Реальные плоды учения христа
И ЕГО ЦЕРКВИ
4. Осознавая ужасное состояние души человека, лишившегося Божественной благодати, церковный гимнограф XIII века пишет (русский перевод): «Попав, о Иисусе, в руки душегубительных разбойников, ныне я лишился Боготканной одежды и лежу, покрытый ранами, взывая: "Христе мой, возлей на меня елей и вино"» ("Канон Иисусу Сладчайшему", песнь 8). Боготканной одеждой, сорванной разбойниками (демонами) с души человека, здесь назван покров Божией благодати (см. Иоанн Дамаскин. "Точное изложение Православной веры", кн. 2, гл. 2, с. 87).
Огромный двухтысячелетний опыт борьбы с грехом, накопленный христианскими подвижниками, показывает, что путь борьбы, путь покаяния и исправления, который заповедал нам Божественный Логос — Богочеловек Иисус Христос, — это путь возвращения утраченной через грех благодати Божией, приобретение нами утерянной "первой одежды". Это путь обожения, которое совершается благодаря стяжанию (приобретению) благодати Святого Духа теми способами и средствами, на которые указал людям Создатель. Реальные плоды, которые дало человечеству учение, принесенное на Землю воплотившимся Богом, — это сонмы людей, достигших обожения в доступной для людей мере. Жизнь прославленных, равно как и не прославленных, менее известных миру христианских святых, — лучшее свидетельство действенности учения Христа, действенности способов стяжания благодати, которым научил нас Христос, — через молитву и пост. Возвращая себе с их помощью всеосвящающую благодать Святого Духа, утраченную за грех, люди вновь становились и ныне становятся практически неуязвимыми для насильственного воздействия на их волю и разум со стороны падших ангелов. И снова мы убеждаемся, что именно в этом и заключается причина беспредельной ненависти падших ангелов и их агентов влияния к Православной Церкви, в которой благодаря правой вере и подвигу жизни во Христе, а также посредством Таинств передается человеку благодать Божия.
Появившаяся у демонов возможность самопроизвольного воздействия на разум, чувства, эмоции и даже физиологию человека (в результате уменьшения у людей благодатной защиты) не означает, однако, что все человечество стало абсолютно беспомощным и неспособным защититься от насилия духов зла. Наличие указанных возможностей у демонов не означает также, что все люди поголовно и неизбежно оказались у них в полном подчинении.
Бог не попустил падшим ангелам полностью овладеть человеком, оставив ему возможность проявить свободу воли, сознательно направив ее либо к добру и к выполнению заповедей Божиих, либо ко злу и к выполнению внушений Дьявола. Пример ветхозаветных праведников и всех искренне верующих христиан показывает нам, что те из людей, кто добровольно направляет свою волю к добру, может с помощью Божией преодолеть все соблазны демонов. Однако не следует обольщаться личными возможностями человека в борьбе против своих греховных наклонностей и привычек. Воля демонов несравненно сильнее воли любого человека, поскольку ангелы (в том числе и падшие) в духовном плане намного могущественнее нас, людей. Но человек имеет право ждать помощи от Бога и просить Его об укреплении своей расслабленной воли благодатными энергиями Святого Духа. Нам обещанаэта помощь, поскольку Сам Христос сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7). Но помощь эта подается только в Церкви и только через Церковь (имеется в виду не здание, а особая общность людей), которую именно с этой целью основал пришедший на землю и воплотившийся (т.е. соединившийся с человеческим естеством) Создатель мира. И хотя есть ныне множество людей, считающих себя верующими, которые полагают, что Таинства Церкви и ее методы вовсе не обязательны для победы над грехом, но весь двухтысячелетний опыт истории Церкви показывает обратное. Вне истинной Христовой Церкви нет и не было ни одного святого человека, который бы удовлетворял высшим понятиям о душевной и телесной; чистоте, мудрости и бесконечной жертвенной любви, какую имели только православные подвижники, Вне Церкви неизвестен ни один человек, практически свободный или, точнее, практически полностью защищенный от насильственного воздействия демонов на его волю, разум и эмоции. Таковых можно найти только среди православных святых, обладающих истинным бесстрастием, о котором блаженный Диадох говорит; «Бесстрастие есть не то, чтобы не быть боримым бесами, но то, чтобы, когда они борют нас, пребывать непобедимыми» (Блаженного Диадоха, епископа Фотики, подвижническое слово. Гл. 98. "Доброто-любие". Т. 3, М., 1900).
