты видели небеса и как духовное царство, и как место, где люди будут находиться буквально и биологически. К чему привели эти теории — известно.
Хотя «Аум» применила насилие по отношению к другим людям, а члены «Небесных врат» — по отношению к самим себе, оба действия, со-
1) См. Шоп R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of «Brainwashing» in China. N. Y., 1961.
Часть первая. Глава 1
Вступление. Религия, которая убивает 31
гласно Лифтону, были направлены на утверждение своей власти над смертью. Он отмечает, что убийство и самоубийство очень часто соседствуют друг с другом. В Джонстауне, например, лишь менее половины из умерших сами выпили цианистый калий, другие были застрелены или насильно напоены ядом. Лифтон добавляет, что многие «обычные» убийцы сами добиваются смертной казни для себя, а некоторые предпринимают попытки самоубийства.
Лифтон отмечает параллель между действиями «Аум Синрикё», «Небесных врат» и террористов, взорвавших небоскреб в Оклахома-Сити. Террористы, совершившие этот безумный и кровавый акт, похоже, руководствовались апокалиптическим видением уничтожения большей части страны, чтобы воссоздать новую Америку согласно своим собственным идеалам.
«Наш мир зациклен на апокалиптических идеях, — утверждает Лифтон, — и-по мере того, как приближается новое тысячелетие, можно ожидать все большего количества подобных событий и различных других злоупотреблений, возможно, в том числе и самоубийств» Ч
Один из признаков, объединяющих все тоталитарные секты, — они ни во что не ставят ни жизни своих членов, ни жизни других людей
Итак, мы рассмотрели пять совершенно разных тоталитарных сект. Одна из них вышла из либерального протестантизма, другая — из радикального адвентизма. «Храм
солнца» имел оккультно-экологические корни, а «Аум Синрикё» — необуддийские.
Об идейной основе «Небесных врат» мы говорили только что. Идеи роднят секту, например, с сайентологией, основанной на вере в духов-«тетанов», попавших в ловушку физических тел, от которых они должны освободиться. Космические корабли — также неотъемлемая часть сайентологической веры. Сегодня во многих странах мира сайентология обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах, в доведении людей до психотических срывов и до самоубийства, а также в смертях своих членов. Кстати сказать, многие из членов «Небесных врат» до этого пробовали себя в сайентологии.
Члены известной развратом и деторастлением секты «Семья» (бывшее название «Дети Божий») также ожидают прибытия громадно-
го космического корабля. Этот аспект их веры отражен на многих плакатах и листовках секты, а также и в ее материалах для внутреннего пользования.
Тоталитарные секты могут быть очень разными, но есть и признаки, которые их объединяют. Например, они ни во что не ставят ни жизни своих членов, ни жизни других людей. Насилие в сектах уже стало привычным и обыденным явлением. Во второй половине 1998 г. мы узнали о самосожжении членов апокалиптической мессианской секты в Корее и о смертях от побоев, нанесенных по приказанию лидера, членов неопятидесятническои харизматической секты в Бразилии. 1999 г. открылся сообщением о насилиях и убийстве в неопятидесятническои секте в далеком якутском городе Алдан. И это наводит на самые грустные размышления: кто будет следующим? Какой очередной «властитель душ», запутавшись в собственных противоречиях, захочет «громко хлопнуть дверью», прихватив с собой всех своих почитателей?
Будет ли это «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, все дальше уходящая в сибирскую тайгу, как «Народный храм» все дальше уходил в джунгли? Или это будет «Богородичный центр», чей лидер, «последний пророк» Иоанн Береславский, как и «пророк» Дэвид Кореш, частенько поговаривает об огненном конце мира? Будут ли это члены переживающего сейчас очередной кризис и жестокий раскол «Общества сознания Кришны», группа членов которого уже заявила о своей готовности совершить коллективное самоубийство? Будут ли это муниты, чей «мессия» наконец-то начал осознавать, что жизнь его подходит к концу и он может «удалиться в мир духов», так и не достигнув обещанного — повсеместного признания его Господином неба и земли?
Сегодня ответов на эти вопросы не может дать никто. Мы можем только молиться, чтобы не произошла новая трагедия, чтобы люди опомнились и разорвали порочные путы, связывающие их с лидерами тоталитарных сект, и вновь обрели свои утерянные индивидуальность, достоинство и свободу. И мы можем предупреждать еще не сделавших свой религиозный выбор людей о смертельной опасности сектантства и о том, что может их ожидать по ту сторону глянцевых обложек сектантских рекламных брошюрок и приторно-сладких улыбок сектантских вербовщиков. Этой задаче и посвящена данная книга.
I
1) Взгляды Лифтона излагаются по: Lamberg L Psychiatrist Explores Apocalyptic Violence in Heaven's Gate and Aum Shinrikyo Cults//Journal of the American Medical Association, 7/16/97.
Гл а в а 2
Тоталитарные секты: общие понятия.
Часть 1
Для того чтобы быть в состоянии помочь жертвам сектантства и их близким, необходимо иметь хотя бы базовую информацию как о самом феномене сектантства, так и об учении и практике конкретных сект
Мы все несем ответственность за тот разгул сектантства, который царит сегодня в России: слишком часто мы остаемся пассивными и никак публично не выражаем наше отношение к происходящему.
Надеюсь, что знания, которые приобретет читатель, помогут будущим пастырям, педагогам, катехизаторам противостоять наступлению сектантства. Даже когда мы проходим по улице и видим, как сектанты «обрабатывают» какого-то человека, наш долг— подойти и по меньшей мере этого человека предупредить о том, что он говорит с сектантом. Да и сам сектант тоже нуждается в помощи, потому что он тоже жертва, его сознание контролируется сектой. Об этом никогда не следует забывать. Для того чтобы быть в состоянии помочь жертвам сектантства и их близким, необходимо иметь хотя бы базовую информацию как о самом феномене сектантства, так и об учении и практике конкретных сект. Иной раз приходится слышать, что, дескать, новые секты не принесли никаких новых идей по сравнению с известными и осужденными Церковью учениями, а их религиозная практика и методы пропаганды повторяют формы, уже известные по прошлым векам. Поэтому вместо того, чтобы изучать новые, современные нам секты, достаточно ознакомиться со святоотеческой аргументацией против древних сект, ересей и лжеучений.
В таком (увы, довольно широко распространенном) взгляде верно лишь то, что доктрины многих новоявленных тоталитарных сект включают в себя элементы еретических, оккультных и языческих вероучений, которые Церковь знала с самого начала своего существования. Этот факт очевиден. Но главные черты этих сект вполне новы. Новое — это структура, организация, методы пропаганды и вербовки, а также способы контролирования сектами сознания своих адептов. Новы невиданные ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванные глобализацией распространения религиозных идей и их опошлением и профанацией в современной высокотехнологичной постмодернистской цивилизации. Новы приспособленность тоталитарных сект к массовой популярной