Структура преподавания дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины «Управление персоналом» составляет 5 зачетных единиц или 180 часов
Общая трудоемкость дисциплины «Управление персоналом» составляет 5 зачетных единиц или 180 часов.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
для разных форм обучения
очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела и темы | Семестр | Неделя семестра | Всего часов | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)* | ||||
Лек ции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | сам. раб. | ||||||
1. | Введение в управление персоналом | 6 | ||||||||
1.1 | Введение в управление персоналом | 2 | 6 | Устная презентация | ||||||
1.2 | Основные понятия управления персоналом | 2 | 1 | 2 | Устная презентация | |||||
1.3 | Система управления персоналом в торговой организации | 2 | 2 | 1 | 12 | Устная презентация и обзор современных систем управления в организациях | ||||
2. | Социально-психологические аспекты управления персоналом | 6 | ||||||||
2.1 | Движение персонала в организации | 4 | 4 | 2 | 10 | отчет о выполнении самостоятельных работ тест | ||||
2.2 | Развитие персонала | 4 | 4 | 2 | 10 | отчет о выполнении самостоятельных работ тест | ||||
2.3 | Мотивация персонала | 4 | 4 | 2 | 12 | отчет о выполнении самостоятельных работ тест | ||||
3. | Информационно-экономические аспекты управления персоналом | 6 | ||||||||
3.1 | Организация труда персонала | 6 | 4 | 8 | Решение задач | |||||
3.2 | Диагностика потенциала управления персоналом | 6 | 4 | 8 | Решение задач | |||||
3.3 | Информационные технологии в системе управления персоналом | 4 | 2 | 2 | 8 | Защита индивидуальных проектов | ||||
Всего за семестр: | 180 | 34 | 24 | 10 | 76 | |||||
Всего за семестр: | ||||||||||
Экзамен: | ||||||||||
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): | 180/5 | |||||||||
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | ||||||||||
Курсовая работа (проект) | Зачет | Экзамен | ||||||||
Семестры: |
__________________________________________ заочная (очно-заочная и др.) форма обучения | |||||||||
№ п/п | Наименование раздела и темы | Семестр | Неделя семестра | Всего часов | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | |||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | сам. раб. | |||||
Всего за семестр: | |||||||||
Экзамен: | |||||||||
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): | |||||||||
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |||||||||
Курсовая работа (проект) | Контрольная работа | Зачет | Экзамен | ||||||
Семестры: |
* - Текущая аттестация – регулярная проверка уровня знаний студентов и слушателей и степени усвоения учебного материала соответствующей дисциплины в течение семестра.
Варианты форм текущего контроля успеваемости:
- Индивидуальное изучение теоретических вопросов в профессиональной области: реферат, доклад, устные презентации, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.;
- Практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций: прием практических заданий, тест-опрос, прием контрольных заданий и задач, отчет о выполнении лабораторных работ, упражнений по IT, индивидуальных и коллективных проектов, в т.ч. исследовательской направленности и т.д.;
- Отчет о выполнение самостоятельной работы и др.;
- Тестирование по отдельным темам.
Содержание дисциплины
4.2.1. Содержание разделов/тем дисциплины
Раздел 1.Введение в управление персоналом
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии** |
1. | Введение в управление персоналом | ПК-1 | Знать: важность и полезность данной дисциплины для специалистов в области прикладной информатики Уметь: определить цель и задачи изучения дисциплины, ее краткое содержание; Владеть: взаимосвязями дисциплины с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами учебного плана. | лекция-беседа - принцип диалогового общения. |
2. | Основные понятия управления персоналом | ПК-1 ПК-2 | Знать: Задачи и функции службы управления персоналом и ее подразделений. Уметь: ставить цели и задачи управления персоналом в конкретной организации Владеть: понятийным аппаратом теории управления персоналом и его принципами | Лекция Семинар-дисскусия |
Система управления персоналом в современной организации | ПК-8 ПК-9 ПК-11 | Знать: Основные профессиональные требования к работникам службы управления персоналом; основные требования к документу и обеспечению его безопасности, основные права и обязанности работников, основные законодательные акты Уметь: выявлять проблемы функционирования кадровой службы; формулировать профессиональные требования к работникам службы управления персоналом Владеть: правилами разработки внутренней документации системы управления персоналом | Лекция деловая игра семинар-дисскусия |
Раздел 2. Социально-психологические аспекты управления персоналом
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии** |
Движение персонала в организации | ПК-2 ПК-8 ПК-9 ПК-11 | Знать: современные формы и методы поиска и найма работников, технологию найма, отбора и приема персонала; Уметь: проводить анализ резюме претендентов; использовать анкеты при отборе кандидатов; разрабатывать анкеты с учетом профпригодности Владеть: Навыками подготовки и проведения кадрового интервью, методами определения личного потенциала, алгоритмом введения нового сотрудника в трудовой коллектив | Лекция производственная ситуация деловая игра | |