Именно опыт- живой объективный опыт показывает, что демонические воздействия реально разрушаются исключительно лишь с помощью церковных Таинств и тех методов аскетической борьбы, которые веками использует Церковь. Тот же опыт доказывает, что иными способами приобрести (стяжать) благодать Святого Духа, которая отступила от человека за грех, невозможно. И в этом — воля Божия. Здесь человеческое мнение (нравятся данному индивиду эти методы или не нравятся) не имеет никакого значения. Тем не менее, нам предоставлена Богом возможность свободно выбирать, принять помощь Божию для успешной борьбы с демонами за свою душу или отказаться от Его помощи. А предлогов для отказа, безусловно, можно найти предостаточно.
Всякий раз в Таинстве покаяния (при условии осознания собственных грехов) благодаря очищению сосуда его души Творец вливает в человека немного "живой воды", т.е. Божественной благодати. Но поистине источником вечной жизни является другое Таинство - Таинство Евхаристии. Не следует, однако, думать, что, единожды исповедавшись и причастившись в Таинстве Евхаристии Тела и Крови Богочеловека Иисуса Христа, человек сразу становится святым в полном смысле этого слова. Благодать Божия никогда не возвращается сразу и во всей полноте, поскольку душа, не имеющая смирения, не может удержать дар Божий. Для изменения качеств души, для исцеления ее от греховных привычек требуется немалое время. Таким образом, благодать Божия подается Создателем постепенно, лишь по мере очищения души от грехов,и в первую очередь от греха гордыни (самолюбия, самопревозно-шения, тщеславия, обидчивости, саможаления и самооправдания).
Очень часто люди, недавно пришедшие в Церковь, удивляются тому, что после исповеди и причастия они иногда вновь впадают в прежний грех. Им следует помнить, что грех (при условии искреннего его осознания и исповедания) действительно прощается в Таинстве покаяния, которое совершает православный священник, но благодать, исцеляющая душу, не возвращается сразу в той же мере, в какой она потеряна за многие годы греховной жизни. Над возвращением ее необходимо потрудиться. Именно этот труд личной борьбы с грехом, который значительно облегчаетсяс помощью Божией (через Таинства), и является необходимым для стяжания благодати Святого Духа.
Бывает, однако, что человек, впервые искренне и от души покаявшийся, чувствует иногда невыразимую словами легкость и сверхъестественный, благодатный мир и божественную радость в душе. В эти минуты его может коснуться и благодатное состояние божественной любви к Богу и ко всем людям на свете, так что он перестает понимать разницу между "хорошими" и "плохими", ибо любит всех. Причем «плохих» любит с болью души, желая, если это нужно для их спасения, отдать за них кусок своего сердца.
В некоторых случаях, как показывает духовническая практика, после первой же исповеди и причастия могут исчезнуть даже многолетние пристрастия, такие, например, как пристрастие к табаку, алкоголю и даже к наркотикам. Иногда происходит также чудесное и быстрое исцеление от долгой и мучительной болезни; впрочем, это может произойти с помощью и других таинств, например — Крещения или Елеосвящения (соборования). Тем не менее, нельзя путать эти отдельные дары так называемой призывающей благодати с благодатью иного уровня, именуемой св. отцами благодатью очищающей или исцеляющей. Следует помнить, что хотя душа, ощутившая прикосновение призывающей благодати, начинает тянуться к Богу, однако кардинального исцеления своих греховных качеств и привычек она все же еще не получает. Человека, который либо через Таинство Церкви, либо за малый молитвенный труд неожиданно получил призывающий дар Божией благодати, великий афонский подвижник нашего времени - старец Иосиф-исихаст (ум. 1959) сравнивает с рыбой, «пойманной на крючок, благодати, где приманкой служит любовь Распятого...» ("Старец Иосиф-исихаст". ТСЛ, Валаамский монастырь, 2000, с. 232).
