Структура преподавания дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины «Управление персоналом» составляет 5 зачетных единиц или 180 часов

Общая трудоемкость дисциплины «Управление персоналом» составляет 5 зачетных единиц или 180 часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

для разных форм обучения

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)*
Лек ции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
1. Введение в управление персоналом 6
1.1 Введение в управление персоналом 2 6 Устная презентация
1.2 Основные понятия управления персоналом 2 1 2 Устная презентация
1.3 Система управления персоналом в торговой организации 2 2 1 12 Устная презентация и обзор современных систем управления в организациях
2. Социально-психологические аспекты управления персоналом 6
2.1 Движение персонала в организации 4 4 2 10 отчет о выполнении самостоятельных работ тест
2.2 Развитие персонала 4 4 2 10 отчет о выполнении самостоятельных работ тест
2.3 Мотивация персонала 4 4 2 12 отчет о выполнении самостоятельных работ тест
3. Информационно-экономические аспекты управления персоналом 6
3.1 Организация труда персонала 6 4 8 Решение задач
3.2 Диагностика потенциала управления персоналом 6 4 8 Решение задач
3.3 Информационные технологии в системе управления персоналом 4 2 2 8 Защита индивидуальных проектов
Всего за семестр: 180 34 24 10 76
                     
                     
Всего за семестр:              
Экзамен:            
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 180/5            
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Зачет Экзамен
Семестры:    
__________________________________________ заочная (очно-заочная и др.) форма обучения
№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
Всего за семестр:                  
Экзамен:                  
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц):                  
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Контрольная работа Зачет Экзамен
Семестры:        

* - Текущая аттестация – регулярная проверка уровня знаний студентов и слушателей и степени усвоения учебного материала соответствующей дисциплины в течение семестра.

Варианты форм текущего контроля успеваемости:

- Индивидуальное изучение теоретических вопросов в профессиональной области: реферат, доклад, устные презентации, обзор современных источников знания, собеседование, исследовательский семинар и т.д.;

- Практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций: прием практических заданий, тест-опрос, прием контрольных заданий и задач, отчет о выполнении лабораторных работ, упражнений по IT, индивидуальных и коллективных проектов, в т.ч. исследовательской направленности и т.д.;

- Отчет о выполнение самостоятельной работы и др.;

- Тестирование по отдельным темам.

Содержание дисциплины

4.2.1. Содержание разделов/тем дисциплины

Раздел 1.Введение в управление персоналом

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии**
1. Введение в управление персоналом ПК-1 Знать: важность и полезность данной дисциплины для специалистов в области прикладной информатики Уметь: определить цель и задачи изучения дисциплины, ее краткое содержание; Владеть: взаимосвязями дисциплины с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами учебного плана. лекция-беседа - принцип диалогового общения.  
2. Основные понятия управления персоналом ПК-1 ПК-2 Знать: Задачи и функции службы управления персоналом и ее подразделений. Уметь: ставить цели и задачи управления персоналом в конкретной организации Владеть: понятийным аппаратом теории управления персоналом и его принципами Лекция Семинар-дисскусия
Система управления персоналом в современной организации ПК-8 ПК-9 ПК-11 Знать: Основные профессиональные требования к работникам службы управления персоналом; основные требования к документу и обеспечению его безопасности, основные права и обязанности работников, основные законодательные акты Уметь: выявлять проблемы функционирования кадровой службы; формулировать профессиональные требования к работникам службы управления персоналом Владеть: правилами разработки внутренней документации системы управления персоналом Лекция деловая игра семинар-дисскусия

Раздел 2. Социально-психологические аспекты управления персоналом

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии**
Движение персонала в организации ПК-2 ПК-8 ПК-9 ПК-11 Знать: современные формы и методы поиска и найма работников, технологию найма, отбора и приема персонала; Уметь: проводить анализ резюме претендентов; использовать анкеты при отборе кандидатов; разрабатывать анкеты с учетом профпригодности Владеть: Навыками подготовки и проведения кадрового интервью, методами определения личного потенциала, алгоритмом введения нового сотрудника в трудовой коллектив Лекция производственная ситуация деловая игра
Развитие персонала ПК-1 ПК-8 ПК-11 ПК-14 Знать: технологию найма, отбора и приема персонала, виды адаптации новых сотрудников на предприятии, основные направления и способы организации профессиональной ориентации, алгоритм построения карьеры Уметь: осуществлять самодиагностику личного потенциала, отслеживать этапы достижения поставленных целей Владеть: навыками применения технологий отбора и аттестации персонала, основами профессионального развития личности Лекция Деловая игра Производственная ситуация
Мотивация персонала ПК-1 ПК-8 ПК-9 ПК-11 ПК-14 Знать: социальную, психологическую и экономическую мотивацию сотрудников. Уметь: разрабатывать и внедрять в практику мотивационные программы. Владеть: навыками построения мотивационного профиля, методами оценки индивидуальных особенностей личности, способствующих или препятствующих профессиональному развитию Лекция Деловая игра Производственная ситуация