Развитие персонала | ПК-1 ПК-8 ПК-11 ПК-14 | Знать: технологию найма, отбора и приема персонала, виды адаптации новых сотрудников на предприятии, основные направления и способы организации профессиональной ориентации, алгоритм построения карьеры Уметь: осуществлять самодиагностику личного потенциала, отслеживать этапы достижения поставленных целей Владеть: навыками применения технологий отбора и аттестации персонала, основами профессионального развития личности | Лекция Деловая игра Производственная ситуация | |
Мотивация персонала | ПК-1 ПК-8 ПК-9 ПК-11 ПК-14 | Знать: социальную, психологическую и экономическую мотивацию сотрудников. Уметь: разрабатывать и внедрять в практику мотивационные программы. Владеть: навыками построения мотивационного профиля, методами оценки индивидуальных особенностей личности, способствующих или препятствующих профессиональному развитию | Лекция Деловая игра Производственная ситуация |
Раздел 3. Информационно-экономические аспекты управления персоналом
№ п/п | Наименование темы | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии** |
Организация труда персонала | ПК-1 ПК-2 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-14 | Знать: сущность организации труда на российских предприятиях, нормативно-правовые акты в области условий и охраны труда Уметь: конкретизировать задачи службы персонала к его отдельным категориям, Владеть: техническими средствами подсистемы управления персоналом, навыками ее информационного обеспечения | Лекция Деловая игра Производственная ситуация | |
Диагностика потенциала управления персоналом | ПК-1 ПК-2 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-14 | Знать: способы диагностики кадрового потенциала, особенности количественных методов эффективности управления персоналом Уметь: определять критерии оценки эффективности деятельности по управлению персоналом Владеть: методами анализа кадрового потенциала и человеческих ресурсов организации. | Лекция Деловая игра Производственная ситуация | |
Информационные технологии в системе управления персоналом | ПК-1 ПК-2 ПК-11 ПК-12 ПК-14 | Знать: особенности внутренней документация системы управления персоналом, структуру положения (устава) об организации (подразделении), должностных и рабочих инструкций, основные Уметь: разрабатывать диагностическую модель управления персоналом Владеть: навыками применения информационных технологий при постановке целей и планированию кадрового состава организации | Лекция Деловая игра Производственная ситуация |
** - требования к ООП призваны стимулировать прогрессивное развитие профессорско-преподавательского состава в направлении овладения новыми методами, образовательными технологиями, организационными формами, оценочными средствами в целях достижения запланированных результатов образования студентами и для совершенствования образовательного процесса.
Конкретные педагогические технологии обучения выбираются исходя из принципов, целей и содержания обучения, педагогических условий, контингента обучающихся, направлений.
Варианты образовательных технологий
Лекции, проблемная лекция, семинар-дискуссия (моделируются действия специалистов в профессиональной деятельности, обсуждающие теоретические вопросы и проблемы), лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации осуществляемой преподавателем, лекцию с запланированными ошибками, лекцию вдвоем, лекцию пресс-конференцию, лекцию-дискуссию, лекцию-беседу - принцип диалогового общения.
производственная ситуация, деловая игра, имитационная модель, тренинг (в аудиторных условиях моделируются ситуация (условия, содержание и динамика производства, отношения занятых в нем) профессиональной деятельности, требующих анализа и принятия решений на основе теоретических знаний)
встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов
Тема 1.1. Введение в управление персоналом
Эволюция управления персоналом. Современные подходы к управлению персоналом Теории управления о роли человека в организации. Обзор современного состояния управления персоналом в России и за рубежом. Международная модель управления персоналом.
Литература
- Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М., 2002.
- Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. М., 2004.
- Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. М., 2002
Интернет-ресурсы:
1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/
3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/
Тема 1.2. Основные понятия управления персоналом
Основы управления человеческими ресурсами; индивид на работе. Цель и задачи управления персоналом современной организации. Персонал предприятия как объект управления. Понятийный аппарат теории управления персоналом. Принципы управления персоналом.
Литература:
1. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. М. ИД ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008 – 336. – (профессиональное образование).
2. Пугачев В.П. Руководство персоналом. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2006. – 416 с.
3. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под. Ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007
Интернет-ресурсы
8. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/
9. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/
10. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
11. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
12. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
13. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
14. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/
Тема 1.3. Система управления персоналом в современной организации
Организационная структура службы управления персоналом, методы ее оптимизации. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Функции, принципы, стили и методы управления персоналом. Системная модель управления персоналом. Кадровое, документационное, информационное, технико-технологическое и правовое обеспечение функционирования системы управления персоналом.
Литература:
1. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. М. ИД ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008 – 336. – (профессиональное образование).
2. Пугачев В.П. Руководство персоналом. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2006. – 416 с.
3. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под. Ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007
Интернет-ресурсы
- Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/
- Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
- HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
- Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
- Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
- HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/
Тема 2.1. Движение персонала в организации
Взаимосвязь стратегии организации, ее организационной структуры и штатного расписания. Планирование человеческих ресурсов, набор и селекция персонала, формы занятости и работа по контракту. Интервьюирование при приеме на работу, подготовка персонала. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
Литература:
1. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник: Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. 2-е издание. - . М: Эксмо, 2008 г. - 304 стр.
2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб и доп./ А.Я.Кибанов, И.Б.Дуракова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Интернет-ресурсы
1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/
3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/
Тема 2.2. Развитие персонала
Планирование деловой карьеры, управление карьерой. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Организационное обучение. Корпоративные мероприятия, технологии проведения и методы оценки результативности. Реинжиниринг персонала как инновационная технология управления персоналом. Участие персонала в управлении, коммуникации организации.
Литература:
1. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала. М: Юнити-Дана, 2009 г. 440 стр.
2. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник: Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. 2-е издание. - . М: Эксмо, 2008 г. - 304 стр.
3. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб и доп./ А.Я.Кибанов, И.Б.Дуракова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Интернет-ресурсы
1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/
3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/
Тема 2.3. Мотивация персонала
Мотивация как внутренний, имманентный, основной компонент самосознания работника; относительно устойчивые и осознаваемые побуждения, определяющие его поведение и реакцию на условия труда. Ориентация работника на «достижение» или «избегание»; «позитивность -негативность» реакции. Разработка и внедрение в практику мотивационных программ. Система оплаты труда, оптимизация и дифференциация оплаты.
Литература:
1. Дугина О. Метод центра оценки (assesment-center) – www/uniti.info
2. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник: Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. 2-е издание. - . М: Эксмо, 2008 г. - 304 стр.
3. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб и доп./ А.Я.Кибанов, И.Б.Дуракова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
4. Кихлер Эрих, Родлер Криста Мотивация в организациях. Том 1. Психология труда и организационная психология. Серия: Психология труда и организационная психология. Изд-во Гуманитарный центр, 2008 168 стр.
5. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала. М: Юнити-Дана, 2009 г. 440 стр.
Интернет-ресурсы
1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/
3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/
Тема 3.1. Организация труда персонала Сущность организации труда персонала. Методы нормирования труда. Функциональное разделение труда и организационная структура управления персоналом. Условия труда, трудовая дисциплина, охрана труда.
Литература:
1. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. М., 2002.
2. Лукин Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. Учебник. Изд-во: Академический проект, Трикста, 2007 г. 800 с.
3. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. М., 2003.
Интернет-ресурсы
1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/
3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/
Тема 3.2. Диагностика потенциала управления персоналом
Методы и формы анализа, оценки и диагностики кадрового потенциала организации. Оценка персонала, основа вознаграждающего управления. Диагностическая модель управления персоналом, базовые характеристики персоналом и оценочные критерии эффективности управления персоналом. Аттестация и сертификация персонала.
Литература:
1. Борисова Е. А. Управление персоналом для современных руководителей. СПб., 2003.
2. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. М., 2004.
3. Дугина О. Метод центра оценки (assesment-center) – www/uniti.info
Интернет-ресурсы
1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/
3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/
Тема 3.3. Информационные технологии в системе управления персоналом
Системная и параметрическая модель управления персоналом. Методы анализа информационно-технического обеспечения. Автоматизированная информационная система в управлении персоналом. Автоматизированная информационная система
Концепция сбалансированных показателей как основа информационных систем управления персоналом.
Литература:
1. Е.А. Лунев. Информационные технологии управления персоналом.
Интернет-ресурсы
1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/
3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/
8. Зарплата и управление Персоналом: 1С: http://v8.1c.ru/hrm/
9. http://www.e-college.ru
10.
Лабораторный практикум
№ п/п | № темы | Наименование лабораторных работ | Трудо-емкость (час.) |
1. | |||
2. | |||
… |
Или
Лабораторный практикум по дисциплине «Управление персоналом в соответствии с учебным планом не предусмотрен.