Таким образом, общим правилом является то, что качественное изменение души, ее очищение и исцеление от страстей (эгоизма, самомнения, раздражительности, обидчивости, осуждения, слабоволия, трусости, рассеянности, несобранности, а также различных плотских похотей и проч.) происходит постепенно, только путем длительной и упорной личной борьбы с грехом. На этой стадии духовной работа человеку требуется уже другой уровень благодатной Божественной помощи, которую вышеназванный подвижник называет благодатью очистительной. Ее подает Господь (а человек принимает, стяжает) по мере собственного произволения духовного труженика, его усилий в борьбе против греха, усилий в молитвенном труде, а также через Таинства Святой Церкви. Далее старец Иосиф на основании писаний святых отцов и собственного опыта пишет о еще большем даре Божием - благодати просвещающей и о благодати совершенной или, иначе - свышеестественной (там же, с. 270-273),но о них в настоящем труде мы подробно говорить не будем.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДЕМОНОВ
Читатель уже имел возможность неоднократно убедиться, что "инопланетяне", которых, как нам кажется, с полным правом мы теперь можем называть демонами, не в состоянии противостоять крестному знамению и молитве. Огромный опыт борьбы с демони-ческим миром, который накопила за многие века Православная Церковь, показал, что единственной защитой от влияния этих злых сил является благодать Божия (нетварная энергия Святого Духа), которая подается Творцом через Таинства и молитвы Церкви.
Тот же опыт показывает, что пока человек не совершит серьезных грехов (так называемых смертных.) и не лишится Божией благодати в значительной мере, демоны не могут вселиться в него и не имеют над ним большой власти (здесь мы не будем рассматривать одержимость младенцев по причине греховности их родителей)…
Дар благодати Святаго Духа и обещал Христос тем, кто обращается к Богу с молитвой: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у него» (Лк. 11, 13).
Мы, современные православные священники, постоянно имеем возможность убедиться в том, что и до сего дня Господь Бог посредством Таинств Святой Церкви ниспосылает Свою нетварную Божественную энергию, т.е. благодать Святаго Духа, на всех, кто с искренней верой принимает эти благодатные Таинства. Однако благодать Божия даже через Таинства подается человеку постепенно, по мере его собственных усилий в борьбе со своими грехами, и в первую очередь с гордыней, ибо сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3, 34; Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5).
Обратим внимание на то, что благодать Божия не дается сразу во всей полноте, стоит лишь однажды причаститься Святых Таин или воздеть на пять минут руки к небу в молитве. Она возрастает и накапливается в человеке постепенно… Об этом постепенном процессе очищения и исцеления души благодатью Христос говорит так: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13, 33).
Очень ясно и просто сказал о постепенности приобретения благодати Святого Духа преподобный Серафим Саровский: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делание суть средства для стяжания Святаго Духа Божия…
-Как же стяжание?- спросил я (Н. Мотовилов – Иг. N)батюшку Серафима. Я что-то этого не понимаю.
-Стяжание все равно что приобретение, - отвечал мне он. – Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так же точно и стяжание Духа Божия».
Один из духоносных старцев нашего времени — о. Тихон Пелих (1895-1983), в своих дневниках также писал о необходимости накопления Божественной энергии:
«1972 год, дача. По аналогии:
L В мире физическом - накопление солнечной световой энергии растительным миром.
2. В человеческой истории - накопление Божественной энергии заповедано в молитве Господней: все mpи первых прошения (о благодати Духа Святого)»
("Старец протоиерей Тихон Пелих". ТСЛ, 2000, с. 262).
Об этом же молится каждый православный и в молитве "Царю Небесный", призывая Духа Святого, а точнее — Eго благодать: «Прииди и вселися в ны (т.е. в нас)...»
Из всего сказанного выше можно сделать следующий вывод:
Приобретение человеком нетварной Божественной энергии, или, как выражался преподобный Серафим Саровский, стяжание благодати Святого Духа, является не только главным методом защиты от демонического влияния, но и главным способом очищения от страстей, исцеляющим паралич воли и приносящим душе мир Божий, а также единственным способом просветления разума и преображения (обожения) души.