Раздел 3. Информационно-экономические аспекты управления персоналом

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии**
Организация труда персонала ПК-1 ПК-2 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-14 Знать: сущность организации труда на российских предприятиях, нормативно-правовые акты в области условий и охраны труда Уметь: конкретизировать задачи службы персонала к его отдельным категориям, Владеть: техническими средствами подсистемы управления персоналом, навыками ее информационного обеспечения Лекция Деловая игра Производственная ситуация
Диагностика потенциала управления персоналом ПК-1 ПК-2 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-14 Знать: способы диагностики кадрового потенциала, особенности количественных методов эффективности управления персоналом Уметь: определять критерии оценки эффективности деятельности по управлению персоналом Владеть: методами анализа кадрового потенциала и человеческих ресурсов организации. Лекция Деловая игра Производственная ситуация
Информационные технологии в системе управления персоналом ПК-1 ПК-2 ПК-11 ПК-12 ПК-14 Знать: особенности внутренней документация системы управления персоналом, структуру положения (устава) об организации (подразделении), должностных и рабочих инструкций, основные Уметь: разрабатывать диагностическую модель управления персоналом Владеть: навыками применения информационных технологий при постановке целей и планированию кадрового состава организации Лекция Деловая игра Производственная ситуация

** - требования к ООП призваны стимулировать прогрессивное развитие профессорско-преподавательского состава в направлении овладения новыми методами, образовательными технологиями, организационными формами, оценочными средствами в целях достижения запланированных результатов образования студентами и для совершенствования образовательного процесса.

Конкретные педагогические технологии обучения выбираются исходя из принципов, целей и содержания обучения, педагогических условий, контингента обучающихся, направлений.

Варианты образовательных технологий

Лекции, проблемная лекция, семинар-дискуссия (моделируются действия специалистов в профессиональной деятельности, обсуждающие теоретические вопросы и проблемы), лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации осуществляемой преподавателем, лекцию с запланированными ошибками, лекцию вдвоем, лекцию пресс-конференцию, лекцию-дискуссию, лекцию-беседу - принцип диалогового общения.

производственная ситуация, деловая игра, имитационная модель, тренинг (в аудиторных условиях моделируются ситуация (условия, содержание и динамика производства, отношения занятых в нем) профессиональной деятельности, требующих анализа и принятия решений на основе теоретических знаний)

встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов

Тема 1.1. Введение в управление персоналом

Эволюция управления персоналом. Современные подходы к управлению персоналом Теории управления о роли человека в организации. Обзор современного состояния управления персоналом в России и за рубежом. Международная модель управления персоналом.

Литература

  1. Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М., 2002.
  2. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. М., 2004.
  3. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. М., 2002

Интернет-ресурсы:

1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/

3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm

4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/

5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/

6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru

7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/

Тема 1.2. Основные понятия управления персоналом

Основы управления человеческими ресурсами; индивид на работе. Цель и задачи управления персоналом современной организации. Персонал предприятия как объект управления. Понятийный аппарат теории управления персоналом. Принципы управления персоналом.

Литература:

1. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. М. ИД ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008 – 336. – (профессиональное образование).

2. Пугачев В.П. Руководство персоналом. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2006. – 416 с.

3. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под. Ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007

Интернет-ресурсы

8. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/

9. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/

10. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm

11. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/

12. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/

13. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru

14. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/

Тема 1.3. Система управления персоналом в современной организации

Организационная структура службы управления персоналом, методы ее оптимизации. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Функции, принципы, стили и методы управления персоналом. Системная модель управления персоналом. Кадровое, документационное, информационное, технико-технологическое и правовое обеспечение функционирования системы управления персоналом.

Литература:

1. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. М. ИД ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008 – 336. – (профессиональное образование).

2. Пугачев В.П. Руководство персоналом. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2006. – 416 с.

3. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под. Ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007

Интернет-ресурсы

  1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/

  1. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm
  2. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/
  3. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/
  4. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru
  5. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/

Тема 2.1. Движение персонала в организации

Взаимосвязь стратегии организации, ее организационной структуры и штатного расписания. Планирование человеческих ресурсов, набор и селекция персонала, формы занятости и работа по контракту. Интервьюирование при приеме на работу, подготовка персонала. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

Литература:

1. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник: Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. 2-е издание. - . М: Эксмо, 2008 г. - 304 стр.

2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб и доп./ А.Я.Кибанов, И.Б.Дуракова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Интернет-ресурсы

1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/

3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm

4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/

5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/

6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru

7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/

Тема 2.2. Развитие персонала

Планирование деловой карьеры, управление карьерой. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Организационное обучение. Корпоративные мероприятия, технологии проведения и методы оценки результативности. Реинжиниринг персонала как инновационная технология управления персоналом. Участие персонала в управлении, коммуникации организации.

Литература:

1. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала. М: Юнити-Дана, 2009 г. 440 стр.

2. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник: Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. 2-е издание. - . М: Эксмо, 2008 г. - 304 стр.

3. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб и доп./ А.Я.Кибанов, И.Б.Дуракова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Интернет-ресурсы

1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/

3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm

4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/

5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/

6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru

7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/

Тема 2.3. Мотивация персонала

Мотивация как внутренний, имманентный, основной компонент самосознания работника; относительно устойчивые и осознаваемые побуждения, определяющие его поведение и реакцию на условия труда. Ориентация работника на «достижение» или «избегание»; «позитивность -негативность» реакции. Разработка и внедрение в практику мотивационных программ. Система оплаты труда, оптимизация и дифференциация оплаты.

Литература:

1. Дугина О. Метод центра оценки (assesment-center) – www/uniti.info

2. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник: Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. 2-е издание. - . М: Эксмо, 2008 г. - 304 стр.

3. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб и доп./ А.Я.Кибанов, И.Б.Дуракова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

4. Кихлер Эрих, Родлер Криста Мотивация в организациях. Том 1. Психология труда и организационная психология. Серия: Психология труда и организационная психология. Изд-во Гуманитарный центр, 2008 168 стр.

5. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала. М: Юнити-Дана, 2009 г. 440 стр.

Интернет-ресурсы

1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/

3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm

4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/

5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/

6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru

7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/

Тема 3.1. Организация труда персонала Сущность организации труда персонала. Методы нормирования труда. Функциональное разделение труда и организационная структура управления персоналом. Условия труда, трудовая дисциплина, охрана труда.

Литература:

1. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. М., 2002.

2. Лукин Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. Учебник. Изд-во: Академический проект, Трикста, 2007 г. 800 с.

3. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. М., 2003.

Интернет-ресурсы

1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/

3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm

4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/

5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/

6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru

7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/

Тема 3.2. Диагностика потенциала управления персоналом

Методы и формы анализа, оценки и диагностики кадрового потенциала организации. Оценка персонала, основа вознаграждающего управления. Диагностическая модель управления персоналом, базовые характеристики персоналом и оценочные критерии эффективности управления персоналом. Аттестация и сертификация персонала.

Литература:

1. Борисова Е. А. Управление персоналом для современных руководителей. СПб., 2003.

2. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. М., 2004.

3. Дугина О. Метод центра оценки (assesment-center) – www/uniti.info

Интернет-ресурсы

1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/

3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm

4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/

5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/

6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru

7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/

Тема 3.3. Информационные технологии в системе управления персоналом

Системная и параметрическая модель управления персоналом. Методы анализа информационно-технического обеспечения. Автоматизированная информационная система в управлении персоналом. Автоматизированная информационная система

Концепция сбалансированных показателей как основа информационных систем управления персоналом.

Литература:

1. Е.А. Лунев. Информационные технологии управления персоналом.

Интернет-ресурсы

1. Журнал «Управление персоналом» : http://www.top-personal.ru/

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Электронный учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. 1999. http://www.aup.ru/books/m152/

3. Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА»: http://psyfactor.org/lybr31.htm

4. HR PORTAL. Сообщество профессионалов http://www.hr-portal.ru/

5. Советы по карьере: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/

6. Подбор кадров: сообщество менеджеров по подбору персонала: http://www.podborkadrov.ru

7. HR- менеджмент: http://www.hrm.ru/

8. Зарплата и управление Персоналом: 1С: http://v8.1c.ru/hrm/

9. http://www.e-college.ru

10.

Лабораторный практикум

№ п/п № темы Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (час.)
1.      
2.      
     

Или

Лабораторный практикум по дисциплине «Управление персоналом в соответствии с учебным планом не предусмотрен.

Наши рекомендации