Их сущность и классификация
Вопрос о том, каким образом, можно побудить человека к производительному труду, интересовал людей всегда. В силу древности этого вопроса в решении этой проблемы человечеством накоплен немалый опыт, получивший свое обобщение в различных мотивационных теориях, все множество которых можно, пусть до статочно условно, разделить на три группы :
- содержательные теории мотивации, которые основаны на идентификации внутренних побуждений, заставляющих человека поступать определенным образом. Эти теории связаны с изучением человеческих потребностей и механизма влияния на них в процессе мотивации.
- процессуальные теорияи мотивации, поведение человека — это результат его восприятия окружающего мира и ожиданий. В основе этих теорий лежит исследование механизма распределения усилий в процессе достижения различных целей.
- теории отношений считают, что механизм стимулирования персонала определяется в основном отношением руководителя к природе человека, его потребностям и устремлениям.
1.Содержател ьн ые теории:
1. Теория потребностей А. Маслеу
2. Теория потребностей Д. Мак-Клелланда
3. Теория потребностей К. Альдерфера
2.Процессуальные теории:
1. Теория ожиданий В. Врума
2. Теория справедливости
3.Теории отношений:
1. Теория человеческого фактора Д. Мак-Грегора
2. Теория Z (У. Оучи)
Вопрос 1: Содержательн ые теории (теории потребностей А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, К. Альдерфера)
I. В настоящее время можно говорить о том, что классической мотивационной теорией является теория потребностей Абрхама Маслоу,предложенная им в 1943 г. в работе «Теория человеческой мотивации».
Все человеческие потребности Маслоу разделил на пять категорий:
♦ физиологические, удовлетворяя которые человек получает возможность выжить, это потребности в еде, одежде, жилище;
♦ безопасности и уверенности в будущем, включающие, во-первых, потребности в защите от физического и психологического нападения окружающих и, во-вторых, потребности в уверенности, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;
♦ социальные — это потребности ощущать себя членом какой-либо человеческой общности, иметь социальные контакты, ощущать привязанность и поддержку;
♦ уважения — это потребность в признании личных качеств и достижений;
♦ самовыражения, т. е. потребность в реализации своих потен циальных возможностей, в личностном росте .
Согласно Маслоу, эти потребности имеют иерархическую за висимость, Суть теории Маслоу может быть изложена в двух основных положениях:
1. У человека существуют две потребности разных уровней, доминирующей, т. е. определяющей его поведение, потребность более низкого уровня.
2. Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными (т. е. врожденными), потребностями низших уровней.
Физиологическиепотребности определены с рождения, являются первичными, поэтому они не меняются в течение человеческой жизни и их в принципе можно удовлетворить.
Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражения являются вторичными, т. е. приобретенными (т.е. потребностями высших уровней). Поскольку они являются приобретенными, то развиваются вместе с развитием человека, поэтому никогда не могут быть полностью удовлетворены, и мотивация через них бесконечна.
II. Иной подход к классификации потребностей высших уровней предположил Дэвид Мак-Клелландв работе «Два лица власти» в 1970 г. Он выделил потребности власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. Руководство привлекает людей с потребностью власти, поскольку она дает возможность реализовывать и проявлять власть.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением и признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с потребностью успеха предпочитают иметь дело с проблемами, при решении которых они могут взять ответственность на себя, но сами проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достигнутый результат — конкретным и ощутимым.
Потребность причастности, по сути, совпадает с социальной потребностью Маслоу.
III. В 1972 г. в работе «Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации», Клейтон Альдерфервыделяет три уровня потребностей:
v Е(existence) — потребности существования, т. е. потребности связанные с выживанием и воспроизводством человека;
v R (relatedness) — потребности причастности, которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми и за счет ощущения уважения с их стороны;
v G (growth) — потребности личностного роста, например, потребности в приобретении новых знаний и в самоуважении.
В отличие от Маслоу Альдерфер считал, что потребности разных уровней одновременно и в одинаковой степени влияют на поведение человека. Более того, неудовлетворенность какой-либо потребности может компенсироваться более полным удовлетворением другой потребности
/Это очень важно для руководителей, стремящихся мотивировать своих сотрудников: если выполняемая работа не позволяет удовлетворить потребности роста, то более важными становятся социальные потребности, а если не могут реализоваться и они, то усиливаются потребности существования. Верно и обратное: человек может соглашаться с относительно не большим материальным вознаграждением, если выполняемая работа позволяет ему иметь широкие социальные контакты или способствует удовлетворению потребности роста./
Вопрос 2: Теории отношений (Теория человеческого фактора X и Y Д. Мак-Грегора, теория Z Уильяма Оучи)
I. Теория человеческого фактора, предложенная Дугласом Мак-Грегоромв работе «Человеческая сторона предприятия» в 1960 г., исходит из того, что руководитель может создавать разные системы мотивации на основании своего типа отношений к подчиненным.
Мак-Грегор выделил два типа отношений руководителя к подчиненному:
1) тип властного руководителя, который относится к подчи ненному в соответствии с теорией X;