Как было уже сказано выше, помимо церковных Таинств есть еще и личные методы борьбы с сатанинским воздействием. Именно такими, зависящими от произволения человека методами борьбы с бесплотным врагом, как бы оружием воина Христова, являются пост(т.е. воздержание плохи, а также греховных душевных чувств) и молитвапо слову Спасителя: «Сей же род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21).Но если мы вспомним приведенные выше слова преподобного Серафима Саровского, то поймем, что молитвы, пост и бдение отнюдь не сами по себе изгоняют бесов. Их изгоняет Господь Своею благодатью, которую Он посылает нам не без нашей просьбы, выраженной в молитве, и за наши усилия в подвиге поста и в трезвенном внимании к своим страстям. А это означает, что демонов изгоняет благодать Божия, накапливающаяся в человеке благодаря личному подвигу поста, молитвы и бдения, который совершенно необходим для выработки смирения.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРАВОСЛАВНЫЙ АСКЕТИЗМ
Если постараться убедить себя в том,что во вселенной не существует ни духовного мира, ни населяющих его разумных существ (в частности, демонов, пытающихся погубить человеческие души), то христианский аскетизм — абсолютно ненужная и даже вредная вещь, бессмысленное изнурение или сдерживание собственной плоти. Но если читатель все-таки понял, какую страшную и значительную роль играют демоны в жизни людей, сколь велико их воздействие на наш разум, эмоции и тело, он поймет, почему аскетизм необходим нам как воздух. По учению Самого Творца, пост, молитва, а также соблюдение Божественных заповедей (не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не завидуй и проч.) являются самым эффективным способом борьбы с демоническим воздействием. Соблюдение заповедей позволяет нам сохранить защищающий нас покров Божественной благодати, а пост и молитва являются способами стяжания и накопления благодати Святого Духа, которая не позволяет демонам манипулировать сознанием и волей человека. Вот почему слуги дьявола люто ненавидят любой из видов христианского аскетизма. Православная аскеза (разумное воздержание,установленное церковными правилами), помогая накоплению (стяжанию) благодати, позволяет тем самым христианину укрепить свою волю к добру, поскольку она (сила воли) зависит от присутствия в человеке благодатных (или, в противоположном варианте, — демонических) энергий.
Выше мы уже говорили о том, что благодать Божию можно потерять только из-за греха;и если отнимает ее Господь у согрешившего - человек становится беспомощным, слабым, безвольным и беззащитным как при нападении злых людей, движимых духами зла, так и при непосредственном воздействии самих демонов. Вот почему в своем знаменитом покаянном псалме царь и пророк Давид просит Создателя: «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс. 50,13). Он на своем опыте познал, что значит отнятие, лишение благодати Духа Святого.
Отсутствие благодати всегда приводит к хорошо известной "болезни", называемой параличом воли, которая позволяет демонам тянуть за собой расслабленного в любую грязь, в любую мерзость самого отвратительного греха. А поскольку грех, как мы уже говорили, является причиной отступления от человека благодатных Божественных энергий, открывая демонам возможность внедрения в его душу и тело, то становится понятным, что аскеза - сильнейший способ защиты христианина от этого внедрения.Вот почему демоны и их агенты влияния всеми силами стараются опошлить и унизить или исказить идею поста, а по возможности вообще исключить из сознания людей и само упоминание о каком-либо воздержании (аскезе). Однако в тех случаях, когда агенты влияния не могут вести открытую войну с Церковью, они даже не прочь лицемерно поговорить о ее нравственной пользе. Но нам следует ясно себе представлять, что они готовы терпеть только такую Церковь, из учения которой были бы полностью исключены понятия борьбы с грехом, борьбы с демонами (о них вообще следует молчать!) и, конечно, аскетизм, как метод борьбы с демоническим воздействием на плоть, разум и эмоциональную сферу человека. Адепты антисистемы были бы вполне удовлетворены, если бы Православная Церковь внешне сохранила бы все свое благолепие и традиции: храмы с блистающими крестами на куполах, золоченые иконостасы, благозвучное пение и торжественное богослужение - но при этом отказалась бы от главного: от учения о необходимости борьбы с грехом, о распятии своих страстей и похотей, об обязательности самоотвержения, об узком и тернистом пути, о необходимости воздержания, о несении креста. В такой Церкви Таинства потеряют свою благодатную силу...
Все это уже есть в протестантизме и в несколько меньшей мере в католицизме! Осталось лишь перенести накопленный на Западе опыт в лоно Православной Церкви с помощью искоренения в общественном сознании (в том числе и в сознании священослужителей) понятия "греха" (этим занимаются СМИ, пропагандируя, например, сексуальную свободу), а также с помощью экуменического размывания догматических различий между конфессиями — и тогда "дело в шляпе"! Такая Церковь для демонов не страшна. Она никого не защитит от их власти.
Проиллюстрируем отношение сознательных колдунов-контактеров к Православной Церкви и ее учению о борьбе с грехом посредством воздержания (аскетизма) словами из интервью колдуна Ю.В. Тарасова корреспонденту газеты "Труд".
«— В будущем я, возможно, стану претендовать на трон Патриарха Московского и Всея Руси.
