Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов
Направление реакций | Типы реакций | ||
OD «с фиксацией на препятствии» | ED «с фиксацией на самозащите» | NP «с фиксацией на удовлетворении потребностей» | |
Е (экстрапунитивные) | E` - Подчеркивается наличие препятствия. Образец:Эта ситуация определенно фрустрирует меня (досаждает, беспокоит). Встречается главным образом в ситуациях с препятствием. | Е – Враждебность, порицание направлены против кого-нибудь или чего-нибудь в окружении. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм. Образец: Все это надо порицать. Вы виноваты т.д. Е – варианты предыдущего: субъект активно отрицает свою вину за совершенный поступок (ситуация «обвинения»). Образец:«Я не делал того, в чем Вы меня обвиняете». | е – Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Образец: «Это Вам надо разрешить этот вопрос». |
I (интропунитивные) | I`- Фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо, как приносящая удовлетворение (или заслуживающая наказания). Образец: «Эта ситуация фактически – благодеяние (выгода)». В замаскированной форме – «мне очень жаль, что я послужил причиной этого». | I – Порицание, осуждение направлено против самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Образец: «Это меня надо осуждать (винить, бранить) за то, что произошло». I – Вариант предыдущего: субъект, признавая свою вину, отрицает свою ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Образец: «Я виноват, но я сделал это не нарочно». | i – Испытуемый сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность. Образец: «Я беру на себя ответственность за исправление этой ситуации». |
М (инпунитивные) | М` – Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию. Образец: «Эта ситуация меня нисколько не фрустрирует. Она не имеет никакого значения». | М – Ответственность лица попавшего во фрустрирующую ситуацию сведена до минимума, осуждение избегается. Образец: « (Никого (ни Вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло». | m – Выражается надежда, что время и нормальный ход событий постепенно, автоматически разрешат проблему – просто надо немного подождать; или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. Образец: «Вопрос решится сам собой, стоит только нам немного подождать, поговорить, подумать». |
Таблица 2
Сравнительные таблицы GCR
№ рисунка | Общая таблица GCR для здоровых лиц | Таблица GCR, полученная Розенцвейгом | Таблица GCR из работ французских авторов | ||||||
OD | ED | NP | OD | ED | NP | OD | ED | NP | |
М` | Е | М | М | ||||||
I | I | ||||||||
M | |||||||||
i | i | i | |||||||
e | |||||||||
E | E | E | |||||||
e | e | ||||||||
E | E | E | |||||||
M | E | ||||||||
E | m | ||||||||
e | e | E | |||||||
E` | M` | M | m | ||||||
EI | EI | ||||||||
E` | e | E` | m | ||||||
I | I | I | |||||||
I` | I` | ||||||||
M` | M` | ||||||||
E` | E | e | E | ||||||
M` | M |
Таблица 3
Среднее GCR для исследованных групп
Основные группы | Среднее значение | в (%) |
Мужчины летчики (n = 100 чел.) Мужчины студенты-физики (n = 100 чел.) Мужчины инженеры-конструкторы (n = 46 чел.) Женщины инженеры-конструкторы (n = 48 чел.) Больные неврозами (n = 100 чел.) | 9,02 8,99 9,91 8,7 6,85 | 64,3 64,2 63,6 62,1 48,9 |
Литература
1. Левитов Н.Д. Фрустрация – один из видов психических состояний. Журнал «Вопросы психологии», № 6, 1967 г.
2. Тарабрина Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях. – В кн.: Психологические исследования познавательных процессов личности. – М.: Наука, 1983.
3. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека./Губачев Ю.М., Карвасарский Б.Д., Иовлев Б.В. и др. – Л.: Медицина, 1976.
____________________________________
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………………………………..2
Описание методики…………………………………………………………………………………….2
Проведение эксперимента……………………………………………………………………………...3
Обработка результатов исследования…………………………………………………………………4
Дифференциально-диагностическое значение методики……………………………………………10
Литература ……………………………………………………………………………………………..13
___________________________________