Корр. - Зачем???
— Ты понимаешь, тут в двух словах не объяснишь. Но если кратко... Я хочу в какой-то мере реформировать Церковь. Хочу напомнить всем, что христианство появилось не на голом месте. До него уже было язычество. Конечно, оно - не идеал веры. Но ведь и христиан-ство тоже не последняя истина. Я лично в нем не принимаю аскетизма. С легким оттенком фанатизма. Все эти заповеди относительно прелюбодейства, вина, вообще женщин. Обяза-тельного битья челом, соблюдения разных там постов и т. д.
В христианстве, на мой взгляд, главное - сострадание. И обязательность добрых дел. Остальное - наносное, придуманное в угоду времени. Нужно соединить христианство и язычество. Язычество - это, прежде всего, близость к природе, христианство - нравственные принципы. Разве не так?»
ДЛЯ ЧЕГО АТЕИСТУ НУЖНА СВЯТАЯ ВОДА ?
Невольно к пониманию того, что защититься от негативного воздействия параллельного мира можно только церковными методами, приходят даже совершенно неверующие люди, примером чему может послужить случай, рассказанный мне знакомым священником. Его бывший коллега по мирской профессии — физик, будучи сам "контактером" (он получал немало сведений по своей профессии непосредственно из "космоса", повышал квалификацию в области физики с помощью оккультизма), в одной из московских лабораторий пытался создать механический генератор "биоэнергии", разрабатывал приборы, которые могли бы ее излучать.
С помощью так называемых биолокационных рамок он по карте узнавал, где «приземлялся» очередной НЛО и, отправляясь на место посадки, даже находил там иногда осколки «небесных кораблей», по его предположению потерпевших аварию. Обращает на себя внимание то, что на месте посадок этот ученый чувствовал себя так дурно, что дело доходило даже до рвоты.
Этот энтузиаст оккультизма разрабатывал двигатели "первого и второго рода", с помощью которых, как считали экспериментаторы, НЛО передвигаются с фантастической скоростью, резко меняя направление полета.
Практически это было, как считал ученый, передвижением как бы в ином, ''тонком" параллельном мире, а не в нашем, материальном. Явления этого мира должны были, по мысли этого физика, подчиняться каким-то физическим законам. Он утверждал, что открыл, как работает один из таких антигравитационных двигателей, с помощью которого можно поднимать любые машины, то есть осуществить левитацию.
Любопытно, что многие вещи он открывал с помощью вращения биолокационной рамки, хотя гуманоиды его нередко обманывали. Тем не менее, он считал, что всегда с помощью рамок может все перепроверить и поймать "энергетических союзников" на дезинформации.
Некоторые приборы, например, экспериментальные генераторы "биоэнергии", он изготовлял даже у себя дома. Таких приборов в его комнате было немало. Но он пожаловался бывшему коллеге, а ныне священнику:
— Все бы хорошо, да приборы оставляют после себя "нехорошие следы" - в местах, где они стояли, остается некая отрицательная энергия, очень вредная для здоровья, которую никаким способом удалить не удается.
Самочувствие исследователей внутри аномальных зон и даже вблизи от них было ужасным. Многие из исследователей в его лаборатории заболевали: одни раком, другие иными тяжкими недугами, причем некоторые из них умирали. Важной задачей для исследователей стал поиск способов ликвидировать негативную энергию. Однажды кто-то из сотрудников предложил окропить "грязные места" святой водой, которую его бабушка приносит из церкви. Попробовали. Результат превзошел все ожидания. Поиски других средств очистки от "грязной энергии" так ни к чему и не привели. Делать нечего, пришлось этому физику из подмосковного города-спутника регулярно ездить в Троице-Сергиеву Лавру с канистрами за святой водой. При этом он продолжал оставаться неверующим человеком и, более того, отрицательно относился и к "попам", и к Церкви.
Размышляя о возможности применения двигателей "первого и второго рода", практически не потребляющих энергии, для путешествия к другим планетам, он с некоторой досадой говорил священнику - своему другу детства:
— Видно, придется брать в космическую команду попа, чтобы он освящал воду и периодически все кропил этой водой, чтобы можно было лететь в нормальных условиях.
Рассказанный случай ясно показывает, что благодать Божия, освятившая воду по молитвам православного священника, куда могущественнее, чем все злые энергии "добродетельных и гуманных инопланетян".
О ПРОИСХОЖДЕНИИ «ДЕМОНИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ »
Своевременным будет, как нам кажется, затронуть теперь очень важный вопрос о происхождении "грязной или "демонической энергии", действия которой внешне очень часто копируют действия Божественной благодати, хотя их результаты с духовной точки зрения прямо противоположны. Здесь нам следует вспомнить о том, что всё сотворенное Богом не имеет ни в чем недостатков, поскольку каждый из элементов творения идеально может выполнять ту функцию, которую назначил ему Творец. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31).Итак, возникает вполне закономерный вопрос: если все тварные, а тем более нетварные (Божественные) энергии были направлены только на благо и были созидательными, то откуда же появились энергии разрушительные, приводящие к духовным катастрофам? Уместно будет напомнить, что зло — категория нравственная, не имеющая никакого самостоятельного бытия вне сознательной личности, вне самосознающего субъекта, обладающего свободой по отношению к нравственным законам, объективно существующим и от него не зависящим. Эти законы даны Богом для разумных существ, созданных по Его образу, т.е. для Ангелов и людей. Практические выводы из этих законов были сформулированы для людей Самим Творцом в виде заповедей и представляют собой как бы подсказку любящего Отца, предупреждающего и оберегающего детей от неверных шагов, нарушающих нравственное равновесие мира. Таким образом, нарушение заповедей является нарушением духовных законов, а следовательно, нарушением в большей или меньшей степени равновесия вселенной, причем указанные нарушения вызывают (как причина) цепочку следствий, приводящих в конечном результате к несчастью для того, кто нарушил закон. Так, например, нарушение первыми на Земле людьми единственной заповеди Отца явилось нарушением закона любви (подробно мы о нем здесь говорить не будем). Это привело в результате к катастрофическим последствиям для всего тварного материального мира, к появлению в нем разрушения и смерти, поскольку человек причастен своим телом к этой части вселенной. Именно эта связь макрокосма (вселенной) и микрокосма (человека) позволяет нам называть духовные законы антропокосмическими.
Но, тем не менее, первоначальной причиной возникновения зла во вселенной были не люди, а разумные существа духовного (параллельного) мира, т.е. Ангелы, созданные Богом задолго до появления на Земле первых людей. Большая часть святых отцов сотворение Ангелов относит к самому раннему периоду творения, когда не появились еще ни материя, ни материальный мир. Во всяком случае, мы можем говорить о том, что они (Ангелы, называемые в Библии сынами Божиими) существовали еще до появления Земли, т.е. ранее третьего дня (акта, периода) творения, о чем говорит Сам Создатель праведному Иову (см. Иов. 38,4-7). Итак, задолго до появления во вселенной человека, как было указано выше, часть существ ангельской природы добровольно нарушила закон любви. Закономерным следствием указанной причины явилось отступление от них благодатных (нетварных) энергий Святого Духа, высшая из которых — любовь. Но поскольку все Ангелы, как сыны Божий, носящие образ Отца, были сотворены вечными (а Бог не нарушает Своих определений), то даже после отпадения от Бога эта часть ангелов продолжает существовать, причем существовать за Его счет, т.е. за счет Его тварных энергий, ибо благодатные (нетварные) Божественные энергии им уже недоступны. И это существование не прекратится даже после завершения современной формы бытия человечества и Страшного Суда. Демоны, а также все ставшие на их сторону люди (а это те, которые не захотели стать на сторону Христа, на путь исполнения Его заповедей), как было открыто Богом апостолу Иоанну Богослову, будут вечно жить, пребывая в геенне огненной или в аду — особой сфере нового мира («Се, творю все новое» От. 21, 5), Эта сфера, этот уровень бытия будет совершенно отделен от тех сфер будущего мира, которые обычно называют Раем, Царством Небесным, Жизнью Вечной, Небом или Лоном Авраама. Именно об этом раздельном, но в обоих случаях вечном существовании и говорил Христос в притче о богаче и Лазаре; «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к, нам не переходят» (Лк. 16, 26).
Таким образом, демоны, как, впрочем, и грешные люди, продолжают жить, передвигаться, думать и творить, пользуясь тварными энергиями Бога, "ибо мы, — говорил апостол Павел, — Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17, 28). Более того, всё во вселенной (и духовная, и материальная ее части со всеми планетами и галактиками) живет и движется только энергиями своего Творца, Который и является единственным их источником. Но энергию, которой живет и движется разумное богоподобное существо, оно благодаря наличию свободной воли может направить и во грех. Причем Творец, даровавший ему свободу выбора, не лишает его этой свободы даже тогда, когда индивидуум выбирает зло, хотя в некоторых случаях и ограничивает его. Вот почему и злой человек, и демон, живущие тварными энергиями Создателя, по своему желанию и воле могут, если Бог попустит, совершить, например, убийство.
Для того чтобы лучше представить себе причину появления в мире "демонических энергий", приведем следующее сравнение. Луна, как известно, не является та, но она тоже светит, хотя и не своим, а отраженным светом, причем этот измененный, лунный свет, непохож на солнечный. Точно так же демоны, живущие энергиями Создателя, пропуская их через свою оскверненную грехом волю, творят зло, но лишь в той мере, в какой это допустит Бог, Который всё (даже зло, творимое людьми и демонами) направляет ко спасению тех, кто желает спастись, т.е. во благо.
Таким образом, мы снова приходим к выводу о том, что коренное отличие между действиями Христа и христианских святых, с одной стороны, и похожими по направленности (по крайней мере, так декларируется) действиями магов, колдунов и экстрасенсов — с другой, заключается в том, что Христос и Его святые действуют благодатными Божественными энергиями Святого Духа, которые абсолютно недоступны для людей, не живущих по заповедям Божиим и не являющихся действительными членами Его Святой Церкви. Кроме того, как мы уже показали на многочисленных примерах, непосредственные воздействия демонов, так же как и любые воздействия, оказываемые ими на человека через посредство любых оккультистов, могут быть разрушены Божественной благодатью, которую ниспосылают на верующего христианина православные молитвы и церковные Таинства.
БЫТЬ ЛИ СОАВТОРОМ ДЪЯВОЛА ?
Возможно, при прочтении глав, посвященныхтворческой самореализации демонов, кто-то из читателей сделает неверный вывод, что все искусство — от дьявола. Но нам придется их огорчить. Такой вывод в корне ложен. Человек, как существо богоподобное, обладает творческими способностями именно в силу того, что носит образ Божий, а, следовательно, может творить и самостоятельно.
Каждую человеческую душу Бог творит Сам - лично и непосредственно (это учение сформулировали святые отцы на V Вселенском Соборе), тогда как тело создает посредством двух других организмов, обладающих генетической программой размножения, записанной Творцом на биохимических носителях информации (в генах). Разумная духовная сущность человека, т.е. его душа, которая и является, в первую очередь, носителем образа своего Творца (именно потому мы имеем полное право называть Бога - Отцом), соединяется с зародышем (зиготой) еще в утробе матери. При сотворении душа получает от Бога основные черты Бого-подобия, в том числе и способность, даже стремление к творчеству. Однако человек, не защищенный благодатью Святого Духа, будет непременно подвергаться воздействию демонов в той или иной форме. И чем более талантлив изначально человек, тем больший интерес представляет он для падших ангелов. Это и понятно, поскольку демон, имеющий потребность самовыражения, непременно попытается найти для реализации своих целей наиболее подходящего человека, подобно тому, как хороший музыкант ищет самый качественный инструмент, зная, что от этого будет зависеть и качество исполнения. Таким образом, демон воспользуется талантливым, но безблагодатным человеком с не меньшим удовольствием, чем скрипач знаменитой скрипкой великого Страдивари.
Сколько же блистательно одаренных людей попались на старую примитивную приманку, с помощью которой древний "иноплане-тянин", принявший облик змея, прельстил наших прародителей Адама и Еву: будьте как боги, но без Бога! Наши предки, не вняв предостережению Творца, вместо обещанного "змием" всемогу-щества получили жизнь, полную скорбей, а вместо бессмертия - смерть. Подобным образом те, которые не устояли перед лживыми обещаниями искусителя и пошли на вожделенный контакт с обманщиком, оказываются на пепелище благих надежд и высоких стремлений. Если же они не покаются и не вернутся к Источнику Жизни, - оплатят ценой гибели своей души дьявольские счета за демонический источник творческих дарований. Но если такова цена, то лучше, пожалуй, не написать ни единой строчки, чем быть соавтором дьявола. Здесь, как нам кажется, несколько слов следует сказать об одном интересном и даже парадоксальном явлении, которое наблюдается у тех из людей творчества, кто сознательно или несознательно контактирует с коллегами из параллельного мира. Многие из читателей, вероятно, уже обращали внимание на тот факт, что даже у таких поэтов, которые в своих произведениях прославляют греховные страсти (в основном - блудные), а иногда откровенно богохульствуют, тем не менее, встречаются нередко очень светлые и чистые строки. Этот феномен объясняется, во-первых, тем, что всякая человеческая душа, даже оскверненная грехом, несет в себе образ Божий, а, следовательно, в той или иной мере обладает еще "естественным добром", присущим каждой богоподобной личности от начала. Оно-то и может иногда проявиться в творчестве. А во-вторых, как показывают наши наблюдения, демоны лишь на самых последних стадиях порабощения воли и разума индивидуума курируют и управляют им постоянно. На всех промежуточных стадиях овладения человеком они воздействуют на него с большей или меньшей (по времени) периодичностью, т.е. интермиссии между состояниями "измененного сознания" (психотические состояния) могут иметь различную продолжи-тельность. Именно тогда, когда демон на время оставляет человека и поэт, как говорят, "приходит в себя", возвращаясь в состояние преморбида, он может создавать собственные произве-дения, которые не несут греховного яда или богохульства. В такие моменты Лермонтов, Есенин, Маяковский, Цветаева, Высоцкий и многие другие поэты создавали свои самые светлые произведения. Как нам представляется, по поэтическим плодам можно было бы даже выявить большую или меньшую степень одержимости различных поэтов. Подобное исследование следовало бы поставить таким образом: вначале вычислить процентные отношения явно греховной и «светлой» поэзии (по количеству тех и других стихотворений) в творчестве каждого из них, а затем сравнить эти процентные отношения у разных поэтов. Но что же делать человеку творческой профессии, который чувствует, что иногда кто-то посторонний как бы диктует ему готовые строки, образы или музыкальные фразы (в соответствующих главах описано, как это происходит). Мы советуем ему, "не пряча голову в песок", осознать, что он уже находится у края пропасти. Для того чтобы избежать нравственного, а в дальнейшем и творческого вырожде-ния, а также иных тяжких последствий вплоть до гибели его бессмертной души, необходимо поскорее избавиться от нежданного "соавторства". Правда, иногда бывает весьма трудно себе в нем признаться.
Настоящее, т.е. свободное от демонического влияния творчес-тво, одухотворенное сиянием добра, бескорыстия, жертвенности, светлой радости, всегда чуждо гордыне и безнравственности.Художник же, становящийся ретранслятором творческих упражне-ний демонов, как правило, быстро теряет нравственные ориентиры творчества, в его стремлении к "самовыражению" - "все позволено", как бы скверно это ни было. Все больше в нем разрастается болезненное тщеславие и самолюбие.
По-настоящему зорким к внутреннему состоянию души художник может быть только под покровом Божественной благодати — то есть в том случае, если он регулярно очищает свою совесть Таинствами Покаяния и Причастия. Это и дает ему силу творить в согласии с Божественной волей.
Для людей творчества, думается, будут интересны размышления костромского художника Олега Безсонова, который неосознанно увлекался демонизмом в искусстве. К счастью, поиск истины привел художника ко Христу, открыв ему ту бездну, над которой он балансировал. Вот отрывок из его письма.
«Вынашивание идеи и работа художника над очередным произведением похожа на вынашивание и воспитание ребенка. И как Святая Церковь заповедует плодоносящей усилить молитвен-ное упование и чаще прибегать к живоносным Таинствам, так и художнику следует, вынашивая, выращивая свое рукотворное дитя, искать благодати, дабы рождаемое было благодатным плодом. Воплощая своих "чад" и даря их зрителю, человеку-художнику нужно молитвенно призывать Небесного Художника, прося Его очистить наши руки от пыли греховной нашей природы и мира сего.
Настоящий художник есть нерв оголенный. Дело же личности - понять, потрясает ли этот нерв дух супостата, или же его нежно касается Дух Божий. Это очень важно, потому что даже в самую внешне благообразную работу может проникнуть тонкий лукавый прелестник, его непревзойденное актерство способно вознести душу в тщеславии, обеспечить похвалу и восхищения мира сего.
Самому же зрителю, посещающему музей, выставочный зал, не мешает оградить себя крестом и молитвой. Мир духовный тонок, разнообразно проявляет он себя в замысловатости линий, узоров, мелодий, стихов, тихо и незаметно способен проникать в глубины души человеческой и обмануть незаметно. Без Бога нам - болезнь и погибель, как художнику, так и зрителю».